Презентация, доклад выступление на педагогическом совете Работа педагога - психолога по профилактике ассоциального поведения детей и подростков

Содержание

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим

Слайд 1асоциального поведения
по профилактике
детей и подростков
Подготовила:
Педагог – психолог
Забродина Ю.А.
Работа педагога

– психолога
асоциального поведенияпо профилактикедетей и подростков Подготовила: Педагог – психологЗабродина Ю.А.Работа педагога – психолога

Слайд 2Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового

созревания.

Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.

Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

Характерные особенности подросткового возраста:
эмоциональная незрелость,
недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение,
соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость,
желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.Подростковый период развития охватывает возраст с

Слайд 3Этапы формирования асоциального поведения
На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает

несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований.
Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует.
Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии.
Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности

На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др.
Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы.
При успешной работе прогноз может быть положительным.
При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

Этапы формирования асоциального поведенияНа первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных

Слайд 4При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и

проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным:
- личность воспринимает свое поведение как нормальное
- личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения;
- личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта.
Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.

Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями.
В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман,

Слайд 5На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и

накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам:
-личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,
-наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.

Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.

На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи,

Слайд 6Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий,

проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.

Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями.
Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа.
На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы

Слайд 71. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
2. Частая неуверенность

в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.

3. Трудности в общении со сверстниками на улице.

Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения

4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.

5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.

7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.

9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.

10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.

11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.

12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования

Слайд 8Формы работы педагога-психолога по профилактике ассоциального поведения.
Индивидуальные – это формы, которые обеспечивают

выбор элементов
педагогической системы, а также темпа учебно-воспитательной деятельности
с учетом индивидуальных различий учащихся, уровня развития их способностей
и потенциальных возможностей.

Групповые – формы, благодаря которым учащийся приобретает опыт группового
взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности,
Конструирования межличностных отношений в совместной деятельности.
Формы работы педагога-психолога по профилактике ассоциального поведения.Индивидуальные – это формы, которые обеспечивают выбор элементов педагогической системы, а также

Слайд 9Диагностика несовершеннолетних с ассоциальным поведением включает в себя
: - познавательную сферу

и обучаемость;
межличностные отношения (общение в классе, в семье);
- личностные и внутриличностные особенности (темперамент, характер, самооценка, тревожность и страхи, организаторские, коммуникативные и творческие способности, предпочтения в профессии, склонность к зависимому поведению и др.).


В международной классификации болезней (МКБ-10) антисоциальное поведение рассматривается в рамках «антисоциального нарушения личности». Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость, проявляемая к животным, более слабым детям, агрессивность, внутриличностные проблемы.

Диагностика несовершеннолетних с ассоциальным поведением включает в себя: - познавательную сферу и обучаемость; межличностные отношения (общение в

Слайд 10Работа с учащимся  выстраивается в несколько этапов:
















-изучение подростка и окружающей его

среды (психологическая диагностика);

-обеспечение психологической готовности подростка к изменению (беседы с подростком, вхождение в доверие к нему,
пробуждение его интереса к той или иной деятельности);

-накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков (стимулирование положительных поступков,
изменений, профориентационная работа);

-самовоспитание (поддержка подростка в процессе самовоспитания).

Работа с учащимся  выстраивается в несколько этапов:			-изучение подростка и окружающей его среды (психологическая диагностика);-обеспечение психологической готовности подростка

Слайд 11РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С АССОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Не используйте

нравоучения.

Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

Не ставьте на ребенке крест.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С АССОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на

Слайд 12РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С АССОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Не загоняйте ребенка

в угол, поставив в затруднительное положение.

Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С АССОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМНе загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.Беседу

Слайд 13Психологи выявили четыре основных причины
серьезных нарушений поведения детей.
а) Привлечь

к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей. а) Привлечь к себе внимание. Если ребенок не

Слайд 14в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за

несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
в) Отплатить, отомстить, взять реванш. Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души

Слайд 15Педагогические ситуации.
Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.
Ситуация

1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор

Слайд 16Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе

внимание.


Рекомендации:
Игнорировать.
Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.
Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?
Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.
Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.Рекомендации:Игнорировать.Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.Задать

Слайд 17Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые

пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.


Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его

Слайд 18Ответ: упрямится или усиливает неповиновение.
Цель: показать, что имеет власть над

другими


Рекомендации
Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка,
избавить ребенка от излишнего диктата и давления.
Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другимиРекомендацииИзбегать борьбы за власть, уменьшить свою

Слайд 19Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают

ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой

Слайд 20Ответ: Чувствует себя оскорбленным,
стремится отплатить еще и за это.
Цель:

отплатить, отомстить, взять реванш.


Рекомендации
Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину
мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.
Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.РекомендацииНе показывать свой

Слайд 21Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые

соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни

Слайд 22Ответ: ребенок остается беспомощным.
Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.


Рекомендации:
Поверить

в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят.
Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность.
При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить,
отмечайте любой, даже самый незначительный успех.
Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.
Ответ: ребенок остается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. Рекомендации:Поверить в способности и возможности ребенка, дать

Слайд 23 Подросток Т. 14 лет. Живет с матерью и отчимом.
Мать эмоционально

холодная, заботится лишь о материальной стороне
жизни девочки. Отчим занят своей работой, на девочку не обращает внимания.
Т. с ранних лет «не подчиняется» родителям. Капризная, непослушная,
склонная к обманам. Мать обратила внимание на то, что девочка с пяти лет
петь «блатные песни», которые где-то слышала на улице. С девятилетнего возраста Т. убегает из дома, не возвращается на ночь, ночуя в подъездах,
«так как можно свободно покурить, а дома ей скучно». Алкоголь впервые
попробовала в 10 лет, с этого времени выпивает периодически в компаниях
подростков, старших по возрасту. Заявляет, что «все равно вы со мной ничего
не сделаете, я попаду в тюрьму или публичный дом». Общается с лицами,
злоупотребляющими различными лекарствами. Школу постоянно пропускает,
так как «учиться неинтересно, скучно», предпочитает проводить время с друзьями.
К матери и отчиму относится отрицательно, считает, что они ей не нужны,
а только мешают.
Ваши действия
1)Ограничить или лишить родителей прав на ребенка, девочку отправить в детский дом;
2) Ограничить или лишить родителей прав на ребенка, девочку отдать на попечение другим родственникам;
3) Ничего не делать, оставить семью в покое;
4) Свой вариант ответа








Подросток Т. 14 лет. Живет с матерью и отчимом.Мать эмоционально холодная, заботится лишь о материальной стороне

Слайд 24Подросток А, 12 лет. Проживает с папой, бабушкой и дедушкой. Мама

мальчика холодна с ним, на контакт идет без желания, с отцом не проживает, т.к. у нее другая семья и по решению суда подросток проживает с отцом.
Папа работает дальнобойщиком, его часто не бывает дома, тем самым мальчик большую часть времени находится на попечении бабушки и дедушки. Подросток А. агрессивный по отношению к учащимся в школе, задиристый, злопамятный, вредный, постоянно нарушает правила поведения в школе, постоянно парирует тем, что свои права знает. Сменил несколько школ. К учителям относится формально, отвечает. Классный руководитель постоянно звонит папе, бабушке и дедушке и рассказывает о негативном поведении ребенка. Родителей неоднократно вызывали в школу на профилактические беседы с классным руководителем, социальным педагогом, на Совет Профилактики. После этого подросток на время успокаивался, но потом все начиналось заново.

Что делать педагогам?
Обратиться за помощью в КДН;
Вывести подростка на индивидуальное обучение, т.к. он является социально опасным;
Обратиться за помощью к врачу – психиатру;
Свой вариант ответа;
Подросток А, 12 лет. Проживает с папой, бабушкой и дедушкой. Мама мальчика холодна с ним, на контакт

Слайд 25Подросток К., 15 лет Находится на попечении у бабушки. В семье

еще проживет его несовершеннолетняя сестра и родной сын бабушки.
Мальчик скрытный, молчаливый , делает то, что взбредет ему в голову, часто пропускает школу (потому что так хочет), друзей в школе нет, общается с тем, кого выберет, домашние задания делает от случая к случаю, бабушку свою не слушает и не воспринимает. Может сходить в больницу, притворится больным и уйти на больничку, лишь бы не ходить в школу. Делает то, что ему хочется.
Бабушка часто ходит в инстанции жалуется на то, что ей никто не помогает. Приходит в школу на консультацию к педагогу – психологу, социальному педагогу – выслушает их, согласиться с ними, но ничего не предпринимает. В беседе с классным руководителем делает акцент на том, чтобы школа воспитывала ребенка.

Что делать учителям и школе в целом?
Лишить бабушку опекунства и отправить подростка к матери;
Оставить семью в покое, пусть сами разбираются со своими проблемами?
Свой вариант ответа

Подросток К., 15 лет Находится на попечении у бабушки. В семье еще проживет его несовершеннолетняя сестра и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть