Слайд 1Модель массового вовлечения учащихся группы риска
во внеурочную деятельность
Слайд 2Понятие «дети группы риска»
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как
правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Слайд 3Группы факторов риска
медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в
психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.)
Слайд 4Группы факторов риска
социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи,
асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе)
Слайд 5Группы факторов риска
психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость,
неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.)
Слайд 6Группы факторов риска
педагогические (несоответствие содержания образования и условий обучения детей их
психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок)
Слайд 7Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
ошибками воспитания (педагогический фактор)
минимальными поражениями нервной системы (медико-биологический фактор).
Слайд 8Категории детей «группы риска»
1) дети с недостаточными способностями к обучению
(ЗПР);
2) дети с высокими способностями к обучению (одаренность);
3) дети с нейродинамическими нарушениями поведения (гиперактивность, гипоактивность);
4) дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии (леворукость, амбидекстрия);
5) дети с отклонениями в эмоциональной сфере (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость).
Слайд 9Выделенные психологические проблемы
«детей группы риска» имеют биполярную структуру
высокий уровень
интеллекта (одаренность) –
низкий уровень интеллекта (ЗПР);
высокая подвижность (гиперактивность) – медлительность (гипоактивность);
недостаточный уровень эмоционального самоконтроля (агрессивность) –
высокий уровень эмоционального самоконтроля (тревожность);
повышенная потребность в эмоциональном общении (демонстративность) –
сниженная потребность в эмоциональном общении (шизоидность).
Слайд 10Организация помощи детям группы риска имеет следующие формы
Педагогическая помощь:
-Создание благоприятных условий
для развития личности детей группы риска.
-Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».
-Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие «синдрома изгоя»).
-Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.
Медицинская помощь:
-Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.
-Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.
-Половое просвещение детей группы риска.
-Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.
Социально-психологическая помощь:
-Изучение психологического своеобразия детей группы риска, посещение уроков.
-Выявление проблем семейного воспитания.
-Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.
-Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени детей группы риска:
-Изучение интересов и способностей детей.
- Изучение участия детей группы риска в неформальных объединениях по месту жительства.
-Вовлечение детей группы риска в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
-Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей группы риска, участие в спортивных секциях и кружках.
Слайд 11Организация свободного времени детей = вовлечение во внеурочную деятельность
Под внеурочной деятельностью
понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности
Слайд 12Во внеурочную деятельность включены
Массовые внеурочные мероприятия
Ученическое самоуправление
Детские общественные организации
Дополнительное образование
Слайд 13Понятие «массовое вовлечение школьников
во внеурочную деятельность»
1) привлечение большого количества детей
к общественно полезной деятельности;
2) предоставление образовательными учреждениями самого широкого спектра возможностей каждому ребенку, при котором он сможет самореализоваться, наиболее полно развить свои способности.
Слайд 14Процесс «вовлечения»
способ сопровождения школьников, помощь в выборе интересной им социально
значимой деятельности среди широкого спектра предлагаемых форм и направлений внеурочной деятельности
целенаправленный комплекс мер, усилий, прилагаемых школой для того, чтобы все ее ученики были; заняты полезной деятельностью во внеурочное время
Слайд 16Связи процесса вовлечения
во внеурочную деятельность
«Учитель - ребенок»
«Ребенок - ребенок»
«Родитель – ребенок»
«Администрация школы – ребенок»
«Представители детских общественных организаций – ребенок».
Слайд 17Результат функционирования системы массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность
переход
от традиционной образовательной системы школы (воспитание – отдельная ниша) к интегрированной образовательной системе (образование через воспитание)
качественное изменение содержательной части образовательного процесса (внедрение новых программ, методик, технологий)
возможности и условия для 100% участия школьников во внеурочной деятельности;
сокращение количества детей с девиантным поведением, детей «группы риска»
реально действующее самоуправление и высокий уровень развития детского коллектива.
Слайд 18Какие виды внеурочной деятельности
рекомендованны детям "группы риска"