Слайд 1Powerpoint Templates
Медиаграмотность
и интернет безопасность.
Педсовет: январь 2019
Подготовлено педагогом- психологом
МБОУ СОШ
№16 Брилевой Е. В.
Слайд 2Цифровое поколение — это?
Чрезмерное увлечение сетью ИЛИ новый образ жизни?
Повышение скорости
психических процессов ИЛИ дефицит формирования необходимых нейронных связей?
Интернет-зависимость ИЛИ отработка навыков, необходимых для успеха в условиях нового образа жизни?
Изменение механизмов мышления, внимания, памяти, восприятия, речи: дети становятся глупее ИЛИ адаптируются к немыслимым ранее объемам информации и коммуникации?
Слайд 3Цифровое поколение — это?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности ИЛИ многозадачность и
другой темп жизни?
Девальвация понятия «дружба» и уход от реального общения ИЛИ накопление социального капитала для будущей жизни?
Эгоцентризм, инфантилизм, СДВГ, аутизм, ИЛИ мы не понимаем, что происходит с нашими детьми?
Слайд 4Мозговой штурм:
+ и —
цифрового
поколения
(сети Интернет)
Слайд 5Цифровые поколения.
Современное общество уже сейчас настолько сильно зависит от Интернета и
цифровой техники, что в недалеком будущем оно будет регулироваться не посредством законов, а с помощью программного обеспечения и технических решений.
Лоренс Лессинг
автор книги
«Код и другие законы
киберпространства»
Слайд 6Цифровые поколения.
Сугата Митра провел серию экспериментов под названием «Компьютер в стене»
Через
два месяца дети из глухой индийской деревни на основе самостоятельного активного исследования не только научились пользоваться компьютером, но также изучили основы биотехнологии на английском и попросили компьютер с более мощным процессором.
Слайд 7Цифровые поколения.
В обществе сегодня одновременно сосуществуют шесть генераций.
Под школьной крышей встретились
четыре поколения.
Классификация цифровых поколений экономиста и демографа Нейла Хоува
и историка Уильяма Штрауса
Слайд 8Цифровые поколения.
Поколение «Бэби — бумеры» или «Послевоенное российское поколение».
Годы рождения: 1943
– 1963
Возраст: 55 – 75 года
Количество: 20% от всех школьных учителей
Заря компьютерной и космической эры:
1957 г. – запуск первого спутника;
1985 г. – в школах начали преподавать основы информатики и вычислительной техники;
1969 г. – сеть ARPFFNET – предшественница интернета.
Слайд 9Цифровые поколения.
Поколение «Х» или «Поколение перестройки».
Годы рождения: 1964 – 1984
Возраст:
34 – 54 лет
Количество: 75% от всех школьных учителей
Начало эры Интернета:
1989 г. – Тим Бернерс Ли –
концепция всемирной
паутины;
1990 г. – национальный
домен .SU в СССР;
1991 г. – первый
веб - сайт.
Слайд 10Цифровые поколения.
Поколение «Y» или «Цифровое поколение».
Годы рождения: 1985 – 2000
Возраст:
18 – 33 лет
Количество: Взрослые – молодые учителя - 8% от всех школьных учителей, дети – учащиеся 11 классов и ВУЗов.
Интернет завоевывает мир:
1994 г. – домен .RU - развитие
Рунета;
1998 г. – Поисковая система
GOOGLE;
2004 г. – социальная сеть
Facebook;
2006 г. – социальная сеть
«Вконтакте»;
2010 г. – домен .РФ
Слайд 11Цифровые поколения.
Поколение «Z» или «Рожденные цифровой революцией».
Годы рождения: с 2001 года
Возраст:
до 17 лет
Количество: учащиеся 1 – 10 классов
Цифровые технологии приходят в образование:
2007 г. – запущен в производство iPhone;
2010 г. – запущен в производство iPad;
2010 г. – утвержден ФГОС ООО.
Слайд 12 Интернет для детей, рано и интенсивно начинающих им пользоваться, выступает новым
инструментом, опосредующим формирование у них высших психических процессов. Эти процессы, в соответствии с культурно-исторической теорией Льва Выготского, являются социальными по происхождению..
Векторы изменения, связанные с цифровыми технологиями
Слайд 13 В первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в Сети,
а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до нее добираться.
Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). У детей и подростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации.
Память
Слайд 14 Средняя продолжительность концентрации внимания уменьшилась в десятки раз. Если прежде ребенок
на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.
Внимание
Слайд 15 Формирование «клипового мышления» началось задолго до Интернета — как только у
телевизора появилось большое количество каналов и возможность их легко переключать. Оно построено скорее на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях, и предполагает переработку информации короткими порциями. О существовании и особенностях «клипового мышления» спорят с 1990-х годов, и некоторыми исследователями оно рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку.
Мышление
Слайд 16 Феномен клипового мышления — признак того, что мы переживаем важнейший момент
в нашей интеллектуальной и культурной истории — момент перехода от одной модели мышления — линейной — к другой, совершенно на нее не похожей — сетевой.
Мышление
Феномен детской многозадачности, который также связан с мышлением.
Слайд 17 Активное и длительное пребывание в цифровом мире — влиятельный фактор развития
и социализации детей, в процессе которой формируются системы личных ценностей.
Современный мир отличается новой формой межпоколенческой преемственности.
Слайд 18 Цифровая компетентность — это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний
и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ-компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности.
Цифровая компетентность — это в том числе знания и умения, позволяющие взрослым и детям использовать Интернет безопасно и критично.
Цифровая грамотность и цифровая компетентность.
Слайд 19«…нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а
чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее…»
Льюис Кэрролл
«Алиса в Зазеркалье»
Слайд 20 1. Закат эры персональных компьютеров 2. Уходят в прошлое покупки программного
обеспечения, музыки, фильмов на физических носителях
3. В ближайшем будущем из обихода могут полностью уйти наличные деньги
4. Развитие технологий приведет к серьезным изменениям в образе жизни во всех сферах в сторону индивидуализации
Предстоящие изменения.
Слайд 21Глобальная школьная лаборатория (http://globallab.ru/) «ГлобалЛаб» создает среду для поддержки совместной проектно-исследовательской
деятельности школьников.
Облачные вычисления (Cloud Computing) — технология обработки данных, в которой программные приложения, средства разработки, компьютерные ресурсы и вычислительные мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Слайд 22Дополненная реальность (Augmented reality — AR) — дополнение реальности любыми виртуальными
элементами, обычно вспомогательно-информативного свойства.
Совместные среды — готовые и доступные учебным и исследовательским группам онлайн-ресурсы, содержащие учебные пособия, инструменты и материалы, которые возможно использовать по принципу «сделай сам».
Массовые открытые онлайн-курсы.
Обучение, основанное на игре - интеграция в образовательную практику игры, игровых механизмов и приемов.
Слайд 23Планшетные компьютеры.
Гибкие дисплеи.
3D печать.
В общем: виртуальный класс, массовые открытые
онлайн-курсы, синхронное и асинхронное обучение, смешанное обучение, адаптивное обучение, самостоятельно направляемое обучение, «облачное» обучение, мобильное обучение и др.
Слайд 24Мозговой штурм:
+ и —
цифрового
поколения
(сети Интернет)
Слайд 25«…само понятие риска является субъектно-отнесенным: риск связан с ситуацией, в которой
возможен неблагополучный исход, с ситуацией опасности; но исход зависит от выбора и действий человека…».
Риски и угрозы сети Интернет
Слайд 26Контентные риски
Коммуникационные риски
Электронные (кибер-) риски
Потребительские риски
Интернет-зависимость
Вовлечение несовершеннолетних в опасные группы
и сообщества.
Риски и угрозы сети Интернет
Слайд 27 Информационно-просветительский подход
Здоровье - ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход
Воспитание глобальной гражданственности
Субъектно-ориентированный подход
Профилактика интернет –
рисков и угроз
Слайд 28Целью профилактической работы является:
обогащение ресурсов образовательной среды, обеспечивающих развитие устойчивости обучающихся
к интернет-рискам и угрозам.
Задачи и направления
профилактической работы
Слайд 29Задачи профилактики:
1.Создание условий для развития устойчивости школьников к интернет-рискам и угрозам;
2.Содействие
несовершеннолетним в развитии личностных ресурсов устойчивости к интернет-угрозам;
3.Психологическая помощь несовершеннолетним в освоении способов преодоления интернет-угроз.
Задачи и направления
профилактической работы
Слайд 30Направления профилактической деятельности:
1.Психологическое просвещение педагогов и родителей по проблемам профилактики интернет-рисков.
2.Проектирование
и реализация совместно с педагогами мероприятий и программ по развитию ресурсов устойчивости к интернет-угрозам.
3.Вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую профилактическую деятельность.
Задачи и направления
профилактической работы
Слайд 31Дополнительно к активному социально-психологическому обучению используются такие виды деятельности:
Психологическое просвещение обучающихся
по способам защиты от интернет-рисков и угроз, факторам и условиям противостояния рискам и угрозам.
Психологическое консультирование, направленное на оказание помощи в определении средств и способов саморазвития.
Диагностика, направленная на выявление групп риска.
Коррекционно-развивающая работа с группой риска.
Задачи и направления
профилактической работы
Слайд 32 Цель: содействие родителям в построении такого взаимодействия с несовершеннолетними, которое способствует
управлению интернет-рисками и развитию у детей и подростков устойчивости к воздействию угроз.
Формы работы: родительские собрания, тематические встречи, заседания родительского комитета, общешкольные открытые мероприятия, групповые и индивидуальные консультации и т.п.
Работа с родителями
Слайд 33
Работа с несовершеннолетними
Цель: развитие у несовершеннолетних ресурсов устойчивости к различного рода
рискам и угрозам.
Профилактическая работа предполагает:
-формирование основ осведомленности школьников об особенностях распространения информации в Сети;
-формирование установок на безопасное поведение и навыков безопасного поведения при работе в Сети;
Слайд 34
Работа с несовершеннолетними
-формирование личностных качеств школьников, связанных со способностью брать на
себя ответственность;
-развитие социальной умелости: навыков безопасной самопрезентации и взаимодействия с другими людьми в сети Интернет.
Формы: акции («День без интернета», «Осторожно: интернет!» и др), флешмобы ролевые игры, диспуты и дискуссии, круглые столы, и т.п
Слайд 35Мозговой штурм:
+ и —
цифрового
поколения
(сети Интернет)
Слайд 36
Тренинговые упражнения, направленные на профилактику интернет-рисков.
(представлены в приложении)
Слайд 37 Как получилось, что поколение с доступом к стольким
технологиям не знает, как их использовать?
Готовы ли учителя стать для своих учеников проводниками в мир Интернета?
-«Цифровой разрыв» между учителями и учениками существенно меньше, чем между родителями и детьми.
-За пять лет количество учителей, пользующихся Интернетом ежедневно, возросло почти в два раза, с 56% до 95%.
-В 2013 уверенными пользователями себя назвали более 75% учителей. За уверенностью учителей стоят реальные ИКТ-компетенции.
-Подавляющее большинство опрошенных педагогов научились пользоваться Интернетом самостоятельно (82,5%).
Слайд 38Необходимость подготовки специальных методических пособий и обучающих программ определяется следующим:
•Использование интернета
сегодня –неотъемлемая часть образа жизни цифрового поколения и важный фактор их социализации.
•Цифровая компетентность взрослых и подростков составляет примерно треть от максимально возможного уровня.
•Абсолютное большинство подростков и взрослых учились использованию
интернета самостоятельно, бессистемно и неорганизованно.
Слайд 39 •И подростки, и взрослые выражают свою заинтересованность в повышении цифровой компетентности.
•Подростки активно используют интернет в образовательных целях. Значительная часть родителей осознает образовательный потенциал интернета.
•Большие ожидания родители возлагают на школу. Школа пока еще не пользуется у подростков авторитетом в области овладения возможностями интернета и его безопасным использованием.
Слайд 40Очень полезные источники:
Журнал «Дети в информационном обществе»
Образовательные программы «ПОЛЕЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ
ИНТЕРНЕТ»
Пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность»
Линия помощи «Дети Онлайн»
Сайт ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».
Видео-выступление Ефимовой О.И. доцента, кандидата психологических наук, с.н.с. ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»
И многие другие представлены в памятке.