Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИСТВЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА
Возможности здоровьесберегающей деятельности сельской
школы
Материал подготовила замдиректора по УВР
Долгушина Людмила Александровна
Слайд 3 Педагогический коллектив
(21 человек)
Средний возраст
35 лет
Средний педстаж
15 лет
Прошли курсы повышения квалификации за последние три года
14 человек/70%
Лауреаты конкурсов
2 человека
Почетный работник
Общего образования
Р.Ф (руководители)
2 чел /10%
Региональные награды
школа
18 педагогов, 1 воспитатель
Детский сад
2 воспитателя
ΙΙ категория
8 чел /38 %
Высшая категория
(руководители)
2 человека /9,5%
1 категория- 6 чел
руководители-1
Учителя- 5 чел /23,8 %
Награждены почетными грамотами РУО
Отличник народного образования 1 чел /5 %
Слайд 4Актуальность темы
Состояние здоровья детей в школе, уровень их физического развития и
наличие патологий должны были оцениваться медицинскими работниками и учителями физической культуры, определяющими физическую подготовленность. В силу межведомственной разобщенности данные, получаемые в школах, не сводились воедино. Кроме того, тесты, применяемые учителями физической культуры для определения уровня сформированности двигательных качеств, не позволяют объективно оценить физическую подготовленность учащихся.
Показатели здоровья школьников младших классов ухудшаются в первые же годы обучения.
В структуре функциональных отклонений у детей на первом ранговом месте в школах здоровья и школах общего типа находились расстройства системы пищеварения, на 2-3 местах — заболевания сердечно-сосудистой системы и повреждения опорно-двигательного аппарата, на 4 — нервно-психические расстройства.
В настоящее время в учебно-воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:
недостаточная двигательная активность;
• нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
Слайд 5• нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой
деятельности;
• нарушение организации питания;
• отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие
вредных привычек;
• неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе.
В современной школе все эти факторы риска присутствуют в полном объеме.
В последние годы в нашей стране увеличивается заболеваемость среди детского и взрослого населения, сокращается продолжительность жизни, что во многом обусловлено сложными экономическими и экологическими условиями. Влияние данных факторов на развитие человека привело к серьезным последствиям, и прежде всего к резкому возрастанию количества детей с аномалиями в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов, среди школьников России такие дети составляют 70-80%. Школьников, имеющих отклонения только в состоянии опорно-двигательного аппарата, насчитывается более 60 %. Сегодня лишь 4—10% выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми.
В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий.
Слайд 6Цель
Разработать модель школы как социокультурного центра села, обеспечивающего формирование культуры здоровья
у учащихся, работников школы и населения.
Задачи
1.Сохранение и укрепление здоровья воспитанников образовательного учреждения и жителей села.
2. Развития духовно-нравственного потенциала воспитанников, их социальной адаптации, профессионального самоопределения и профессиональной подготовки.
3. Ввести новые предметы в школе и разработать систему просвещения
населения по вопросам сохранение и укрепление здоровья;
4. Разработать программу совместной деятельности с сельской
библиотекой, сельским домом культуры и другими социальными
институтами села;
5. Наладить более тесное сотрудничество с Черепановской ЦРБ для более полного исследования состояния здоровья учащихся, учителей, жителей села.
Слайд 7
Работу по оздоровлению детей мы начали с изучения соответствующей литературы с
педагогическим коллективом школы. После изучения литературы мы начали обследование школьников.
Слайд 8
В соответствии с программой «Здоровье», разработанной в школе, используя скрининг тесты,
определяем индивидуальную оценку физического развития учащихся 1-3 классов. Учащиеся с выявленными нарушениями направляются в детскую поликлинику к врачам – специалистам.
Слайд 9 Необходимо отследить режим дня школьников, который характеризует степень рациональной организации
режима дня, учебной и внеучебной нагрузки. Эти показатели в значительной степени определяют уровень состояния здоровья и эффективность мер по его сохранению и укреплению. Режим дня школьников в ОУ можно проанализировать, используя анкету, которую в начальных классах заполняют с помощью родителей, в остальных - сами учащиеся.
АНКЕТА
Школа________________ Класс_____________ Дата заполнения________________
Фамилия_______________ Имя________________
Возраст________________лет
Посещает группу продлённого дня «да, нет» (нужное подчеркнуть)
Слайд 10Основная цель
Создать модель школы
как социокультурного
центра села, обеспечивающего:
Сохранение и укрепление
здоровья воспитанников
д\сада,
школы, пед.коллектива
и всех жителей села.
Развитие духовно-нравственного
Потенциала детей и взрослых.
Социальную адаптацию, профессиональное
самоопределение и профессиональную
подготовку учащихся.
Слайд 11Обеспечение развития детей
и подготовка их к образовательной
деятельности
Детский сад
Школа
Раннее развитие детей
Работа творческих
объединений
Работа
Слайд 12
Работа с родителями и населением
школа
Участие в
организации
питания,
ремонта школы
Родительские
собрания,
семинары,
праздники
Кружковая
работа
Участие
в
общешкольных
и внешкольных
мероприятиях
Лекторий по
проблемам
здоровья и
профилактике
наркомании
и алкоголизма
Фольклорная группа:
введение детей в традиции
народной культуры
Патриотическое
воспитание,
изучение истории
села,
работа музея
Связь с
ветеранами
села
Слайд 13Связь с сельским Домом Культуры и сельской
библиотекой.
Школа
Сельская
библиотека
Творческие
объединения,
читательский клуб
сбор материала для шк. музея
Творческие объединения,
фольклорная группа,
мероприятия
с ветеранами и
сельской молодежью
Приобщение
к культуре,
истории,
развитие
художественных
способностей,
занятость
детей ,
создание
школьного
музея.
дк
Слайд 14Связь с ОАО «Листвянский» и сельскими
магазинами.
ОАО
«Листвянский»
Сельские
магазины
Организация
питания
детей,
ремонт
д/сада и школы,
оказание
транспортных
услуг,
предоставление
посевных площадей
Профилактика и контроль
за продажей алкогольных
и табачных изделий,
оказание спонсорской
помощи школе и д/саду.
Содействие семье и школе
Слайд 15
13,2%
Нарушение зрения
4%
Сердечно-сосудистые
заболевания
6,6%
Плоскостопие
13,2%
Нарушение осанки
4,1%
Бронхиальная астма
4%
Заболевания желудочно-
кишечного тракта
6,6%
Дефекты речи
13,2%
Нарушение зрения
4%
Сердечно-сосудистые
заболевания
Слайд 16
Составив график рождаемости и заболеваемости
при рождаемости детей
в с. Листвянка
и с. Татарка мы видим следующее:
Рождаемость последние три года увеличивается, но всё равно
дети рождаются с патологиями.
Слайд 17Мы в школе с 1996 года работаем по программе «Здоровья»
Программа состоит
из нескольких разделов:
Организация двигательной активности учащихся
Лечебно-профилактическая работа
Планирование и организация физкультурных мероприятий
Воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями
Диагностика физического развития
Приобретение необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры
Слайд 18Все физкультурно-оздоровительные мероприятия в нашей школе осуществляются в режиме учебного дня
Слайд 19Работа школы по увеличению двигательной активности учащихся и школьников
Утренняя гимнастика
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Подвижные
игры детей
Спортивные игры
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение)
Пешие прогулки
Музыкальные физкультминутки на каждом уроке в 1-11 классах
Слайд 22Укрепление психофизического и социального
здоровья воспитанников и взрослых.
Оздоровительная
деятельность
Связь с центральной
районной
больницей
Физическая
культура и
спорт
Ритмика – средство развития чувства ритма и эстетического вкуса.
Кружки и занятия по
ритмики для детей детского сада и школы.
В ДК и школе
ежемесячные Дни здоровья и спортивные праздники с участием всех
жителей села.
Обследование воспитанников
и взрослых,необходимое лечение.
Лекции для воспитанников
и взрослых по вопросам
наркомании, алкогольной и
табачной зависимости и
профилактики
вен.заболеваний
3-й урок физ-ры во
2-11 кл
кружки и секции для
детей и взрослых в школе
и ДК
школьные и сельские
Фольклорные и тематические соревнования
и праздники
Слайд 24Уроки оздоровительной физкультуры
Слайд 29Круглогодичное полоскание горла и полости рта настоем трав (ромашка, шалфея, календула)
Оздоровительные
мероприятия
Слайд 30Фиточай
Уже который год проводим профилактику гриппа, даём детям отвар шиповника и
драже аскорбиновой кислоты
Проводится кварцевание кабинетов
Слайд 32
Анкета
/для родителей и учащихся 1-5 классов/
Фамилия_________________ Имя__________________ Отчество_____________________
Школа____________________ Класс__________________
Уважаемые товарищи!
Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребёнка/Вашего состояния здоровья/ и своевременного врачебному совета. Подчеркнуть «Да» или «Нет».
Бывают ли:
1 Головные боли беспричинные, при волнении. После физической нагрузки, после посещения д/сада, школы ____Да Нет
2. Слезливость, частые колебания настроения, страх ______________________________ Да Нет
3. Слабость, утомляемость после занятий /в школе, д/саду, дома ____________________ Да Нет
4. Нарушение сна /долгое не засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по
утрам ______Да Нет
5. Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении _____________ Да Нет
6. Головокружения, неуспеваемости при перемене положения тела __________________ Да Нет
7. Обмороки ________________________________________________________________ Да Нет
8. Двигательная расторможенность /не может долго усидеть на месте/ ________________Да Нет
9. Навязчивые движения /теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызёт ногти, сосёт палец, часто мигает, заикается/
___________Да Нет
10 Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои ____________ Да Нет
11. Повышение артериального давления _________________________________________ Да Нет
12. Частый насморк /4 и более раз в год/ ________________________________________ Да Нет
13. Частый кашель /4 и более раз в год/ __________________________________________ Да Нет
14. Частая потеря голоса /4 и более раз в год/ _____________________________________ Да Нет
15. Боли в животе ____________________________________________________________ Да Нет
16. Боли в животе после приёма пищи __________________________________________ Да Нет
17. Боли в животе до приёма пищи _____________________________________________ Да Нет
18. Тошнота, отрыжка, изжога _________________________________________________ Да Нет
19. Нарушение стула /запор, понос/ _____________________________________________ Да Нет
20. Заболевание желудка, печени, кишечника ____________________________________ Да Нет
.21. Боли в пояснице __________________________________________________________ Да Нет
22. Боли при мочеиспускании _________________________________________________ Да Нет
23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства /отёки, затруднённое дыхание, сыпь/ ____________Да Нет
24. Реакция на прививки /сыпь, отёки, затруднённое дыхание/______________________ Да Нет
25. Появление экссудативного диатеза /покраснение кожи, шелушение, экзема/ _______ Да Нет
Слайд 33Занятия на велотренажёре и электромассаж стоп ног
Слайд 36Динамика наблюдений за физическим
развитием детей в 1-5 классах.
Слайд 37Динамика наблюдений за физическим
развитием детей в 1-9 классах.
осв-
освобождённые от физических занятий.
Слайд 38
Динамика наблюдений за физическим
развитием детей в 5-11 классах.
Слайд 39Результаты работы по данной теме следующие:
снижение заболеваемости учащихся:
а)1996 год – 72%
учащиеся имели отклонения в здоровье, 2005 год – 62%, 2006 год – 57%;
б) снижение уровня заболеваемости ОРВИ на 20%;
в) за последние 3 года в школе не наблюдалось эпидемии гриппа;
г) по школе I группа здоровья – у 22,6%, II группа – 75%, III группа - 2,4%;
уровень физического развития детей – средний, выше среднего.
по результатам учебной деятельности за 2006-07 уч. год абсолютная успеваемость – 100%, качественная – 44,3 %
Отслеживание физического развития учащихся показывает повышение уровня физической подготовки учащихся и снижения уровня заболеваемости ОРВИ
Слайд 41В селе проживают – 750 человек:
из них 120 детей.
Из 75 человек, обучающихся в школе, 71 воспитываются в малообеспеченных семьях
Детский сад посещает 20 человек.
Слайд 42Всего семей: 50
Многодетные семьи: 7 (26 детей)
Неполные семьи: 7
Неблагополучные семьи: 6
Семья
с одним ребенком: 27
с двумя: 34
Состав семьи
Слайд 43С 1996 года наша школа работала по теме «Формирование здоровьесберегающей среды
в образовательном учреждении», мы эту тему развили и перешли на более широкий уровень, сделав школу социокультурным центром села.
Приоритетное направление работы школы
Слайд 44Влияние питания на развитие ребёнка
Обеспечивает
гармоническое
физическое
и нервно-психическое
развитие
детей
Устойчивость
к неблагоприятным
условиям среды
Повышает
сопротивляемость
к инфекционным
заболеваниям
Слайд 45ОАО
Листвянское
Помощь в организации
нормального
функционирования школы
Организация
питания
Оказание помощи
по выращиванию
картофеля
Организация поездок
в г.Новосибирск
педагогического
коллектива
Обеспеченье
школьной
столовой
высококачественными
Продуктами (мясо,
молоко)
Сельхозтехника
Приобретение и ремонт
оборудования
школьной столовой
Организация поездок
учащихся с целью
повышении
культурного уровня
Выделение пиломатериалов
для школьной мастерской
и хозяйственные нужды
школы
Помощь в проведении
школьных
праздников
ГСМ
Слайд 48Охват учащихся питанием
Охват учащихся горячим питанием составляет 100%:
Два раза в день
– 60%
Один раз в день – 40%
Слайд 49Стоимость питания
Родительская плата -150 руб. в месяц
Для удешевления питания :
1.учащиеся выращивают:
Картофель,
Свеклу,
Морковь,
Капусту,
Плодово-ягодные
культуры,
Лук, тыква, кабачки
2. Выпечка хлебо - булочных
изделий в школьной столовой
Слайд 50Ш К О Л Ь Н О Е М Е Н
Ю
ПОНЕДЕЛЬНИК,
СРЕДА,
ПЯТНИЦА – мясной день
ВТОРНИК – молочный день
ЧЕТВЕРГ – рыбный день
Слайд 51Стоимость блюд в школьной столовой
Слайд 52Площадь пришкольного участка – 0,53 га
Картофельное поле – 2,5 га
Пришкольный участок
Слайд 53На участке и на грядках,
Будет всё у нас в порядке.
Слайд 54Заготовим овощей,
Повара нам сварят щей.
Слайд 55Травы, листья и цветочки,
В школе мы насушим впрок.
Слайд 56Круглый год зелёный лук, от простуды верный друг
Слайд 57Сельскохозяйственная продукция
В 2007 году всего собрано продукции на сумму 75800 рублей:
Картофель
– 9000кг Х 7 руб = 63000руб
Капуста – 500кг Х 5 руб = 2500руб
Морковь - 700кг Х 9 руб = 6300руб
Свекла - 500кг Х 8 руб = 4000руб
Слайд 58На удешевление питания учащихся в 2007г планируется использовать:
Картофеля – 3400кг Х
7 руб = 23800руб
Капусты – 400кг Х 5 руб = 2000руб
Моркови - 570кг Х 9 руб = 5130руб
Свеклы - 380кг Х 8 руб = 3040руб
ИТОГО: 47970 рублей
Сельскохозяйственная продукция
Слайд 59Реализовано продукции на сумму 27830 руб.
Полученные деньги использовали на:
спортивный инвентарь
– 13000руб
оборудование кабинетов – 6900руб
проведение культурно-массовых мероприятий – 3000руб
Хозяйственные нужды – 4930руб
Сельскохозяйственная продукция
Слайд 60 Организованное таким образом питание, способствует сохранению и укреплению
здоровья учащихся
1. снижение заболеваемости учащихся:
а)1996 год – 72% учащиеся имели отклонения в здоровье, 2005 год – 42%, 2006 год – 35%;
б) снижение уровня заболеваемости ОРВИ на 20%;
в) за последние 3 года в школе не наблюдалось эпидемии гриппа;
г) по школе I группа здоровья – у 22,6%, II группа – 75%, III группа - 2,4%;
2. уровень физического развития детей – средний и выше среднего
3. по результатам учебной деятельности за 2006-07 уч. год абсолютная успеваемость – 100%, качественная – 44,3 %
Заключение
Слайд 61Знания по вопросам здоровья даются через:
Биологию, экологию, ОБЖ.
Дни здоровья
Агитбригады
Просветительскую работу узких
специалистов
Общешкольные и классные праздники
Классные часы
Организацию исследовательской деятельности учащихся
________________________________________________________
Вывод: необходима система в обучении,
использование активных технологий, важно включить в работу весь коллектив.
Слайд 62Консультативно-просветительская работа (пропаганда ЗОЖ)
серия педагогических советов (Здоровый образ жизни: проблемы
и решения);
теоретические и практические семинары, тренинги;
взаимопосещение уроков с целью анализа выполнения валеологических требований;
лекторий для родителей (бюллетени, выставки);
анкетирование, тестирование родителей, учащихся, педагогов;
валеоинформации (классные валеологи);
медицинские бюллетени;
стенгазеты «ЗОЖ»;
конкурсы рисунков и плакатов по «ЗОЖ»;
«уголок здоровья» (в каждом кабинете);
конкурс «Самый здоровый класс».
Слайд 64
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в
свои силы»
В.А.Сухомлинский