Слайд 1Возможности сказки и сказкотерапии в работе учителя- логопеда.
Крутько Н.А. , учитель – логопед ВКК
Воронеж 2016г
Слайд 2
«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ, ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ
ЧЕЛОВЕКОМ, И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ, КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ, И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»
ИРИНА ТОКМАКОВА
Слайд 3
Метод сказкотерапии
является здоровьесберегающей технологией , комплексной системой, направленной на
коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Слайд 4Формы работы комплексной сказкотерапии :
Анализ сказок ( решение «открытых» сказочных задач).
Рассказывание
сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).
Слайд 5Элементы сказкотерапии – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) психодинамические
медитации
Слайд 6Использование сказок в логопедической работе
Дидактические.
Художественные:
Народные
Сказки о животных
Бытовые скказки
Волшебные сказки
Авторские
Слайд 7Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя
усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Слайд 8Приемы работы со сказкой на логопедическом занятии
вычленение слов из сказки с
заданным звуком;
рифмовка слов (удалец-молодец);
придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка,снег, снеговик, снеговичок);
подбор эпитетов к сказочному герою;
называние сказочного героя по эпитетам;
называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
подбор к действиям - сказочного персонажа;
придумывание нового названия сказки;
называние пропущенных слов в сказке и др.
Слайд 9В работе над предложением можно выделить два направления:
Работа по его развертыванию,
распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Слайд 10Для формирования правильного грамматического строя можно использовать следующие формы работы:
составление предложений
по опорным картинкам из сказок;
составление предложений с определенным словом,
несколькими словами;
распространение предложения;
составление предложений по демонстрации действий
сказочных персонажей;
составление предложений с опорой на игрушку;
упражнение "Закончи предложение" и т.д.
Слайд 11Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи:
«ПРИДУМЫВАНИЕ КРАТКИХ ИСТОРИЙ».
«МОДЕЛИРОВАНИЕ»
«СКАЗКИ ПРО
САМОГО СЕБЯ».
«ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ».
«БИНОМ ФАНТАЗИИ».
«СКАЗКА-КАЛЬКА».
«СЛОВО-СКАЗКА»
«СКАЗКИ ПО-НОВОМУ».
СЛОВЕСНАЯ РЕЖИСЕРСКАЯ ИГРА.
ПЕРЕСКАЗ ОТ ЛИЦА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ
«А ЧТО ПОТОМ».
«СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА К СКАЗКЕ».
«ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ».
Слайд 12Формирование мелодико- просодико- интонацироннной стороны речи
развития речевого дыхания,
плавности речи, дикции
(на выдохе произносятся фразы),
развитие различной силы выдыхания,
развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Слайд 13Логопедические сказки
Логосказки являются дидактическими, так как создаются учителем-логопедом, с одной стороны,
для коррекции и развития психологической базы речи ребенка с нарушениями речи, с другой, для организации учебного материала по воспитанию языковых и коммуникативных способностей.
Мимические
Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Слайд 14
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Цель: создание
положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала .
Абстрактные символы ( буквы, звуки , предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.
Слайд 18Сказки, способствующие развитию связной речи
Слайд 19Сказки, способствующие развитию связной речи
Слайд 22Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика.
Е. П. Ильин. Эмоции и чувства.
Санкт-Петербург Москва - Харьков – Минск 2001
Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Издательство «Речь». Санкт-Петербург,2000г
Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.
Выгодская И. Г., Берковская Н.В. «Звукоград.Буквоград.Златоустия.» М. 2001г.