Слайд 1
Образовательные технологии, формы, методы
и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как
средства борьбы с клиповым мышлением
Слайд 2Задачей педагогов
является не борьба с клиповым мышлением учащихся, а умение
приспособить его к изменившимся условиям и использовать для процесса обучения и воспитания.
Слайд 3Изменить приоритеты целей обучения
На первый план следует
выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное, его мыслительных процессов.
Слайд 4Известный американский психолог Говард Гарднер описал основные типы мышления, которые необходимы
для переработки и осознания информации:
дисциплинарный
синтезирующий
креативный
этический.
Слайд 5Дисциплинарный тип мышления:
ученик осваивает одну модель мышления – способ восприятия,
который необходим для конкретной учебной дисциплины. Этот тип мышления помогает ему постоянно совершенствовать навыки и углублять понимание дисциплины. Данная модель очень важна, так как, не изучив хотя бы одну дисциплину, в будущем человек не сможет действовать самостоятельно и полноценно в какой бы то ни было сфере деятельности.
Слайд 6Синтезирующий тип
позволяет извлекать информацию из самых разных источников, понимать и
оценивать ее объективно, главное – сводить информацию воедино таким образом, чтобы результат имел самостоятельную ценность.
Слайд 7Креативный тип мышления
предполагает рождение новых идей. Человек, обладающий креативным типом
мышления, уверенно ориентируется в незнакомой сфере деятельности, быстрее адаптируется к нестандартным условиям.
Слайд 8Этический тип мышления
формирует представление о том, как нужно служить целям,
выходящим за рамки собственных интересов.
Слайд 9Возможности, которые развивают визуальное мышление:
умение видеть ситуацию в целом, что позволяет
человеку быстро принять правильное решение;
умение держать в голове много информации, при этом анализировать и структурировать ее для дальнейшего использования;
умение видеть суть проблемы, отсеивать ненужные данные.
Слайд 10 Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают повышение эффективности процесса обучения,
участие в исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.
Слайд 11Кейс-технология - технология обучения
Это интерактивная технология для краткосрочного
обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Кейс-технологию иногда называют Гарвардской технологии.
Слайд 12Технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
Основными функциями и областью применения ТРИЗ являются решение изобретательских задач любой сложности и направленности; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства, помогающий школьнику уйти от клипового мышления и раскрыть свой творческий потенциал. В совокупности все эти технологии формируют понятийное мышление и противодействуют клиповому мышлению.