Слайд 1Воспитание через организацию проектной деятельности.
Автор:
учитель начальных классов
МОУ средней школы №1
Максимова
Т.Н.
Воспитание через организацию проектной деятельности.
Слайд 2
И воспитание ,и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое
же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Слайд 3 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну
рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.
Слайд 4Сущность проектной деятельности.
Возрастающая потребность общества в людях, способных
творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Слайд 5
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам
нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы воспитания/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.
Слайд 6Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то
новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.
Слайд 7История возникновения метода проектов
Как известно, появился он в США во второй
половине ХIХ в. и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. Дьюи, В. X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». В своей книге «Метод проектов» В. X. Килпатрик развил идею обучения через организацию целевых действий учащихся и предложил строить процесс обучения на основе расширения и обогащения их индивидуального жизненного опыта в социальной среде.
Слайд 8В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов.
Сторонники
метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.
Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.
Слайд 9Метод проектов –
это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту
или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Слайд 10Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой
деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Слайд 11Классификация проектов
На основе материалов А.С. Сиденко
По характеру результата:
информационный проект;
исследовательский проект;
обзорный
проект;
проекты-инсценировки.
По форме:
видеофильм;
рекламный ролик;
телепрограмма;
интервью с известными людьми;
журнальный репортаж;
рок-опера.
Слайд 12
По профилю знаний:
монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При
этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;
межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.
По числу участников:
личностные;
парные;
групповые.
Слайд 13
По типу объекта проектирования (по А.Г. Раппопорту):
морфологические - проектирование вещей;
социальные -
проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов;
экзистенциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы
Слайд 14
По характеру координации:
с открытой, или явной, координацией. - Координатор проекта участвует
в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников;
со скрытой координацией. - Координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
Слайд 15
По уровню контактов:
внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной
школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
международные. - Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
Слайд 16
По продолжительности:
краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков);
средней продолжительности - один-два
месяца;
долгосрочные - до года.
Слайд 17На основе материалов
Е.С. Полат
исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных
целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;
творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
Слайд 18
ролево-игровые. - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и
содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
информационные - требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
Слайд 19
практико-ориентированные-отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем
этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Слайд 20Стадии работы над проектом:
1. Подготовка
2. Планирование
3. Исследование
4.
Выводы
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Слайд 21То есть проект – это «пять П»
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.
Слайд 22Степень активности учеников и учителя на разных этапах
1-й этап УЧИТЕЛЬ
- ученик
2-й этап учитель - УЧЕНИК
3-й этапы учитель - УЧЕНИК
4-й этап УЧИТЕЛЬ - ученик
Слайд 23Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов.
1. Учитель сам
выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.
6. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).
7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Слайд 24
Метод проектов ставит учителя в
особую позицию - сотрудничества с учащимися. Поэтому педагогу необходимо:
умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу учащихся;
переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.
Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ - объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, фронтальных методов и классно-урочной системы.
Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов - и не более того.
Педагог в зависимости от цели обучения и содержания учебного материала выбирает те формы и методы, которые могут дать хороший результат.
Слайд 27Защита проектов
« Герб моей семьи»
Слайд 28
Сколько нужно времени, чтобы хорошо узнать человека?
Слайд 33Отчет об исследовательской работе.
Слайд 34В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных
действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений.