Классный руководитель
1 «а»класса
Медведева Наталья Владимировна
г.Нефтеюганск
Воспитательная система классного руководителя
«Линия жизни»
Слайд 2Название программы «Линия жизни»
отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно
компетентной и здоровой личности.
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
В наши дни продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению молодежью алкогольными напитками.
«Детский и подростковый алкоголизм» - этим термином, пожалуй, не удивишь сегодня тех, кто в той или иной мере имеет отношение к работе с подрастающим поколением. Алкоголь прочно укрепился в молодежной субкультуре, он оказывает сильное воздействие на поступки молодых людей, становится постоянным спутником их жизни. Для того, чтобы профилактическая работа по предупреждению злоупотребления тем или иным психоактивным веществом в образовательном учреждении была эффективной, да и вообще имела смысл, ее надо проводить раньше (на 1-1,5 года) того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало экспериментирования с данным веществом. Это значит, что возрастную категорию нуждающихся в профилактической работе по предупреждению первых проб алкогольных напитков составляют учащиеся начальных классов общеобразовательных школ
Слайд 4В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло
характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, составляет более 500 млн. человек.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 9-10 лет.
Общеизвестно, что приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака, предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления психоактивных веществ вообще.
Отсюда следует вывод:
Необходима профилактическая работа с детьми.
Профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употребляет психоактивные вещества. То есть, ее нужно начинать с начальных классов.
Программа “Полезные привычки” не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе,
но и формирует здоровые установки и ответственное поведение, обеспечивает учащихся необходимыми навыками сопротивления социальному давлению
Слайд 5Цели программы «Полезные привычки»:
овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о
правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя) создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями;
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Слайд 6Задачи:
Предоставить детям объективную научную информацию о психоактивных веществах.
Способствовать формированию положительного
«образа — Я».
Развивать умение анализировать свои чувства.
Формировать навыки:
- эффективного общения;
- принятия обоснованных решений;
- сопротивления социальному давлению.
Слайд 7
развивать у детей личностные качества социальной активности: инициативность, общительность, организованность, самостоятельность,
активность, настойчивость;
создать условия для самореализации;
способствовать формированию самооценки.
Слайд 8Концепция программы
Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так
как учит младших школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.
Программа содержит четыре раздела: “Положительный образ Я”, “Общение”, “Принятие решений”, “
Информация о табаке и алкоголе”.
Слайд 9 ПРИНЦИПЫ
принцип сотворчества детей и взрослых
принцип ответственности, взаимопомощи
и взаимовыручки
принцип психологической комфортности
принцип творчества и успеха
Слайд 10 Позиции субъектов воспитательной системы
Слайд 11
Родители
Педагог- организатор
Социальный педагог
Психолог
Учителя-предметники
Библиотекари
Классный руководитель
Администрация школы
Слайд 12Модель воспитательной системы класса
Я САМ!
Рефлексия
Межвозрастное общение
(встречи,
проектная деятельность,
шефская работа)
Площадки
формирования активности:
(классные
часы, мероприятия,
акции, КТД)
ДЕТСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
Коллектив детей и родителей
ОРГАНЫ
ДЕТСКОГО
СОУПРАВЛЕНИЯ
детской
организации
Слайд 13Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование)
С
1 по 4 класс разработаны 8 тем, разделенных на 4 блока, по 1-2 урока в каждом. В каждом классе темы уроков повторяются, с усложнением в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.. Это сделано для того, чтобы по мере развития учеников каждая из тем рассматривалась все более полно, что соответствует возрастающему объему знаний.
реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются с 7 летнего возраста.
Слайд 14
1. Я – неповторимый человек.
2. Культура моей страны и Я.
3. Чувства.
4.
О чем говорят чувства.
5. Множество решений.
6. Решения и здоровье.
7. Нужные и ненужные тебе лекарства.
8. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.
Дети должны знать:
полезные для здоровья поступки;
вредные для здоровья поступки;
знать самого себя и свои возможности;
шаги принятия решений.
Дети должны уметь:
критически относиться к употреблению табака и алкоголя;
избегать неприятных чувств;
делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения.
Планирование 1 года обучения
Слайд 15Планирование 2 года обучения
1. Вкусы и увлечения.
2. Учусь находить
новых друзей и интересные занятия.
3. О чем говорят выразительные движения?
4. Учусь понимать людей.
5. Опасные и безопасные ситуации.
6. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
7. Реклама табака и алкоголя.
8. Правда об алкоголе.
Дети должны знать:
полезные для здоровья занятия;
выразительные движения;
шаги принятия решений
какие вредные для здоровья вещества содержатся в алкогольных напитках.
Дети должны уметь:
отказать человеку, предлагающему попробовать спиртные напитки;
находить друзей по интересам
Слайд 16Планирование 3 года обучения
1. Мой характер.
2. Учусь оценивать сам себя.
3. Учусь взаимодействовать.
4. Учусь настаивать на своем.
5. Я становлюсь увереннее.
6. Когда на меня оказывают давление.
7. Курение (первая часть).
8. Курение (вторая часть).
Дети должны знать:
черты характера людей;
причины неуверенности в себе;
о вредном влиянии курения для здоровья;
интересные и безопасные способы времяпровождения;
последствия курения.
Дети должны уметь:
оценивать себя;
неагрессивно отстаивать свои позиции;
отказать в ситуации давления;
самостоятельно принимать решения в ситуации давления.
Слайд 17Планирование 4 года обучения
1. Самоуважение.
2. Привычки.
3. Дружба (первая часть).
4. Дружба
(вторая часть).
5. Учусь сопротивляться давлению.
6. Учусь говорить “нет”.
7. И снова алкоголь.
8. Алкоголь в компании.
Дети должны знать:
качества, достойные уважения;
привычки, укрепляющие здоровье;
важные для дружбы качества;
виды давления;
формы отказа от табака и алкоголя;
последствия употребления табака и алкоголя.
Дети должны уметь:
проявлять дружбу;
сопротивляться давлению;
говорить “нет” в опасных ситуациях.
Слайд 18Для каждого из четырех классов при планировании последовательно повторялись, развиваясь с
учетом возраста детей, четыре основных раздела.
Раздел 1 – «Положительный образ Я».
Раздел 2 – «Общение».
Раздел 3 – «Принятие решений».
Раздел 4 – «Информация о ПАВ
В каждом из разделов для каждого класса предусмотрены два занятия. Например, в первом классе формированию адекватного «Образа Я» посвящены уроки, назыающиеся «Я – уникальный человек» и «Культура и Я». Во втором классе уроки этого раздела называются «Вкусы и увлечения» и «Учусь находить новых друзей и интересные занятия». В третьем классе это уроки «Мой характер» и «Учусь оценивать себя сам». Завершается формирование образа Я в четвертом классе уроками «Самоуважение» и «Привычки»
Слайд 19Ожидаемый результат:
успешное освоение усвоение учащимися объективных возрасту знаний, а также
сформированность здоровых установок и навыков ответственного поведения
Слайд 20Способы проверки оценки эффективности обучения детей.
Для оценки эффективности фиксируются изменения
в знаниях детей после превентивного обучения. Для этого дети дважды трестируются в первый раз до обучения (пре-тест) и во второй раз – после обучения(пост-тест). Затем результаты пре-теста и пост-теста сравниваются. Кроме того, учитывается сформировавшееся у детей отношение к превентивному обучению.
Слайд 21Содержание занятий по программе «Полезные привычки» развиваются по спирали.
Параллельно с ростом,
развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Слайд 22Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в
группе.
Слайд 23Кооперативное обучение
в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики
взаимодействуют, решая общую задачу
Слайд 24Работая в группах по 4-6 человек, дети взаимодействуют, совместно решают общую
задачу. На каждом занятии ребенок пробует различную роль, учится строить взаимоотношения, сотрудничать в микрогруппе.
Занятия построены так, чтобы дети могли сами приходить к каким-то выводам и заключениям.
Слайд 25 Отработка навыка на практике - ролевое моделирование.
В игровой деятельности
дети под контролем учителя узнают правила социально желательного поведения. Ученики пытаются действовать так, как это бывает в реальной жизни. Если ребенок проговорил «нет» в группе, ему уже будет легче отказаться (к примеру, если в подростковой компании что-то заставляют сделать)
Слайд 26Мозговой штурм
использую в рамках заданной темы для стимуляции речевой активности
детей. Ученики высказывают идеи или мнения без предварительного обсуждения.
Слайд 27Упражнения – энергизаторы.
В середине любой совместной деятельности дети периодически
испытывают снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется, дети могут стать беспокойными. Оживить активность, восстановить энергию помогают подвижные групповые игры - энергизаторы. Дети получают удовольствие от игры, чувствуют себя включенными в работу.
Слайд 28Оценка результатов работы.
Безусловно, в своей работе я использую и новые
технологии.
Формирование субъектных отношений у детей и педагогическая поддержка О.Газмана являются одним из средств, которые использую на занятиях. Так как без формирования ребенка, берущего на себя ответственность определения им своих ошибок, не было бы результативности.
Казалось бы также, ну что общего между «Полезными привычками» и проектной задачей Воронцова? А ведь это удобное поле действия для формирования коммуникативных навыков.
Слайд 29Технология проектной деятельности
(содержание деятельности)
Классный руководитель
Родители
дети
ПОИСК ПРОБЛЕМЫ
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА.
РЕШЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ЗАДАЧ
АНАЛИЗ ,ОБОБЩЕНИЕ
ЗАЩИТА И РЕФЛЕКСИЯ
Продукт + ОУУН+ качества личности
помощь
в обозначении проблем,
постановке целей
предложение идей,
помощь в коррекции задач
косвенно руководит
деятельностью
помощь в анализе
активное участие
материальная
поддержка
внесение предложений
знакомство со смыслом
проектного подхода
наблюдение, совет
помощь в анализе
оценка
оценка
Слайд 30Школа создала все условия для внедрения разных технологий, они тесно переплетаются,
обогащают друг друга.
К примеру, наше участие в создании «Календаря» с использованием метода проектной задачи Воронцова, участие в исследовательских проектах, конкурсах, где было очень важно умение работать в группе, умение высказывать свое мнение
Слайд 31Наш исследовательский проект тесно связан с уроком Участвуя в исследовательском проекте,
дети четче, яснее поняли, что такое жесты, мимика.
Слайд 32 Воспитательная система “Линия жизни” включает в себя и работу с
родителями
Ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.
Слайд 33Отзывы детей о проектной деятельности
Я научился работать в группе. Больше
всего мне нравится , когда работа подходит к концу. Когда всё уже готово…
Работа над проектом меня научила быть самостоятельной…
Проектную работу мне помогали делать родители ,учитель и мои одноклассники…
Мы работали активно…
Сделали полезный календарь дней рождения.
Слайд 34
Отзывы родителей
Что положительного получили Вы и Ваши дети, работая над проектом?
Нас
объединяет большое общее дело-проект.
Слайд 35
Я- бабушка и у меня много времени . Я вижу
класс, дети стали активными, а самое главное -самостоятельными…
Слайд 37Мой сын всё время говорит мне о том, что нужно работать
, действовать и добиваться цели
Слайд 38Мне очень понравился календарь «Семейные праздники» который нам подарили дети, над
которым работали дети и мы…
Слайд 39Ребёнок стал увереннее, стал самостоятельным…
Слайд 40Отзывы детей о проектной деятельности
Я научился работать в группе. Больше
всего мне нравится , когда работа подходит к концу. Когда всё уже готово…
Работа над проектом меня научила быть самостоятельной…
Проектную работу мне помогали делать родители ,учитель и мои одноклассники…
Мы работали активно…
Сделали полезный календарь дней рождения.
Слайд 41
Отзывы родителей
Что положительного получили Вы и Ваши дети, работая над
проектом?
Ребёнок стал увереннее, стал самостоятельным…
Нас объединяет большое общее дело-проект.
Дети в классе научились распределять обязанности…
Очень изменились дети. Я- бабушка и у меня много времени . Я вижу класс, дети стали активными, а самое главное- самостоятельными…
Мне очень понравился календарь памятных дат семьи. который нам подарили дети, над которым работали дети и мы…
Мой сын всё время говорит мне о том, что нужно работать , действовать и добиваться цели
Слайд 45Воспитание инициативы, самостоятельности через развитие ученического самоуправления
Слайд 53Взаимодействие с социальными службами города
Слайд 55
Воспитательное мероприятие – это событие, т.е. средство формирования личности, т.к.
имеет личностное значение для ребенка
Слайд 56Формирование знания, умения, навыки основ безопасности жизнедеятельности и потребность в здоровом
образе жизни.
Слайд 57Подготовка к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов
Слайд 62Организация и проведение экскурсий, направленных на формирование и осмысление моральных оценок
и норм поведения в природе, обществе.
Слайд 63Воспитывать лидерские качества
Воспитывать организаторские способности
Формировать позицию «Я – сам»
Слайд 64Развитие и динамика становления субъект – объектных отношений между членами классного
сообщества.
Слайд 65Средства:
Сотрудничество со средней школой
Тесное сотрудничество с детской библиотекой
Чередующиеся поручения
Полезное дело -
шефская работа(с 4-г классом)
Работа в детской организации
КТД
Проектная деятельность
Участие в городских конкурсах, олимпиадах
Слайд 66Методы:
событийность;
создание «образа будущего»;
наблюдение;
коллективный анализ деятельности;
рефлексия;
тестирование и анкетирование;
игра;
«создание
воспитывающих ситуаций»;
Слайд 67 Направления воспитательной
системы:
творчество
проектная деятельность
лидерство
коллектив
шефская работа
Слайд 68Этапы становления
и развития воспитательной системы:
Проектный. 2015-2016г.
Практический. 2017-2018г.
Обобщающий. 2019г.
Слайд 69
Реализация цели воспитания школьников возможна при выполнении следующих условий:
организация интересной внеурочной
деятельности;
соответствие характера воспитательной работы возрастным особенностям детей;
обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи;
развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями учеников.