Слайд 1
Холмовская общеобразовательная
школа
I-III cтупеней
ВЕНЕЦ НАРОДОВ КРЫМА.
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
Слайд 2
Крымские татары
— народ, исторически сформировавшийся в Крыму — народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят
на крымскотатарском языке — народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.
Слайд 3Символика
формировани
Крымскотатарский флаг
состоит из голубого полотнища, в верхнем левом углу которого изображена
тамга. Голубой цвет – традиционный цвет тюркских народов, символизирующий чистое небо и свободу. Данный цвет использовался еще на знамёнах Крымского ханства. Тарак-тамга (taraq-tamğa) же является родовым знаком правившей в Крыму династии Гераев.
Слайд 5
Крымские татары начали формироваться как народ в Крыму в XIII
веке. Историческим ядром крымскотатарского этноса стали тюркские племена, осевшие в Крыму.
Слайд 8
Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского
ханства
Слайд 9ис
Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты. Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с
формированием самого этноса и была очень длительной.
Религия
Слайд 10Основные религиозные праздники
Ураза-Байрам
Курбан-байрам
Слайд 11Крымскотатарская культура
Крымскотатарская
культура
Слайд 12
Национальный костюм
Женская одежда состояла из широкой и длинной рубашки «кетен кольмек»
из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее. Под рубашку надеваются широкие шаровары «думан» или «дон». Поверх рубашки надевают короткий до колен кафтан «зыбын» с короткими рукавами и вырезом на груди «конус».
Голову завязывали цветным узорчатым платком
«баш явлукъ».
Традиционным головным убором был «фес».
Слайд 14
Общий комплекс костюма у мужчин был представлен нательной одеждой-рубахой «кольмек» и
широкими штанами «токума штан». Поверх нательной рубахи надевали «камзол» -куртку в обтяжку с короткими или длинными рукавами и пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда состояла из короткого «кыска тончык» или длинного «узун тон» - тулупа из овчины».
Слайд 16Литература
Крымскотатарская литература начинает свою историю со времён Золотой Орды. Период расцвета
её приходится на период Крымского ханства и возрождение происходит в XIX веке.
Крымскотатарская литература начинает свою историю со времён Золотой Орды. Период расцвета её приходится на период Крымского ханства, а возрождение происходит в XIX веке.
Слайд 17Известные литераторы
Исмаил Гаспринский
-просветитель, писатель, педагог.
Лауреат на Нобелевскую премию мира (2010).
Слайд 18
Бекир Чобан-Заде
-поэт, учёный-тюрколог.
Внёс неоценимый вклад не только в изучение и языка
и литературы родного народа, но и в развитие языкознания и литературоведения многих тюркских народов.
Шамиль Алядин
крымскотатарский прозаик,
поэт и общественный деятель.
Слайд 19Крымскотатарская этика
У крымских татар принято с раннего детства учить детей этике
поведения.
Утром младшие в семье должны
поприветствовать старших словами:
«Доброго утра, хорошо ли вы спали?»
и поцеловать им руку.
Старшие в ответ говорят:
«И тебе доброго утра, желаю благополучия».
Хозяйка готовит кофе и подает его,
говоря «Угощайтесь»,после, убирая чашки,
она говорит «на здоровье».
Когда приглашают к столу для трапезы
нужно сказать: «Угощайтесь, вкусной вам еды»
При встрече с друзьями или соседями говорят:
«Мир вашему дому» (Селям алейкум), ответ
слышат:«И вашему дому мир» (Алейкум селям).
Слайд 20Крымские татары – один из немногих тюркских народов, для которых кофе
имеет ритуальное значение. Встречают гостей в крымскотатарских семьях очень тепло и дружелюбно, подают на стол ароматный кофе со сливками.
Настоящий крымскотатарский кофе мелется вручную до однородной мелкой пудры. Обязательно в медных кофемолках, «къаве дегирмени».
Кофе заваривается в медном или серебряном джезве (турка)
Подается готовый напиток в маленьких фарфоровых чашечках - фельджан, объемом в три-четыре наперстка каждая.
Слайд 21Къашык-аш (ложечный суп )-
это очень маленькие пельмени с мясной начинкой в бульоном,
в котором они варились, добавляют простоквашу и обильно посыпают зеленью. Размер пельменей говорил о мастерстве хозяйки. В ложке их должно быть не меньше 6-7.
Татар аш (пельмени)
Слайд 22Национальные кондитерские изделия
жареные пирожки с мясом.
Кобетэ - печеный пирог с
мясом, луком и картофелем.
Янтыкъ –
печёные пирожки с мясом.
Слайд 24
Декоративно-прикладное
искусство
крымских татар
Слайд 25Вышивка
Наиболее ранние из сохранившихся крымскотатарских
вышивок относятся ко времени существования Крымского ханства, где вышивальщики объединены были в цех "казазы".
"Татар-ишлеме" - татарская гладь, она выполнялась шелковыми, хлопчато- бумажными, а также золотыми и серебряными нитями на тонкую ткань без предварительного настила. Гладью вышивали юзбезы - полотенца, коран- безы - покрывальца для корана, марамы.
Слайд 29Ювелирное искусство
Традиционные женские пояса выполнялись из золота, серебра, позолоченного
серебра и сплавов перечисленных металлов с добавлением меди.
Слайд 31КЕРАМИКА
С давних времен элементы орнамента
крымских
мастеров исполняли роль языка, способного
передавать социально-значимую информацию.
Древний язык орнамента используется и в
современных произведениях, он позволяет
качественно и полноценно сохранять и развивать
культурное наследие Крыма.
Слайд 34 Кинематография
«Хайтарма»
военный военный драматический
военный драматический художественный фильм военный драматический художественный фильм режиссёра Ахтема Сейтаблаева военный драматический художественный фильм режиссёра Ахтема Сейтаблаева, посвящённый трагическому периоду в историикрымскотатарского народа военный драматический художественный фильм режиссёра Ахтема Сейтаблаева, посвящённый трагическому периоду в историикрымскотатарского народа. Фильм основан на реальных событиях военный драматический художественный фильм режиссёра Ахтема Сейтаблаева, посвящённый трагическому периоду в историикрымскотатарского народа. Фильм основан на реальных событиях, произошедших в мае 1944 года. Главный герой картины — военный лётчик военный драматический художественный фильм режиссёра Ахтема Сейтаблаева, посвящённый трагическому периоду в историикрымскотатарского народа. Фильм основан на реальных событиях, произошедших в мае 1944 года. Главный герой картины — военный лётчик-истребитель, гвардии майор, дважды Герой Советского Союза военный драматический художественный фильм режиссёра Ахтема Сейтаблаева, посвящённый трагическому периоду в историикрымскотатарского народа. Фильм основан на реальных событиях, произошедших в мае 1944 года. Главный герой картины — военный лётчик-истребитель, гвардии майор, дважды Герой Советского СоюзаСултан Амет-Хан.
Слайд 35Музыка
Еще в глубокой древности на
полуострове Крым возникло
музыкальное искусство. Первые
примитивные инструменты были
изготовлены сотни лет назад:
музыкальный лук, флейта из рогов и
костей животных и другие. Красноречие
и проникновенность творчества
крымскотатарских музыкантов также
уходит в глубокую древность: кедайлар, ашыкълар, йырджылар,
чалгъыджылар, усталар. Тексты из
Корана речитировалися муэдзинами, а
со временем их заменила светская
музыка.
Слайд 36
Сабрие Эреджепова
- легенда вне времени.
Февзи Билялов - преданно служил искусству.
Фемий Мустафаев – певец классического и эстрадного жанра .
"Къырым" -крымскотатарский фольклорный ансамбль .
Слайд 37 Хайтарма - это народный танец, который испокон веков
исполнялся на традиционных свадьбах. Во многом благодаря ему крымские татары не утратили своей национальной идентичности. В переводе с татарского «хайтарма» означает «возвращение». Многие годы танец ассоциировался с возвращением народа на родную землю.