Презентация, доклад Взаимодействие учителя-логопеда и родителей

Содержание

Участники педагогического процесса

Слайд 1Взаимодействие учителя- логопеда, учителя начальных классов, психолога и родителей в начальной

школе

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» Л.С.Выготский

Автор: Вакулина Е. А.
МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская»

Взаимодействие учителя- логопеда, учителя начальных классов, психолога и родителей в начальной школе«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный

Слайд 2Участники педагогического процесса

Участники педагогического процесса

Слайд 3Модель взаимодействия логопеда и психолога
Учитель-логопед
Педагог-психолог

Диагностика

Проведение психолого-педагогических консилиумов
Коррекционно-развивающая работа

Мониторинг результатов

Создание и реализация

совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей

Решение о прекращении коррекционной работы или изменение характера коррекционной
работы


Консультирование, просвещение педагогов и родителей

Организационная работа

Модель взаимодействия логопеда и психологаУчитель-логопедПедагог-психологДиагностикаПроведение психолого-педагогических консилиумовКоррекционно-развивающая работаМониторинг результатовСоздание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком

Слайд 4ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА

Определение уровня речевого и психического развития ребенка

Выделение факторов риска, на основе

полученных результатов


Составление общей карты развития ребенка


Оценка результативности коррекционной работы
с детьми

ДИАГНОСТИКАДИАГНОСТИКАОпределение уровня речевого и психического развития ребенкаВыделение факторов риска, на основе полученных результатовСоставление общей карты развития ребенкаОценка

Слайд 5Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Слайд 6Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа

Слайд 7Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов
Сбор диагностической информации
Подготовка аналитических материалов
Участие в консилиуме
Реализация решений

консилиума
Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов Сбор диагностической информацииПодготовка аналитических материаловУчастие в консилиумеРеализация решений консилиума

Слайд 8систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять

и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные) – логопед;
 
отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано» - логопед;
 
постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь – логопед;
 
формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляторных) признаков звуков – логопед;
 
закрепление навыков звукового анализа, доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед и учитель.

Взаимодействие учителя и логопеда

систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно

Слайд 9Взаимодействие логопеда и родителей
Семья – первая

социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Обследуя семью, необходимо выяснить следующие факторы:
Жилищные условие семьи;
Возраст, образование матери и отца;
Супружеский опыт(в первом, втором браке, разводе ит. д.);
Состав семьи и структура родственных связей;
Полные семьи с нарушенным кровным родством(приход отчима, мачехи);
Поколенный состав семьи(бабушки, дедушки, проживающие с ребенком) и т.д.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Взаимодействие логопеда и родителей     Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных

Слайд 11Игры со звуками:
«Добавь звук»
Получится новое слово, если к этому слову добавить

звук К:
Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …
 
Какое новое слово получится, если добавить звук Т:
Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …
 
Вставьте в слово после первого звука Л:
Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,
Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …
 
Вставить в слово после первого звука Р:
Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,
сок - …, койка - …, мак - …
 
«Отними звук»
Какое слово получится, если убрать первый звук:
Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,
зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …
 
«Кто больше?»
Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.
Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:
В начале слова – сахар, слон, сумка;
в середине – миска, мост, маска;
в конце слова – овес, автобус, насос.
За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.
Аналогично можно играть и с другими звуками.
Игры со звуками:«Добавь звук»Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:Вол – вол(К),  рыба

Слайд 12Деление слов на слоги
«Прошагай слово»
Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог

– шаг.  
«Волшебники»
Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.
Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога  КОТИК,
измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог  ЛИСТ. 
«Собери слово»
Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов.
Например: ЛИТ, КА, У – УЛИТКА
«Найди слог»
Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы. 
«Ударный слог»
Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.

Деление слов на слоги«Прошагай слово»Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.  «Волшебники»Детям предлагается «превратить» слово,

Слайд 13Развитие связной речи
1.«Писатель» - научить составлять рассказ по плану.
Например,

составление рассказа «В школе»:
вопросы на доске: Как тебя зовут?
В какой школе, в каком классе ты учишься?
Как зовут твою учительницу?
Какой твой класс?
Какие уроки тебе нравятся?
Какой твой любимый предмет?
 
2. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам.
На доске записаны опорные слова, словосочетания:
1. зима, снег
2. пушистое снежное одеяло
3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки
4. играют в снежки, слепить снеговика
5. большой, поменьше, друг на друга, пластилин, глаза, воткнули, надели, смешной
6. весело, горка, лыжи, санки
Чтение опорных слов, словосочетаний сначала учите­лем, затем читают вслух 1—2 ученика.
— Что главное в рассказе?
— Предложите название рассказа. {Зимние забавы.)
— Составьте предложение (предложения) с опорными словами.
 
3. Развитие пассивного и активного словарного запаса:
Например, тема «Строительные инструменты»:
а) Назови слова, обозначающие строительные инструменты (клещи, тиски, молоток, ключ, напильник, ножовка и др.);
б) Продолжи ряд слов – ПИЛА, ТОПОР, ДРЕЛЬ, … .
В) Объясни, для чего нужен каждый инструмент: ПИЛА - … (инструмент для резки, распиливания чего-либо) и т.д.
 
4. игра «Наоборот» - подобрать слова противоположные по смыслу (мяч)
Длинный - …, низкий - …, холодно - …, кричит - …, день - …, сильный - … .

Развитие связной речи1.«Писатель» - научить составлять рассказ по плану.  Например, составление рассказа «В школе»: вопросы на

Слайд 14Дисграфия
Пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам(б-п, г-к, и др.):
Работа

по развитию навыков анализа и синтеза на слух речевых звуков(фонематический слух)
«Куда причалят лодки»-юбка, репка, кнопка, кепка, грибки и т.д. Доказать правильность своих действий подбором проверочного слова.
«Подарки для Жени и Шуры»- чашка, ложка, книжка, катушка, флажки, кошка, пирожки и т.д.
Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.):
Упражнения для развития артикуляторных движений.
Скороговорки.
Письмо под диктовку.
Письмо «зажав язык» или «открыв рот»
Вставь в слово пропущенную букву.
Кроссворды.
Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных:
Упражнения на произнесение трудных словосочетаний.
Скороговорки.
Письменные упражнения с опорой на наглядный материал.
Одновременно со взрослым произносить и писать слова, предложения.
Кроссворды.
Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы:
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Игры на развитие пространственного восприятия(лево-право, верх-низ)
Письмо по трафаретам.
Умение печатать на компьютере.
Книжки-прописи, книжки-раскраски.
Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова:
Игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства схемы тела.
«Отгадай и напиши букву»
«Собери картинку»
Кроссворды.
Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы:
Произнесение звука с попыткой его написать, нарисовать.
Письмо по трафаретам, прописи, книжки-раскраски, рисование.
«Вставь букву»-подписи под рисунками.
Кроссворды.
ДисграфияПропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам(б-п, г-к, и др.):Работа по развитию навыков анализа и синтеза

Слайд 15Коррекция письма
Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу; один пень –

два пня – пять пней.
один олень - … - …: один щенок - … - …:
одно дерево - … - …: одно ведро - … - …:
одна доска - … - …: один львенок - … - ….
Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.
олпк - …, …: ракп - …, …: уткс - …, …
аршм - …, …: ткна - …, …: купс - …, …:
алтс - …, …: опст - …, …: алз - …, …, …
Упражнение 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.
Кругый стол, моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня
Упражнение 4. Прочитайте ряд слов и запишите как запомнили.
фартук краска струйка
пальма костер кольцо стакан
верблюд журнал ветер шляпа
журавль портфель окно лодка фонтан
Упражнение 5. Соберите из слогов слова и запишите их.
Муш, кор, ка: маш, ро, ка: трол, бус, лей ви, град, но:
кар, ка, тош: ди, ста, он: ка, гуш, ля ка, буш, ба
Упражнение 6.Составьте предложения из слов.
Бежал, широкой, по, улице.
Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.
В, с, театр, дети, учителем, поехали.
Старой, под, грелась, рысь, сосной.
Коррекция письмаУпражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу; один пень – два пня – пять пней.один олень

Слайд 16Методика раннего выявления дислексии
«Рядоговорение»- времена года, дни недели
«Ритмы»- постучи так как

я.
«Кулак- ребро- ладонь»-повторить последовательность движений.
«Повторение цифр»- повторить ряд из 3, 4, 5 цифр сначала в таком же порядке, а затем в обратном. Н-р:7-2-9-6, 8-4-9-3.
Ориентировка в «право- лево». Н-р: подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу и т.д.
Составление рассказа по серии картинок.
Методика раннего выявления дислексии«Рядоговорение»- времена года, дни недели«Ритмы»- постучи так как я.«Кулак- ребро- ладонь»-повторить последовательность движений.«Повторение цифр»-

Слайд 17Нарушения и рекомендации
Не умеет читать, не знает букв:
«Чудесный мешочек»-отгадать буквы, составить

из них слова и прочесть их.
«Садовники»- рисовать схему, определять звуковой состав слова. Н-р : мак, роза, астра и т.д. Тема может меняться.
«Теремок»- согласная хочет войти в терем, пустят когда верно о себе расскажет и правильно прочтет слоги.
«Эхо»- смех- мех, крот- рот, экран, олень, клещ, мель, удочка, мрак.
Читает в обратном направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы:
Рисование букв по трафарету, по прописям, рисование букв по точкам, формирование правильного представления о схеме тела.
Пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов, текста:
Упражнения на развитие глазодвигательных мышц.
«Догадайся какой буквы не хватает?»
Кроссворды.
Нарушения и рекомендацииНе умеет читать, не знает букв:«Чудесный мешочек»-отгадать буквы, составить из них слова и прочесть их.«Садовники»-

Слайд 18Предупреждение и коррекция ошибок чтения
Задание 1. Прочитай в таблице сначала все

слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.
Задание 2. Не считая буквы в словах, определи, ка­кие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.
КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП
ЛЕТО КИТ КНИГА
Таблица букв
Цель: развитие зрительно­го анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение:
1) в таблицах найди клетку с указанным числом, запиши соответствующую букву, прочитай шепотом полученное слово;
найди клетку с нужной буквой и запиши число, записанное в ней.
Корректурная проба
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу.
Поставь по порядку
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря.
Выполнение:
1) поставь слоги по порядку, назови полученное слово;
2) составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку


Предупреждение и коррекция ошибок чтенияЗадание 1. Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а

Слайд 19Просветительский блок
Выступление на родительских собраниях с ознакомлением родителей с нормами речевого

развития и логопедической литературой
Проведение индивидуальных консультаций для родителей в целях знакомства с результатами логопедического обследования
Проведение родительских собраний с родителями детей, посещающих логопедические занятия для ознакомления с планом работы
Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями
Оформление стендов с общими рекомендациями
Просветительский блокВыступление на родительских собраниях с ознакомлением родителей с нормами речевого развития и логопедической литературойПроведение индивидуальных консультаций

Слайд 20Практический блок
Демонстрация приёмов работы по коррекции звукопроизношения и развитию речи на

консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых)
Открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей
Проведение тематических семинаров-практикумов, гостиных и т.д.
Тетради
Практический блокДемонстрация приёмов работы по коррекции звукопроизношения и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых)Открытые

Слайд 21Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература

Слайд 22Спасибо
за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть