Слайд 1Памятники архитектуры Брянска
Список памятников архитектуры Брянска — перечень объектов культурного наследия,
расположенных на территории города Брянска и относящихся к числу объектов архитектуры.
Настоящий список составлен путем взаимного дополнения текущего перечня объектов культурного наследия, взятых на учёт Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Брянской области, и списка памятников архитектуры, описанных в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область» (М.: Наука, 1998).
Слайд 2Гагарина, 6. ЖИЛОЙ ДОМ ИНЖЕНЕРА Л.А. БОРОВИЧА
Год постройки: вторая половина
19 века.
Адрес: г. Брянск, бульвар Гагарина, 6.
Расположен на красной линии бульвара Гагарина (бывшая Рождественская гора), играет важную роль в его застройке. Нижние этажи трехэтажного здания кирпичные и оштукатуренные, верхний рублен из бревен и обшит тесом. Характерный для застройки Брянска периода эклектики каменно-деревянный жилой дом с нарядным резным декором верхнего этажа. Прямоугольное в плане здание, первый полуэтаж которого сходит на нет в левой части из-за перепада рельефа, завершено скатной кровлей. На флангах фасада, выделенных внизу пилястрами и вверху щипцовыми фронтонами, размещены справа входное крыльцо, слева проезд во двор. Окна каменной части с лучковыми перемычками и без наличников соединены во втором этаже на уровне подоконников рельефным пояском. Завершающий этот этаж аркатурный фриз на консолях - часто встречающаяся деталь жилых домов Брянска 2-й пол. 19 - нач. 20 в. Особенно интересен деревянный этаж с различной по рисунку тесовой обшивкой ("елочкой", горизонтальной и вертикальной) и ажурным карнизом со сквозным пропильным подзором. Богатая резьба, в рисунок которой введены парные геральдические изображения зверей, украшает также наличники окон с пышными очельями. Над двойными окнами на флангах, имеющими в завершении три щипца, - фронтоны со стропильными опорами.
Слайд 5Гагарина, 8. Дом жилой, кон. 18 — 2-я пол. 19 в.
Год
постройки: конец 18 – вторая половина 19 века.
Адрес: г. Брянск, бульвар Гагарина, 8.
Расположен на красной линии застройки бульвара Гагарина (ранее Рождественская гора). Сооружен, видимо, по образцовому проекту и показан на планах города 1802 и 1808 гг.; во 2-й пол. 19 в. изменены фасады. Хороший пример жилой постройки Брянска периода классицизма, получившей впоследствии характерный декор в духе эклектики.
Двухэтажный прямоугольный в плане объем, кирпичный и оштукатуренный, с высокой кровлей на два ската и фронтоном на восточном торце примыкает противоположным торцом к соседнему дому. Углы главного фасада отмечены лопатками. Завершает здание простой карниз, окна с лучковыми перемычками заключены в рамочные мелко профилированные наличники: широкий пояс между тягами (междуэтажной и подоконной) украшен филенками. На торцовом фасаде в правой части, выделенной во втором этаже филенчатыми лопатками, прежде находился вход (ныне входы устроены со двора и с улицы). Внутри частично сохранилась прежняя планировка с анфиладной связью между помещениями.
Состояние этого здания неудовлетворительное: оно не эксплуатируется более 15 лет и нуждается в капитальном ремонте.
Слайд 6Гагарина, 12. Усадьба доктора Полянского, кон. 18 — 2-я пол. 19
в.
Год постройки: конец 18 – вторая половина 19 века.
Адрес: г. Брянск, бульвар Гагарина, 12.
Расположен на углу с ул. Луначарского и бульвара Гагарина (ранее Рождественская гора), закрепляет прежнюю планировку. Показан на планах города 1802 и 1808 гг.; во 2-й пол. 19 в. изменен декор фасадов. Хороший образец жилой постройки Брянска периода классицизма с новым фасадным убранством в духе эклектики. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание, Г-образное в плане, завершено вальмовой кровлей. Крупные, ныне растесанные оконные проемы с лучковыми перемычками во втором этаже со стороны бульвара сгруппированы на флангах по два, а в центре по три. Декор состоит из лопаток с филенками на углах, штукатурных обрамлений верхних окон, междуэтажной тяги и завершающего карниза с крупными зубчиками. Три средних окна главного фасада выделяются более нарядными наличниками с полуколонками, узкими подоконными досками и сандриками. Внутри частично сохранилась прежняя планировка с анфиладной связью между помещениями.
Слайд 8Гагарина, 16. Поликлиника, 1924—1927 гг.
Слайд 9Гагарина, 25. Административное здание, 1952 г.
Слайд 10 Гагарина, 26. Дом жилой, 1886 г.
Год постройки: вторая половина 19-го
века.
Адрес: г. Брянск, бул. Гагарина, 26.
До настоящего времени эксплуатируется как жилое (8 квартир); является старейшим многоквартирным жилым домом в городе. Расположен на пересечении бульвара с Октябрьской улицей. Нижний этаж кирпичный, побеленный по кладке, верхний деревянный, рубленый с остатком. Характерный для жилой застройки Брянска периода эклектики. Каменно-деревянный дом с распространенным в это время резным декором. Двухэтажное прямоугольное в плане здание с вальмовой кровлей, несколько вытянутое вдоль бульвара, имеет со двора в центре выступ входа с щипцовым фронтоном. Основное убранство сосредоточено на уличных фасадах. Нижний этаж с цоколем, филенчатыми лопатками на углах и против внутренних стен, подоконной тягой и простым карнизом, а также рамочными наличниками окон выглядит довольно скромно; верхний более наряден: выпуски бревен обшиты досками под пилястры, а бревенчатые стены завершает карниз сильного выноса. Окна с лучковыми перемычками заключены в характерные наличники с глухой резьбой: тонкие витые полуколонки по бокам, подоконники на кронштейнах и сандрики с рядом зубчиков.
Слайд 11Гагарина, 28. Здание областной прокуратуры
Слайд 12Ленина, 26. Дом банков и промышленности, 1927—1928 (ныне - учебный корпус
БГИТА)
Год постройки:посл. четв. 19 в.
Адрес: г.Брянск, улица Калинина, дом 177.
Расположен на важном в градостроительном отношении угловом участке по красным линиям пересекающихся центральных улиц. Длинным левым корпусом выходит на просп. Ленина, а более коротким правым - на бул. Гагарина. Построен в 1927-28 гг. по проекту архитектора А.З. Гринберга.
Дом банков и промышленности построен для размещения в нем шести губернских учреждений: губкомбанка, сельхозбанка, гублесзага, Брянсклеса, пенькотреста, спиртотреста с общим числом сотрудников до 290 человек. Каждое учреждение имело обособленный вход и состояло из группы помещений. В 1930 году в здании разместили вновь созданный лесохозяйственный институт. Это привело к значительной перепланировке помещений. Двухсветный большой операционный зал разделен устройством перекрытия на два зала, ликвидированы три входа в здание, перегородки раздробили крупные помещения на мелкие учебные классы и кабинеты. Позже, в 1950-х годах, надстроен четвертый этаж над закругленным углом, сильно изменивший пластику здания и скрывший большую часть башни круглой лестницы.
Слайд 13Здание состоит из двух прямоугольных объемов, расположенных один вдоль проспекта Ленина,
другой - по улице Советской. На углу площади они сочленяются цилиндрической "вставкой" по высоте трех этажей, за большими окнами которой располагались вестибюль и два поэтажных холла. Над ними в глубине угла возвышается круглая башня главной лестницы. Средняя часть здания по проспекту Ленина несколько поднята над общим карнизом. Это возвышение, а также большие витражи под ним говорят о том, что здесь расположены главные большие операционные залы. Возвышению главной лестницы и залов отвечает небольшой выступ из стен и над карнизом стены второй лестницы, полуцилиндром плавно выходящей из массива стены бокового фасада. Дворовые фасады здания решены скромнее, но не менее интересно, чем уличные. Внешний декор памятника - это мастерское сочетание и игра различных конструктивных и отделочных материалов: облицовки баническим светло-серым известняком с грубо сколотой поверхностью камней цокольного этажа и цоколя, однородной, расчлененной сеткой швов поверхности кирпичных стен, отштукатуренных гладко и "под шубу" отдельных участков стен, лопатками угловой части и карнизов, большими поверхностями стеклянных витражей. Внутри здания очень эффектна круглая главная лестница с консольно заделанными в стену ступенями с простым, но красивым ограждением из блестящих латунных стоек - труб с дубовым поручнем.
Облик здания - это хороший пример реалистической архитектуры - художественно выразителен и ярко отражает внутреннее содержание памятника.
Ныне второй учебный корпус технологического института, в 1995 году переименованного в Брянскую государственную инженерно-технологическую академию.
Слайд 14Ленина, 33. Дом Советов, 1925—1926 гг.
Слайд 18 Арсенальская, 6. Дом купца Авраамова, 1870 г.
Слайд 19 Год постройки: 2-я половина 19 века.
Адрес: г. Брянск, ул. Арсенальная, д.6.
На склоне Петровской
горы, ниже Горне-Никольской церкви, стоит особняк лесопромышленника Авраамова, построенный во второй половине XIX века.
Романтическая архитектура особняка говорит о том, что уездный Брянск не был лишен связей с модными течениями архитектурной мысли века. Здание построено довольно мастерски, с художественной последовательностью в применении псевдоготических мотивов: в композиции фасадов, их деталей и в малых архитектурных формах - воротах и ограде.
В этом особняке в 1918-1919 годах размещался городской Совет рабочих и солдатских депутатов, которым руководил видный брянский революционер И.И. Фокин. Внутри неоднократно перестраивался. В годы Великой Отечественной войны частично разрушен, восстановлен в 1948 г. В 1960-х гг. изменена форма кровли, разобраны металлическое ограждение перед фасадом, ворота и калитка. Типичный для периода эклектики двухэтажный особняк с кирпичными и оштукатуренными стенами на бутовом фундаменте, выполненный в духе подражания готике.
Прямоугольный в плане объем (в северной части его нижний этаж превращен в подвал) с высокой двускатной кровлей имеет на флангах главного фасада граненые эркеры-башни в три этажа, прежде увенчанные шатрами. Стрельчатые проемы окон во втором этаже заключены в обрамления с имитацией подоконных балюстрад; на углах башен пучки пилястр; в завершениях этажей карнизы с тонкими кронштейнами. На дворовом и боковых фасадах, увенчанных крупными фронтонами, окна имеют полуциркульные и лучковые перемычки.
Планировка нижнего этажа анфиладная, с двумя большими парадными комнатами, расположенными вдоль уличного фасада, и шестиугольными помещениями в эркерах. Входы устроены со стороны двора. Нижний этаж перекрыт сводами, верхний имеет плоские деревянные перекрытия.
Был занят детскими яслями. Ныне дом Авраамовых - резиденция митрополита Брянского и Севского. В Архиерейском доме расположена Церковь Сергия Радонежского.
Слайд 20 Покровская Гора, 3. Дом генерал-директора Арсенала, кон. 18 в.
Слайд 21 Год постройки: 1898 г.
Адрес: г. Брянск, ул. Покровская
Гора, д. 3.
На территории бывшей крепости на Покровской горе, после учреждения Екатериной II Брянского арсенала, построены два каменных здания: жилой дом начальника и офицеров арсенала и казарма Дорогобужского полка. Это новая страница архитектурной истории города. Оба здания построены в стиле классицизма, к тому времени бурно развивавшегося в России. Правда, здесь, в Брянске, ставшем уездным городом Орловской губернии, первенцы классицизма не имеют величия и блеска своих собратьев, воздвигнутых в губернских городах, не говоря уже о столицах. Декор их фасадов сдержанный и простой. Стилевая общность этих двух памятников создает небольшой, но колоритный ансамбль, подчиненный Покровскому собору.
Дом генерал-директора Брянского Арсенала неоднократно перестраивался, полностью изменил внутреннюю планировку. В нач. 20 в. с торца пристроена веранда-крыльцо; в 1950-х годах заложили кирпичом красивые арки в стенах и сломали веранды; в 1968 г. металлическое козырьки с фигурными кронштейнами над входами главного фасада заменены деревянными крыльцами. Стены кирпичные и оштукатуренные, перекрытия первоначально деревянные, а с 1968 г. из сборного железобетона. Интересный образец жилой архитектуры Брянска в стиле раннего классицизма.
Невысокий одноэтажный прямоугольный в плане объем с вальмовой кровлей сильно вытянут по продольной оси. В середине он пересечен двухэтажной частью, образующей на фасадах ризалиты с пологими щипцовыми фронтонами. Декор фасадов сдержан и прост: углы здания и ризалитов обработаны рустом, стены завершены мелко профилированными карнизами небольшого выноса, окна обрамляют рельефно выступающие рамки-наличники. Лишь широкое, почти квадратное окно верхнего этажа ризалита главного фасада имеет более нарядный наличник с сандриком и нишками вверху и внизу. Примечательна деревянная веранда в духе русского народного зодчества с резными, завершенными оригинальными капителями столбиками, со сквозными подзорами и "полотенцами". Два входа с новыми крыльцами расположены на главном фасаде по сторонам узкого прямоугольного окна в центре нижнего этажа ризалита. В основу первоначальной планировки положена обычная схема усадебного помещичьего дома: в середине сени, справа и слева от них жилые покои, над сенями мезонин. В 1900-х гг. в доме бывал К.Г. Паустовский, приезжавший на школьные и студенческие каникулы к дяде — полковнику Н.Г. Высочанскому, который проживал здесь с семьей в небольшой квартире, выходившей окнами во Двор. В 1909 году в семье Константина Паустовского в Киеве произошла трагедия — развод родителей. Маленький Костя был излишне впечатлительным, и, чтобы избавить сына от страданий, мама отправила его в Брянск, в дом его дяди Николая Высочанского. Отметим, что сначала семья дяди Коли жила в доме купца Самохина напротив Горно-Никольской церкви. А позднее, когда Николай Григорьевич Высочанский стал директором завода "Арсенал", его семья переселилась в дом на Покровской горе, называемый генеральским, где жили офицеры "Арсенала".
Слайд 22В доме не было парового отопления, в комнатах стояли нарядные печи,
обложенные кафелем. Воспоминание из "Повести о жизни": "Все было звонко и весело в доме у дяди Коли. Гудел самовар, лаял Мордан, смеялась тетя Маруся, из печей с треском вылетали искры. Вскоре пришел из "Арсенала" дядя Коля, он расцеловал меня и встряхнул за плечи: "Главное, не скисай, тогда мы наделаем таких дел, что небу будет жарко!". Константина Паустовского недаром называют мастером прозы, невероятно жизненны его описания. Из своего детства он сохранил немало впечатлений: "Я приходил в сад с тетрадкой, ложился на землю и писал стихи. Насколько я теперь понимаю, это были плохие стихи". Так Константин Паустовский вспоминал свои первые попытки творчества. А происходило это на Покровской горе под столетним дубом. Пятнадцатилетний Костя отправил свои первые стихи на рецензию Бунину. Писатель откликнулся, ответил, что "вирши не выказывают признаков таланта", и посоветовал попробовать себя в прозе. В результате именно в Брянске Паустовский родился как мастер живописного слова, а заодно отказался от слишком романтического жанра стихосложения — в первых его поэтических опытах слишком много юношеского восторга...
Мои туманы синие в огнях,
Ты не увидишь ласкового моря.
Все, словно ткань, все в золотых дождях,
Плывут часы, и нежно плачут зори.
Я ведь одна, тебя я так ждала,
Мой юный брат, мой мальчик озаренный...
Стихи о мечтах и в них — избыток описаний природы. Юный поэт искал образы, метафоры. Может, подобный декаданс казался ему модным и привлекательным своей нездоровой тоской, восхищением далекими смутными женскими образами, которые он придумывал сам...
Все это было слишком оторвано от жизни и не соответствовало духу бурной эпохи.
Сейчас "оторванным от жизни" выглядит и сам дом, где жил Паустовский. Он, как и его детские стихи, оказался никому не нужным. Деревянное резное крыльцо, которому более ста лет, разрушается от времени, даже архитектура классицизма прослеживается робко.
Впрочем, вернемся к юному Паустовскому и его переживаниям. Вот как отзывается он о своем гимназическом периоде: "Мне было временами стыдно, что я живу в теплом и гостеприимном доме. Я не мог привыкнуть к брянской гимназии. Все гимназисты в моем классе были гораздо старше меня". Гимназия представляла собой нечто сумбурное, не поддавалась никаким меркам образовательного учреждения. За одной партой с Паустовским, которому исполнилось пятнадцать лет, сидел некий Пшератский, которому было уже двадцать два, он потом еще женился на учительнице немецкого языка. Один из преподавателей, по свидетельству Паустовского, вообще был человеком психически ненормальным, пересказывал ученикам во время уроков содержание Декамерона, был одержим сексуальными сюжетами. В Брянском архиве сохранилось прошение матери Паустовского о приеме ее сына Кости на учебу. У мальчика в Киеве, откуда он приехал в Брянск, были проблемы с успеваемостью. В аттестате "неудовлетворительно" по французскому и "отлично" по родному языку и литературе. Через год шестнадцатилетний Костя Паустовский вновь уедет в Киев. Там он начнет самостоятельную взрослую жизнь, будет подрабатывать частными уроками, станет знаменитым писателем. Теперь его произведениями зачитывается весь мир...
И среди прочего мир читает строки из книги о маленьком старом городе, "словно из фольги", где начинался талант Константина Паустовского: "Мы неслись среди блёстков снеговой пыли сначала по дамбе, потом по Десне, неистово колотились под дугой колокольчики. Вдали на горах мерцал, как игрушка из фольги, старый город в мохнатых узорах из инея и сосулек..."
Генеральский домик — первая постройка в Брянске в классическом стиле. Она должна была стать как бы продолжением "Арсенала", его архитектурным завершением в панораме города. Здесь жили интеллигентнейшие люди того времени. Домик стоит до сих пор, и если зайти со двора, можно заглянуть в окна квартиры, где обитал пятнадцатилетний Костя Паустовский. После Великой Отечественной войны генеральский дом перестроили, чтобы расселить здесь несколько семей.
Слайд 23Покровская Гора, 5. Казармы Дорогобужского полка, посл. четв. 18 в.
Год
постройки: 1898 г.
Адрес: г. Брянск, ул. Покровская Гора, 5.
На территории бывшей крепости на Покровской горе, после учреждения Екатериной II Брянского арсенала, построены два каменных здания: жилой дом начальника и офицеров арсенала и казарма Дорогобужского полка. Точнее, учебной команды 143-го пехотного Дорогобужского полка. Это новая страница архитектурной истории города. Оба здания построены в стиле классицизма, к тому времени бурно развивавшегося в России. Правда, здесь, в Брянске, ставшем уездным городом Орловской губернии, первенцы классицизма не имеют величия и блеска своих собратьев, воздвигнутых в губернских городах, не говоря уже о столицах. Декор их фасадов сдержанный и простой. Стилевая общность этих двух памятников создает небольшой, но колоритный ансамбль, подчиненный Покровскому собору.
Построены для военнослужащих Арсенала. Внутри неоднократно перестраивались. Стены кирпичные, оштукатуренные, перекрытия деревянные. Образец казарменной постройки в стиле раннего классицизма.
Здание двухэтажное, в плане прямоугольное, завершено вальмовой кровлей; в центре длинных сторон имеет выступы-ризалиты в три окна. В строгом и нарядном декоре фасадов выделяются обработанные рустом углы здания и ризалитов. Тонкая тяга разделяет этажи, в завершении стен простой карниз с двумя полками, ризалиты отмечены крутыми треугольными фронтонами. Высокие прямоугольные окна в первом этаже обведены штукатурными рамками-наличниками, которые во втором этаже дополнены сандриками-полочками; на ризалитах обрамления верхних окон имеют треугольные фронтончики. Входной проем расположен в центре ризалита главного, уличного фасада. Сохранившиеся частично в интерьере прежние стены свидетельствуют о традиционности его планировочного решения: сени в центре и жилые помещения по сторонам.
В настоящее время здание передано церкви, В нем располагается епархиальное управление, а также домовая церковь Похвалы Божией Матери. Действует. Престолы: Похвалы Божией Матери.
Слайд 25Год постройки: 2-я пол. 18 в.
Адрес: г.Брянск,
улица Карла Маркса, дом 1.
Петром I было издано несколько указов, направленных на рост промышленности и торговли города. У стен Свенского монастыря проводилась ежегодная Свенская ярмарка — одна из крупнейших на Руси. Через Брянск шел оживленный товарообмен с западом, и в городе была учреждена таможня, здание которой сохранилось до наших дней.
Расположена на угловом участке. Стены кирпичные, оштукатуренные. Неоднократные перестройки исказили прежнюю планировку и частично убранство фасадов. Небольшое двухэтажное здание в формах раннего провинциального классицизма - самый ранний из сохранившихся памятников гражданской архитектуры Брянска. Прямоугольный в плане объем с подчеркнутым цоколем предельно прост по композиции. Легкая междуэтажная тяга с оригинальными рельефными полукружиями под ней (по углам и над каждым вторым простенком между окнами) членит фасады, завершенные антаблементом с сухариками в развитом карнизе. Основную пластику фасадов создают лопатки и барочные по форме наличники с уширенной верхней частью, "сережками" и прямоугольными подоконными филенками. Однако общее, более строгое и лаконичное использование деталей декора указывает на торжество принципов раннеклассицистической архитектуры. Композиционное единство фасадов нарушают заложенные и частично расширенные окна первого этажа.
Внутри этажи разделены продольной и двумя поперечными стенами на ряд помещений. Небольшой вестибюль с лестницей пристроен с восточной стороны позже. Первоначальные перекрытия и внутренняя отделка утрачены. Лишь глубокие подвалы, имеющие вход со двора, сохранили свои своды.
Слайд 26Карла Маркса, 2. Женская гимназия, 1907 г.
Слайд 27Год постройки: 6 апреля 1907 г.
Адрес: г.
Брянск, ул. Карла Маркса, 1.
6 апреля 1907 года брянская Красная площадь (ныне это сквер имени Карла Маркса) была заполнена народом. Простой люд, солдатский оркестр, городские власти и несколько десятков нарядных девчушек...
В Брянске открылась гимназия. Она носила имена своих основателей — купцов Павла и Семена Могилевцевых. Их портреты украшали стену, а сами брянские меценаты стояли у входа здания, спроектированного архитектором Н.А. Лебедевым. В Государственном архиве Брянской области хранится проект гимназии за личной подписью архитектора. Воплотила его идеи бригада каменщиков Гаврилы Настина. Здесь просторные светлые классы и коридоры, широкие лестницы с витыми перилами — лестничные пролеты были в то время местом общения, сюда выбегали на переменках юные прелестницы. На строительство гимназии Павел и Семен Могилевцевы выделили 20 тысяч рублей. Сумма превышала годовой доход Брянска того времени. Местные обыватели не сильны были в экономической науке и подобное богатство объясняли чудесным случаем, мол, дед купцов-благотворителей откопал возле Соловьева перевоза (ныне это роща "Соловьи") сундук с сокровищами...
Передавая здание городу, Могилевцевы выдвинули два условия. Первое: в здании должна находиться именно гимназия и ничто другое. Второе: при ней должны быть открыты женские почтово-телеграфные курсы. Могилевцевы положили в банк капитал, каждый год проценты в 200 рублей отчислялись на стипендии ученицам из небогатых семей. А вообще плата за обучение составляла 70 рублей в год в старших классах и 43 рубля — в младших, по тем временам большие деньги, а для бедного человека сумма и вовсе не подъемная. Для сравнения, учитель начальной школы получал 250–300 рублей в год. Конечно, учебное заведение в провинции — не Смольный институт в Петербурге, где барышень школили-дрессировали по высшему разряду. Тем не менее и на брянских гимназисток распространялись строгие правила. Учебный год начинался для них 22 августа, а заканчивался в апреле. Обучалось в гимназии около 600 девушек. Вставать им полагалось в шесть часов утра и ложиться в десять вечера, посещать богослужения. А вот ходить в театр или клубы без разрешения начальства запрещалось. Чтобы покататься на велосипеде, гимназистка должна была получить согласие врача, а за неприличные слова и плохое поведение и вовсе могли исключить. Форма у гимназисток была скромная: темно-коричневое платье с белым воротничком и черный фартук. Правда, очень похожа на советскую? В парадный день тогда также надевали белый фартук. Девушки осваивали чистописание, русский, немецкий и французский языки, арифметику, географию, Закон Божий, пение, танцы, гимнастику. Причем высококвалифицированный преподавательский состав подбирали братья Могилевцевы лично. Например, французский язык вела Ольга Александровна Иванова, племянница Ф.М. Достоевского. Преподаватели Брянской мужской гимназии в один голос изъявили желание бесплатно проводить уроки для девушек.
Расположена на угловом участке, играет важную роль в застройке площади и одноименной улицы. Стены кирпичные, детали выделены окраской. Одно из крупнейших в области общественных зданий в русском стиле.
Трехэтажное Г-образное в плане сооружение значительных размеров состоит из двух корпусов с высоким цоколем, вытянутых вдоль улицы и площади; скругленная угловая часть имеет одноэтажный, сильно выступающий входной тамбур. Среди многочисленных фасадных членений выделяются междуэтажные профилированные пояса и завершающий карниз с зубчиками. По краям корпусов и угловой части размещены охватывающие два верхних этажа узкие выступы с возвышающимися над кровлей "закомарами" арочных окон. Их дополняют небольшие полуциркульные фронтончики чердачных окон, поставленные через каждые три проема по краю кровли над пронизывающими фасады лопатками с двумя тонкими колонками по бокам. Частый ритм окон корпусов сменяется более разреженным на скругленной части. Первый этаж с арочными проемами украшен рустовкой с замкбвыми камнями над окнами; каждые три прямоугольных окна второго этажа завершены щипцовыми фронтончиками, соединенными между собой; арочные окна третьего заключены в массивные наличники с укороченными полуколонками и архивольтами.
Ноу-хау того времени — применение силикатного и уже ставшего традиционным красного кирпича. Если войти в здание гимназии и подняться на третий этаж, здесь можно любоваться подлинной харьковской плиткой начала ХХ века. Приподняв ее, с обратной стороны можно увидеть звезду Давида — это своеобразный фирменный знак. Двери в кабинеты чиновников тоже подлинные, только покрашены не так, как прежде.
Слайд 28Карла Маркса, 2. Брянский обком КПСС, 1955 г.
Слайд 29Год постройки: 1955 год.
Адрес: г. Брянск, пл.
Карла Маркса, 2.
До Великой Отечественной войны на месте нынешней областной думы располагалось здание Орловского Коммерческого банка, в котором с 1922 по 1928 год размещалось Брянское отделение Госбанка РСФСР. А в годы аккупации в здании Брянского отделения Госбанка СССР была размещена немецкая комендатура. При отступлении немцы взорвали здание отделения, и оно было полностью, практически до фундамента, разрушено.
На площади К. Маркса первым зданием из построенных после Великой Отечественной войны было здание областного комитета КПСС. Его проектировал архитектор Б.П. Шавырин - в то время главный архитектор Брянска. Здание заменило собой очень сильно разрушенное одноэтажное здание Орловского коммерческого банка начала века. Внешняя архитектура воскрешает традиции русского классицизма первой трети XIX века. Многие считали, и не без оснований, что для застройки разрушенных русских городов, в том числе и Брянска, наиболее подходяща именно такая архитектура, которая органично впишется в их облики.
Здание одним концом примыкает к корпусу бывшей женской гимназии, построенной архитектором Н.А. Лебедевым в начале ХХ века. Другим торцом выходит на улицу Советскую. Предполагалось фасад здания гимназии одеть в классицистические одежды и, таким образом, изменить характер архитектуры площади в пользу классицизма. Такая же участь ожидала и здание бывших винных складов. Торцы зданий склада и обкома КПСС - друг против друга - имелось в виду украсить одинаковыми портиками. Эти портики должны были создать своеобразные пропилеи - парадный вход на площадь К. Маркса. Идея осуществилась лишь наполовину и ждет завершения в будущем.
Главный фасад здания, обращенный к площади, выполнен близко к классицистическим образцам. Его центр выделяется традиционным портиком над главным входом с шестью коринфскими колоннами, который придает зданию общественный, представительный характер.
В 1953-1955 годах со стороны двора сделана к зданию пристройка. В ней разместился большой колонный зал заседаний с парадно сделанными фойе и вестибюлем отдельного входа. Проект пристройки выполнен архитектором-художником В.Н. Городковым и инженером-конструктором М.И. Ивановым.
После приостановки деятельности КПСС в 1991 году, это здание использовалось для размещения Брянской товарно-фондовой биржи; с 1994 года занято Брянской областной думой.
Слайд 30Карла Маркса, 3. Процедурный корпус поликлиники, 1950-е гг.
Слайд 31Карла Маркса, 5. Областная библиотека, 1957 г.
Год постройки: 1957-1959 гг.
Адрес: г.Брянск, пл. Карла Маркса, дом 5.
Ранее на этом месте находилось здание городского Общественного собрания. Во время аккупации здание сильно пострадало.
После успешно и быстро проведенных восстановительных работ в конце 1940-х – начале 1950-х годов в Брянске строится целый ряд общественных и жилых зданий. Наиболее трудная задача встала перед авторами проекта архитекторами А.Э. Фридманом и В.Н. Городковым при проектировании здания областной библиотеки. Занимая место на площади против Дома связи с характерной конструктивистской архитектурой, здание библиотеки, создаваемое в классических архитектурных формах, должно было тем не менее как-то гармонировать с ним, не теряя собственного архитектурного образа. После упорных поисков пришло решение придать фасаду на площадь крупные витражи, объединяющие окна второго и третьего этажей. За ними расположены читальные залы, требующие хорошего освещения. Таким образом удовлетворялась функциональная необходимость. Большой размер и прямоугольная форма витражей перекликаются с большими окнами Дома связи. Расчлененность витражей вертикальными импостами вызывает зрительные ассоциации с ярусами книжных шкафов и полок, помогает раскрыть образ библиотеки. Одновременно, несмотря на классические пропорции и формы частей витража, они своей расчлененностью "роднятся" с узкими окнами технических залов Дома связи. Ритм широко расставленных на фасаде библиотеки парных коринфских пилястр отвечает такому же ритму лопаток на фасаде Дома связи.
Слайд 32Общие черты и композиционные приемы не только смягчили разностильность архитектуры зданий
разных эпох, но и показали возможность "соединить несоединимое" в ансамбле одной площади. Г-образное кирпичное оштукатуренное здание, расположенное симметрично зданию женской гимназии, также имеет скруглённую угловую часть. Нарядно оформлен и задний фасад, обращённый к скверу Тютчева; главное его украшение — витраж вдоль главной внутренней лестницы, сделанный почти во всю высоту здания.
В 2003—2004 годах был осуществлён капитальный ремонт здания библиотеки с применением современных строительных технологий, не нарушивший её первоначального архитектурного облика.
Библиотека основана в августе 1944 года, в связи с образованием Брянской области.
В 1959 г. состоялось торжественное открытие нового здания библиотеки, построенного по специальному проекту брянских архитекторов В.Н. Городкова и А.Э. Фридмана. С этого и начался новый, более активный и плодотворный этап деятельности областной библиотеки по всем направлениям.
В 1994 году в связи с 50-летием библиотеке присвоено имя Ф.И. Тютчева.
Сегодня фонд библиотеки насчитывает более 2 миллионов единиц хранения, ежегодно обслуживается свыше 35 тыс. читателей, которым выдается более 1 миллиона экземпляров различных изданий. Фонд редких и ценных изданий насчитывает свыше 13 тыс. единиц хранения, в нем представлены книги XVIII-XIX веков, более 80 названий периодики, книги с автографами, миниатюрные издания.
В библиотеке существует большой фонд краеведческой литературы и местных изданий, насчитывающий около 12 тыс. единиц хранения.
Слайд 33Карла Маркса, 7. Гостиница «Центральная», 1950-е гг.
Слайд 34Год постройки: 1957 г.
Адрес: г.Брянск, пл. К.
Маркса, дом 7.
Сторону площади К. Маркса, противоположную зданию обкома КПСС, заняло здание гостиницы "Центральная", спроектированное архитектором А.А. Саломахиным.
Ранее на этом месте находилось здание Брянской городской Думы с выразительной каланчой. С 1866 года Брянской городской думе по Указу императора Александра II было разрешено открыть городской общественный банк. Банку разрешалось производить прием вкладов, учет векселей, выдачу ссуд под залог процентных бумаг, товаров, драгоценностей и "других вещей, не подверженных порче", а также недвижимого имущества. Первым директором банка был купец I гильдии Могилевцев Семен Васильевич, он же был и первым вкладчиком банка. Банк разместился в здании Брянской городской думы. Своим положением оно соответствует зданию обкома КПСС и симметрично расположенному зданию поликлиники - другому произведению А.З. Гринберга на этой площади. Последнему здание гостиницы отвечает объемным построением, одинаковой высотой и протяженностью вдоль улицы Советской, размещением главного входа. Зданию обкома КПСС - внешней архитектурой, имеющей общие корни. Описанные три здания завершили застройку древней площади, которая предстала ансамблем зданий трех архитектурных эпох. Здание гостиницы сложной конфигурации, имеет три основных фасада (обращённые к площади, бульвару и скверу Тютчева); центральный вход оформлен колонным портиком с фронтоном.
Была сооружена в числе важнейших объектов восстанавливаемого после войны города, поскольку единственная имевшаяся в то время гостиница (позднее известная под названием "Коммунальная"; ныне не существует) размещалась в здании постройки XIX века.
Новая главная городская гостиница первоначально называлась "Центральная". В 1992 году, после распада СССР, ещё до официального установления статуса городов-побратимов, Брянск и украинский Чернигов договорились о взаимном присвоении наименований "Брянск" и "Чернигов" существующим гостиницам в Чернигове и Брянске соответственно. Так в Брянске появилась гостиница "Чернигов", а в Чернигове — гостиница "Брянск". Капитально отремонтирована с оформлением в национальном стиле к 1995 году; к настоящему времени является одной из лучших гостиниц города. Удачное месторасположение гостиницы "Чернигов" в центре Брянска позволяет ее гостям легко добраться до любого пункта назначения. Кроме того, гостиница окружена скверами, что позволит отдыхающим прогуляться, подышать свежим воздухом, или, сидя на скамейке, помечтать.
Здание отеля — архитектурный памятник 20 века, что также является его преимуществом. "Чернигов" - гостиница, в которой безупречно сочетаются исторический интерьер, комфорт и высокий уровень сервиса. Для размещения своих гостей предлагает 97 комфортабельных номеров: апартаменты, люкс, полулюкс, улучшенный, стандарт. Для гостей гостиницы "Чернигов" Брянск: конференц-зал, ресторан, бар, бильярд, сауна, парикмахерская, прачечная, стоматология.
Слайд 35Карла Маркса, 9. Дом связи, 1930—1931 гг. Арх. А.З. Гринберг
Слайд 36 Год постройки: 1930-31х гг.
Адрес: г. Брянск, ул. Карла Маркса, 9.
Почтово-телеграфное здание в Брянске
в начале двадцатого столетия располагалось на улице Большая Московская (ныне ул. Калинина).
Новый Дом связи расположен на угловом участке; главным фасадом обращен к площади К.Маркса. Возведен в 1930-31 гг. по проекту архитектора А.З. Гринберга (рабочие чертежи - архит. В. Маят и инж. В. Чемриз) для размещения операционных и технических служб связи. Сгоревшее во время Великой Отечественной войны здание восстановлено в 1945—46 гг.; в 1962-64 гг. над левой двухэтажной частью надстроен третий этаж. Перекрытия, столбы и лестницы из монолитного железобетона, стены облицованы силикатным кирпичом с расшивкой швов, цоколь оштукатурен "под шубу", цементной штукатуркой покрыты простые карнизы и тяги. Памятник архитектуры конструктивизма в характерных для его раннего периода формах. Асимметричная объемная композиция здания с цокольным этажом первоначально состояла из трех контрастно противопоставленных прямоугольных объемов: выступающего башнеобразного параллелепипеда с главным входом и лестницей и примыкающих к нему слева вытянутого вдоль площади первоначально двухэтажного корпуса, а справа - поставленного торцом четырехэтажного, обращенного протяженным фасадом к ул. Карла Маркса. Лоджия главного входа в правой части башни перекрыта бетонной плитой, которая образует на уровне второго этажа углового корпуса балкон со сплошным бетонным парапетом. На парапете была рельефная надпись: "Почта, телеграф, телефон" (не сохранилась). Объемная композиция с резким перепадом длины и высоты корпусов отразилась и в различной архитектурной трактовке их фасадов. Гладкая плоскость фасада башнеобразного объема прорезана в левой части вертикалью сплошного остекления главной лестницы и крупными оконными проемами справа от него. Глухое поле стены в завершении башни придает этому укрупненному по членениям центру композиции монументальность и статичность. По контрасту фасады боковых корпусов имеют более дробные поэтажные членения с большими квадратными окнами операционных залов в нижних этажах и щелевидными окнами служебных и технических помещений в верхних. Протяженность левого корпуса подчеркнута ритмом шести расчлененных широкими лопатками секций с одинаковой группировкой проемов (четыре узких окна во втором этаже и два больших квадратных в первом). Завершена стена простой полкой бетонного слива. Та же система членений характерна и для фасадов углового корпуса, с тем отличием, что узкие окна расположены в два яруса в четвертом и третьем этажах, а большие - под ними, в первом и втором.
Планировка здания коридорная, с двусторонним расположением помещений, и лишь в отдельных частях анфиладная. В первом этаже углового корпуса расположен операционный зал почты с внутренними столбами и ребристыми перекрытиями. Его верхние этажи и весь левый корпус заняты служебными, техническими и административными помещениями. Отделка помещений простая - гладкая штукатурка с покраской стен и потолков.
Возле Дома связи установлен знак нулевого километра.
Слайд 37Карла Маркса, 10. Здание административное, 2-я пол. 19 в.
№ 10
администрация
Советского района. До революции - винный замок. Неплохая преемственность Год постройки: 2-я половина 19 века.
Адрес: г. Брянск, ул. Карла Маркса, 10.
Расположено в центре города на углу с одноименной площадью. Сооружено из кирпича. Характерный пример крупного общественного здания в Брянске периода эклектики, выполненного в кирпичном стиле.
Прямоугольный, значительных размеров объем в два этажа с полуподвалом, вытянутый вдоль площади, завершен вальмовой кровлей. Главный фасад в одинадцать окон имеет на правом фланге узкий ризалит с невысоким аттиком-парапетом; на дворовом фасаде два выступа лестничных клеток. Справа к зданию примыкает низкая одноэтажная служебная пристройка со щипцовым фронтоном в центре фасада. Членения и убранство фасадов типичны для данного стиля. Над выступающим цоколем с окнами полуподвала расположен пояс лежачих нишек с подоконной тягой. Простенки первого этажа украшены рустовкой, в завершении его междуэтажный карниз с сухариками. Второй этаж с фигурными филенками в межоконных простенках и широким карнизом с поребриком и поясом городчатых зубчиков. Окна обоих этажей с лучковыми перемычками имеют гребенчатые завершения с замковым камнем. Интересны возвышающиеся над кровлей печные трубы с зубчатыми карнизами.
Ныне в здании расположена администрация Советского района.
Слайд 38Год постройки: 1899-1901 гг. Адрес: г.Брянск, бульвар Гагарина, дом 14.
Исток и начало ликероводочного производства на Брянщине – Брянский казенный винный склад № 4, обязанный своим возникновением введению в России государственной монополии, инициированной императором Александром III и осуществленной министром Финансов С.Ю. Витте в 90-х годах XIX века. Ликероводочное производство ОАО "Брянскспиртпром" — одно из старейших в России, было основано в 1901 году. Продукцией его была только водка нескольких сортов, которая называлась: "Казенное вино", "Столовое вино", "Ректификованный спирт 57°".
Винный склад № 4 был заложен 1 августа 1899 г. в центре Брянска на месте хозяйственного двора брянских князей. Винный склад был построен в модном тогда русском промышленном стиле в июле 1901 г. Корпуса винного склада стоят на своем месте и поныне и являются памятником архитектуры старого Брянска. В конце 1914 г. розлив вина на складе № 4 был прекращен – так требовал принятый в России с началом войны "сухой закон". Бездействовал Брянский винный склад до окончания гражданской войны. Только в 1925 г., после отмены в стране "сухого закона", винный склад, уже называвшийся Брянским спиртоводочным заводом Центроспирта, дал первую продукцию – настойка "Русская горькая" крепостью 20 градусов. В 1938 г. на заводе проведена первая капитальная реконструкция производства, в итоге которой Брянщина стала украшать свои застолья "цветными" деликатесными напитками. До Великой Отечественной войны Брянский ликероводочный завод выпускал 14 сортов продукции, а к 1950 г. – 48 сортов продукции. В 1963 году на основе Брянского ликероводочного завода и еще 12-ти областных спиртовых заводов было образовано "Объединение бродильной промышленности". Оно стало первым в СССР объединением такого рода. Полный цикл производства: от приема в бункер картофеля и зерна до подачи продукции на прилавки магазинов. В настоящее время здание пренадлежит ООО "БрянскСпиртПром".Занимает один из центральных кварталов города. Состоит из нескольких корпусов, среди которых выделяется главное здание, выходящее на пл. Карла Маркса и формирующее ее западную сторону. Возведено из кирпича, окрашено по кладке, детали побелены. Одно из значительных сооружений промышленной архитектуры Брянска периода эклектики, выполненное в кирпичном стиле.
Основу сложной пространственно-планировочной композиции здания составляет крупный двухэтажный прямоугольный в плане корпус с пятью парами окон в каждом этаже по главному фасаду и двускатной кровлей, по краю которой равномерно поставлены пять чердачных "теремков" с низким парапетом между ними. Правая часть корпуса, выступающая как ризалит, слегка возвышается над карнизом, достигая верха "теремков"; левая представляет собой укрупненный объем в четыре этажа, примыкающий к основному корпусу. Последняя увенчана полукруглым фронтоном над центром фасада и завершена четырехскатной кровлей. Боковые одноэтажные пристройки, также вытянутые вдоль площади, появились несколько позднее. Обильный фасадный декор здания типичен для кирпичного стиля. Широкие пилястры с оригинальным городчатым завершением, расположенные по флангам объемов и между окнами, создают основные членения фасада. Разные по размеру окна подчеркнуты побелкой лучковых перемычек и замковых камней. Венчающий карниз включает ряды городков, сухариков и зубчиков. В завершении боковых объемов использованы машикули с аркатурой, в которую вписаны узкие арочные оконца четвертого этажа. Пояса кирпичного декора левой части и парапета между "теремками" напоминают орнамент вышивки.
Слайд 39Калинина, 42. Дом жилой с лавками, 2-я пол. 19 в.
Слайд 41Казённая мужская гимназия. Ул. Калинина, 66.
Построена в 1913 г.
архитектором Н.А. Лебедевым при поддержке меценатов П.С. и С.С. Могилевцевых. Просуществовала как гимназия 5 лет. После гражданской войны в ней находились трудовая школа, совпартшкола.
Здание разрушено в годы Великой Отечественной войны. В начале 50-х годов XX века построен городской Дом культуры промкооперации, позже ДК местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (архитектор А.Э. Фридман). Современное использование: городской Дом культуры.
Слайд 42Калинина, 79. Казарма Брянского гарнизона
Слайд 43Улица Калинина д.81а
Это здание последней четверти XIX века, расположенное на
красной линии Московской улицы, изначально принадлежало Свенскому монастырю. Дом выполнял функцию городской гостиницы для приезжих паломников.
В начале XX века монастырь сдаёт дом в аренду под нужды офицерского клуба Дорогобужского пехотного полка.
После октябрьской революции бывшая гостиница, согласно совнаркомовскому "Декрету о земле", перешла из разряда монастырских владений в ведение местного Супоневского волостного совета. На тот момент дом имел номер 111. В мае 1920 года Брянский губисполком перемещает волостной совет непосредственно в Супонево, а в здании на Московской улице размещает лесозаготовочную контору.
В послевоенный период здание поочерёдно занимают магазины, службы, ателье. Сегодня дом пустует, судьба его под вопросом. В списках объектов историко-культурного наследия не значится...
Слайд 44Калинина, 83. Дом жилой с магазинами, кон. 19 в.
дом №
83
Дом жилой с магазинами, кон. 19 века. "один из немногих жилых домов периода эклектики с оригинальным фасадным декором в духе барокко"
Слайд 45Доходный дом купца Н.А. Вязьмитина (улица Калинина, 84)
Год постройки: 1860-1870 годы
Адрес: город
Брянск, улица Калинина, 84, 86
Два здания Профессионального училища № 5 города Брянска, построенные во второй половине ХIХ века. Первое из них, более нарядное своим фасадом, говорит об увлечении формами неоренессанса, которые проглядывают в рустике стен первого и третьего этажей, в выделении главного второго этажа окнами с полуциркульным завершением и ордерным карнизом, в трактовке третьего этажа как аттикового. Завершался фасад над центральным ризалитом аттиком с треугольным щипцом. Такое же завершение, расположенное на одном уровне, было и на соседнем здании, что придавало стилевое единство застройке. В 1950 году фасад второго здания значительно изменен надстройкой верхнего этажа и переделкой декоративного оформления.
***
Административное здание.
Улица Калинина, 84.
Расположено на красной линии улицы. Трехэтажное, сооружено из кирпича и оштукатурено. Пример общественной постройки Брянска периода эклектики с использованием мотивов классицизма.Прямоугольный в плане объем с двускатной кровлей и фронтоном на правом торце, примыкающий левым торцом к соседнему дому, вытянут вдоль улицы. Главный, уличный фасад в семь окон выделяется нарядным декором. Первый и третий этажи имеют квадровую рустовку, а их окна с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с замковыми камнями (нижний этаж). Более высокий второй этаж подчеркнут обработкой стен штукатуркой "под шубу" и большими арочными окнами в обрамлениях. Углы здания закреплены пилястрами, рустованными в нижнем этаже и филенчатыми в верхних; такие же пилястры фланкируют среднюю часть двух нижних этажей в три окна. Первый этаж завершен простым карнизом, второй - широким развитым антаблементом, а третий - скромным карнизом с зубчиками.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область". 1998. Брянск.
***
Памятная доска. Архитектурный памятник 1860-1870 годов. Доходный дом купца Н.А. Вязьмитина. В 1907 году в здании была открыта мужская гимназия, в которой учился русский писатель К. Паустовский.
Слайд 46 Год постройки: 1860-1870 годы
Адрес: город Брянск, улица Калинина, 84, 86
Памятная доска. В этом
здании, в бывшей школе № 9 имени Луначарского, с 1931 года по 1940 год учился Непомнящий Михаил Григорьевич, который проявив беспредельную храбрость и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Погиб в 1944 году. Удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
Памятная доска. За достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь 50-летия ВЛКСМ Советский РК ВЛКСМ города Брянска наградил комсомольскую организацию ГПТУ №9 Красным знаменем и оставил на вечное хранение как символ трудовой славы.
Памятная доска. Реконструкция здания с надстройкой 3-го этажа проведена силами учащихся и мастеров производственного обучения Брянских ГПТУ № 9, 18, 19 и Унечского ГПТУ № 17. Строительство завершено в 1973 решающем году 9-й пятилетки в честь 30-летия освобождения города Брянска и области от немецко-фашистских захватчиков.
Памятная доска. Лизунов Юрий Сергеевич. 01.01.1960 – 10.08.1980. Учился в ГПТУ № 9 (ПТУ № 5) с 1975 года по 1978 год. Погиб при исполнении интернационального долга в демократической республике Афганистан.
Слайд 49Калинина, 86. Жилые квартиры военного ведомства для офицеров
Слайд 50Калинина, 99. Дом доходный, 2-я пол. 19 в.
Слайд 51Калинина, 101. Дом жилой с аптекой, 1950 г.
Слайд 52Калинина, 111—115. Квартал «Мясные ряды»: торговый дом Е. П. Бабаевой, дома
жилые с лавками, 2-я пол. 19 в.
дом № 111
торговый дом Бабаевой
Слайд 53ПОДВОРЬЕ КУПЕЧЕСКОЕ Год постройки: середина - вторая половина 19 века.
Адрес: Брянск, улица Калинина, 111
Важное градостроительное значение для застройки Набережной площади имеет угловое здание, в начале XX века принадлежавшее купцу Фоглу и представлявшее собой доходный и торговый дом. Дом своими фасадами смотрит на площадь и улицы Калинина и Энергетическую (старое название - Мясные ряды). Он построен в первой трети XIX века, видимо, удлинялся в последующее время. Его секционная планировка, связанная с размещением магазинов, позволяла это делать. Фасад, обращенный на площадь, сохранил следы архитектурного убора позднего классицизма - рустованные лопатки первого и ордерные членения второго этажей, многопрофильный деликатный карниз и междуэтажный пояс. Окна и входы первого этажа позже переделаны. Больше пострадал от переделок фасад по улице Калинина. Его украшения относятся уже ко второй половине XIX века, ко времени его достройки. Наиболее крупные магазины, как говорилось выше, принадлежали купцу Фоглу. Они располагались в первых этажах, под апартаментами хозяина и под доходными квартирами. Старые дворики, сводчатые перекрытия некоторых помещений, остатки первоначального декора и интересные самобытные детали фасадов разных архитектурных эпох, словно разноязычный говор толпы, заполнявшей некогда оживленный городской торг; происходивший здесь около лавок и магазинов, еще хранят дух своей эпохи.
Здание расположено на северной стороне Набережной площади (расширенная часть улицы), играет значительную роль в ее застройке. Г-образное в плане, состоит из двух кирпичных и оштукатуренных корпусов: большего, вытянутого вдоль улицы Калинина, и меньшего - вдоль площади. Во 2-й половине 19 века изменен декор фасадов. Двухэтажное здание значительной протяженности с первым этажом торгово-хозяйственного назначения и вторым, использовавшимся под конторы, завершено вальмовой кровлей. Прямоугольные в плане корпуса одинаковой высоты отличаются размещением проемов на фасадах и декором. У длинного корпуса нижний этаж в 20 веке сильно изменен, особенно в правой части; верхний имеет по фасаду семнадцать окон с лучковыми перемычками в наличниках с полуколонками, перехваченными пояском, и с изогнутыми сандриками. Два средних окна сближены и отделены от остальных филенчатыми пилястрами (сохранилась только правая); такие же пилястры закрепляют углы фасада. Наличники внизу соединены тягой, в завершении стен очень широкий, мелко профилированный карниз с раскреповками над пилястрами.
Короткий корпус более наряден. Широкие пилястры членят его фасад на семь одинаковых частей-секций, каждая с крупным прямоугольным проемом магазина в низком первом этаже и двумя окнами с лучковыми перемычками в высоком втором. Нижние пилястры рустованы, верхние несут обильный штукатурный декор с выступающими филенками в завершающей части и отделкой "под шубу"; такую же отделку имеют стены вокруг верхних окон, заключенных в рамочные наличники с замковыми камнями. Сильно развитые междуэтажный и особенно венчающий карнизы отличает мелкая и дробная профилировка.
В настоящее время дом используется как и сто лет назад – нижний этаж занимают магазины, верхний этаж – жилые помещения. В 80-е годы XX века в здании располагалось кафе "Русские блины". "Приходите на блины" - так по традиции приглашали гостей на Руси. Блины с мясом, творогом, луком, рыбой, грибами, вареньем, а также другие блюда предлагали в этом кафе, отделанном под старинную корчму, организовывались вечера.
Слайд 54Калинина, 177. Торговая школа им. С. В. Могилевцева, 1908—1909 г.
Здание ремесленного училища и торговой школы (теперь корпус городской больницы (наркодиспансера), улица Калинина, 177) - Брянск
Вид на торговую школу с реки Десны
Кстати, в начале ХХ века здание торговой школы венчал шпиль в виде трезубца. Он виден на старых фотографиях. Торговая школа построена в неорусском стиле, как большинство зданий тандема братьев Могилевцевых с архитектором Лебедевым. Сочетание красного и белого кирпича — передовая технология того времени.
Год постройки: посл. четв. 19 в.
Адрес: г.Брянск, улица Калинина, дом 177.
В начале 20 века это здание построили братья Могилевцевы, и тогда выполняло оно куда более почетную функцию: здесь была торговая школа (мужское училище). Учили в торговой школе на приказчиков — доселе невиданный в Брянске пример благотворительности, потому что предполагалось здесь постигать науку детям крестьян. Могилевцевы знали толк в торговле, им нужны были хорошие кадры. Выпускники должны были проявлять знания в арифметике, ведь для приказчиков счет — наипервейшее дело. Необходимо было изучить метрическую систему, например, чтобы ткань отмерять. И конечно, учили воспитанников разбираться и в сортах товаров.
Расположена на возвышении, со значительным отступом от красной линии застройки. Торговая школа построена в неорусском стиле, как большинство зданий тандема братьев Могилевцевых с архитектором Лебедевым. Сочетание красного и белого кирпича — передовая технология того времени. Здание трехэтажное, кирпичное и оштукатуренное, с выделенными побелкой деталями на фоне красных стен. Одно из немногих в Брянске крупных общественных сооружений периода эклектики, выполненное в русском стиле.
Массивный прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей. Центр более протяженного, уличного фасада отмечен слабо выступающим ризалитом, который увенчан аттиком с небольшим остроугольным фронтоном, фланкированным килевидными кокошниками. Более простые аттики с кокошниками завершают также средние части боковых фасадов, выделенные пилястрами большого ордера. Такие же пилястры (рустованные в первом этаже) членят главный фасад на пять частей с парными окнами в каждой. Окна разной формы (в первом этаже с лучковыми перемычками, во втором арочные, а в третьем прямоугольные) заключены в массивные наличники с килевидными или фронтонными завершениями, опирающимися на укороченные пилястры. Венчающий карниз - с поясом машикулей. Входное крыльцо ризалита главного фасада с лестницей перед ним трактовано в виде массивного арочного портала с двумя укороченными колоннами и двускатным верхом.
Слайд 56Калинина, 195. Дом жилой, кон. 19 — нач. 20 в.
Слайд 57Калинина, 219. Дом П. С. Утникова, 19 в.
Расположен на красной
линии застройки; вместе с соседними зданиями торгового училища и больницы, а также Тихвинской церковью образует один из немногих сохранившихся фрагментов прежней застройки. Возведен на рубеже 18—19 вв. (показан на планах Брянска 1802 и 1808 гг.). В 1870-80-х гг. с севера сделана пристройка и изменен главный фасад; южная пристройка сооружена в сер. 20 в. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к характерным для архитектуры Брянска 1-й трети 19 в. жилым домам, выполненным еще в стиле раннего классицизма.
Прямоугольный в плане объем с трехскатной кровлей вытянут вдоль улицы. Все окна с лучковыми перемычками (в верхнем этаже более крупные). Дворовый фасад частично сохранил прежние формы: рустованные пилястры членят его на три части, средняя из которых в три окна без обрамлений, а боковые (левая более поздняя) в два. Главный, уличный фасад гораздо наряднее: с филенчатыми нишами, обработанными "под шубу" штукатурными наличниками окон, увенчанными сандриками, и широким междуэтажным поясом, украшенным филенками. Выразителен завершающий фасады развитый карниз с мелкой профилировкой.
Слайд 59Калинина, 221. Женское училище, нач. 20 в.
Слайд 60Калинина, 223. Женское ремесленное училище им. Л. А. Могилевцевой, нач. 20
в.
Слайд 61Год постройки: 1909 г.
Адрес: г. Брянск, ул.
Калинина, 221-223.
1909 год. Маленький переулок на Московской улице (сейчас это улица Калинина, чуть выше памятника артиллеристам) огласился девичьим смехом. Два брата Могилевцевы — брянские меценаты — передали добротное трехэтажное каменное здание под женское ремесленное училище. В банке лежали 25 тысяч рублей неприкосновенного капитала. Решением Могилевцевых проценты с него должны были идти на содержание училища. Обучение было бесплатным. Крестьянские девушки осваивали в училище ремесла швей и кухарок. Штат небольшой: два преподавателя общеобразовательных дисциплин, учитель Закона Божьего да учитель черчения и рисования — и то роскошь для неграмотных крестьянских девочек!
Здание под женское ремесленное училище по просьбе Могилевцевых построил архитектор Николай Лебедев. Уж больно нравился братьям его особый стиль. Вроде простой кирпич, а здание выходило резное, наподобие старинных деревянных теремов. Его архитектурный почерк легко узнать даже не знатоку: стиль такой, а-ля русский народный. Отличительная черта — сочетание красного и белого кирпича. При проектировании зданий Лебедев исходил не только из эстетических, но и из практических интересов. Штукатурка, конечно, придавала зданиям величественный и ухоженный вид, но от времени, дождей и снега она трескалась, в нашем климате служила всего-то несколько лет, а на подновление нужны были немалые затраты, да и отделка штукатуркой обходилась дороже. Лебедев рассуждал: "Брянск — город небогатый, строить здания с колоннами и фризами невыгодно, потому что все это потом постепенно начинает разрушаться. А кирпич — качественный и гораздо более долговечный материал".
Но ведь кроме практичности и красоты хочется! Тогда Лебедев придумал использовать кирпич не только как строительный, но и как отделочный материал. Чередуя выступы и впадины, архитектор придает зданиям поистине уникальный вид. А соединение красного и белого — основных цветов наших предков-вятичей — делает рисунок еще более выразительным. Расположено в одном из немногих уголков города, сохранивших прежнюю застройку. Состоит из двух зданий, поставленных вдоль красной линии улицы. Возведено на средства брянских купцов Могилёвцевых. Характерный пример архитектуры общественных зданий Брянска периода эклектики: оба корпуса выполнены в кирпичном стиле с выделенными побелкой деталями. Дом 221 - двухэтажная с полуподвалом постройка, прямоугольная в плане, с выступами на боковом и дворовом фасадах. Главный, уличный фасад с несколько тяжеловесным обильным декором обогащен по краям ризалитами различного размера, завершенными фигурными фронтонами; более узкий левый ризалит выделяется пирамидальным покрытием со срезанным верхом. Нижний этаж украшен в основании филенчатым поясом, верхний - венчающим карнизом с аркатурой. Арочные окна обоих этажей между ризалитами, разделенные на три пары широкими лопатками, имеют Т-образные подоконные части и массивные, с замковыми камнями архивольты, которые в верхнем этаже на уровне пят соединены ширинчатым поясом. Остальные фасады выглядят гораздо скромнее, имея лишь аналогичные карнизы и фронтоны над выступами. Вход в здание устроен в дворовом выступе.
Двухэтажный с полуподвалом дом 223 — прямоугольный в плане, завершен вальмовой кровлей. Небольшие выступы-ризалиты по флангам всех фасадов, а также в центре продольных, уличного и дворового, увенчаны аттиками. По краю кровли главного фасада поставлены тумбы, прежде соединенные решеткой. Нарядный декор включает лопатки между окнами (в первом этаже рустованные, во втором с городчатым завершением), подоконные выступы, фигурные доски, ниши и нарядные карнизы (междуэтажный с поребриком и венчающий с аркатурой между двумя рядами зубчиков). Главный вход в центральном ризалите с улицы сохранил двупольную филенчатую дверь.
В советское время здесь размещалось медицинское училище.
Слайд 62Горького, 20. Дом пионеров и школьников
Слайд 63дом № 20. Областной ТЮЗ. На него пристально смотрят Ленин и Горький
Год постройки: 1960 год.
Адрес: г.Брянск, улица Горького, дом 20.
Здание построено в 1960 г. Оно строится с некоторым отступом от красной линии улицы Горького против улицы К.Маркса. Здание сооружается по повторному проекту аналогичного в Рязани с приспособлением и некоторыми переделками для местных условий архитектором А.А.Саломахиным. В начале используется как Дом пионеров. Последняя реконструкция произведена в 1980 г.
Здание расположено в живописном уголке Брянска. Один его фасад выходит на тихую и зеленую улицу Горького, а другой - возвышается над кручей оврага "Судок". Вместе с жилым домом, восстановленным в 1946 году по проекту архитектора Б.П. Шавыриной (ул. К.Маркса, 12), и новым зданием кооперативного техникума, проект которого выполнен архитекторами Г.А. Гвоздиковым и В.Н. Городковым(ул. К.Маркса, 11), расположенными через дорогу напротив, образован еще один небольшой архитектурный ансамбль, объединенный классическим характером.
Открылся театр 18 февраля 1981 спектаклем "Юность отцов" по пьесе Б. Горбатова. За время существования выпущено более 100 спектаклей разных жанров — от сказок до произведений мирового классического репертуара. В разные годы постановки осуществляли Э. Аракелов, Ю. Береза, Б. Ярыш, Б. Цейтлин.С октября 1997 по 2004 театром руководил Л. Кулагин.
Театр — постоянный участник фестиваля "Славянские театральные встречи" в Брянске, был отмечен премией этого фестиваля ("Леди Гамильтон", номинация "За лучшую мужскую роль" — Л. Кулагин, 2000), дипломом II Международного фестиваля "Театр детства и юности — XXI век" в Воронеже ("Замарашка" Я. Гловацкого, режиссер — Л. Кулагин, 2001). В апреле 2004 показал спектакль "Остров нашей Любви и Надежды" Г. Соловского на проходившем в Рязани III Всероссийском фестивале спектаклей для подростков "На пороге юности". Помимо традиционных "малых" гастролей по западным районам Брянской области, ежегодно выступает в городах России, а также Белоруссии и Украины.
Слайд 64Урицкого, 35. Дом жилой с барочным декором, 2-я пол. 19 в.
Слайд 65Урицкого, 55. Двухэтажный каменный дом, сер. 19 в.
Слайд 66Урицкого, 62. Дом жилой, 2-я пол. 19 в.
Слайд 68Фокина, 14. Дом жилой, сер. 19 в. (литературный музей)
Слайд 69Фокина, 19. Усадебный дом с двумя подъездами
Слайд 70Фокина, 26. Театр областной драматический, 1925—1926 гг.
Слайд 72Фокина, 31. Дом книги, 1950-е гг.
Слайд 73Фокина, 37. Дом жилой с диетической столовой, 1955—1956 гг.
Слайд 74Фокина, 73. Здание суда, нач. 20 в.
Слайд 75Красноармейская, 1. Военный полугоспиталь. Главный корпус с одноэтажными крыльями, сер. 19
в.
Слайд 76Красноармейская, 30. Усадьба городская,
1-я пол. 19 в.
Слайд 77Луначарского, 45. Дом жилой завода «Дормаш»
Слайд 78Октябрьская, 36. Казармы брянского гарнизона, 1898 г.
Слайд 80Репина, 9. Дом жилой, сер. 19 в.
Слайд 82Энергетическая, 5. Первая брянская электростанция
Слайд 83Энергетическая, 7. Дом жилой у Мясных рядов, нач. 19 в., 2-я
пол. 19 в.