Слайд 1Великие просветители земли Брянской
Слайд 2 Граф Пётр Васильевич Завадовский (10 [21] января 1739, д. Красновичи Стародубского повета Черниговской
губернии — 10 [22] января 1812[2], Санкт-Петербург) — русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи (1802—1810). Граф (c 1794 г.).
Слайд 3 В 1782 г. была создана Комиссия об
учреждении училищ, руководить которой был назначен П.В.Завадовский. В это дело он вложил всю свою душу. Как напишет потом современник: "Ревностно поспешествовал он во всех важных и для отечества столь полезных трудах сей комиссии и участвовал в составлении проекта для училищ, гимназий и университетов". Эта комиссия должна была открыть народные училища, "предписать способы учения, издать полезнейшие для них книги, содержащие в себе главные, нужные человеку сведения, которые возбуждают охоту к дальнейшим успехам, служат ему ступенью к высшим знаниям и сами собою достаточны уже для гражданской жизни народа, выходящего из мрака невежества".
Под руководством П.В.Завадовского комиссия разработала "План к установлению народных училищ в Российской империи", по которому в губернских городах учреждались четырехклассные народные училища, а в уездных — двухклассные малые народные училища. Формально эти школы были всесословными и содержа- лись за счет государства.
Слайд 4В 1786 г. Екатерина II утвердила "Устав народных училищ". В соответствии
с ним комиссия П.В.Завадовского разработала и издала "Правила для учащихся народных училищ" и "Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи". Принципиально важным было то, что эти документы фиксировали создание единой системы светской школы — от малого народного училища до университета — с единой методикой преподавания и учебными планами. Малое училище соответствовало двум первым классам главного училища, и окончившие его могли продолжать учебу в старших классах главного. Ученики главного училища, желавшие продолжить свое образование в университете, дополнительно изучали латинский и один из современных европейских языков, необходимые для поступления в университет.
Комиссия уделяла большое внимание изданию учебных пособий по всем предметам, изучавшимся в народных школах. В этих пособиях важное место отводилось использованию различных форм и методов преподавания.
Слайд 5 Создание системы главных и малых общеобразовательных школ оказалось очень
трудным делом, особенно в финансовом отношении и оплаты труда преподавателей.
И все же, за два-три года главные народные училища были открыты в 25 губернских городах. Это составляет одно из крупных культурных событий царствования Екатерины. Императрица щедро наградила всех участвовавших в этом "великом деле": П.В.Завадовский получил орден Св.Владимира 1-го класса и 6000 душ крестьян в Малороссии.
Слайд 6 Почти одновременно с открытием народных училищ комиссия П.В.Завадовского создала
еще один тип общеобразовательной, но сословной, привилегированной школы — дворянский Благородный пансион. Перекликавшийся по своему характеру с Обществами благородных девиц, он следовал традиции русского дворянского воспитания в закрытых учебных заведениях — согласно педагогическим идеям И.И.Бецкого, что отразилось на уставе пансиона. Таковым же был и существовавший еще с аннинских времен Сухопутный шляхетский корпус, из которого вышли А.П.Сумароков, И.П.Елагин и другие писатели.
5 февраля 1785 г. своим рескриптом Екатерина приказала П.В.Завадовскому изучить систему преподавания в Пажеском корпусе, выяснить ее достоинства и недостатки. Рескрипт предписывал П.В.Завадовскому осуществить такую же работу и в прочих школах ведомства придворной конторы, дворцовой и обер-егермейстерской канцеляриях и "ввести порядок, который должен быть присвоен и всем вообще Российским училищам". За три недели поручение было выполнено. П.В.Завадовский составил учебный план, в который Екатерина II, одобрив его в целом, признала необходимым добавить преподавание латыни и греческого языка. Тогда же Екатерина II назначила П.В.Завадовского управляющим Медико-хирургической школой.
Слайд 7 Для организации подготовки медиков европейского уровня в России П.В.Завадовский
подробно изучил систему медицинского образования за границей. "Теперь, — пишет П.В.Завадовский, — в Вене похваляется новозаведенное хирургическое училище, во Франции — сия наука процветает, английские же госпитали общее мнение почитает первыми на свете", поэтому он предложил послать молодых русских врачей в Вену, Париж и Лондон, чтобы они на практике ознакомились с постановкой медицинского образования и устройством европейских медико- хирургических училищ и клиник.
Занимаясь вопросами постановки высшего медицинского образования, П.В.Завадовский пришел к выводу о необходимости преобразования медицинской школы в академию. Совместно с докторами Вейкартом, И.З.Кельхеном и М.М.Тереховским он разработал устав Хирургической академии. П.В.Завадовский полагал, что,"когда необходимое строение и у нас поспеет, то можно взять из духовных семинарий и малороссийских школ 150 студентов в ученики на казенное содержание, как в Главном народном училище, и обучать всему, что предписано". Указывая на острую потребность dо врачах, П.В.Завадовский предлагает умножить число учеников. "Если людей сей науки умножится и более чем нужно, то обратившиеся в священство не меньше пользы принесут, наипаче в деревнях, соединяя в должности духовное врачевание и телесное. Ибо, хотя считается за сущую пагубу незнающий лекарь, но сие зло у нас по настоящей бедности медицинского факультета не токмо терпимо, но и распространяется, понеже не лекари мест, а места лекарей ищут." 26 февраля 1785 г. Екатерина II одобрила доклад П.В.Завадовского. В том же году ему было отпущено 10 тыс. рублей на осуществление этих преобразований. Наряду с этим на П.В.Завадовского возлагалась обязанность снабжения армии и флота лекарями и подлекарями.
Слайд 8 Был выработан план университетского устройства, по которому предполагалось открыть университеты
в Пензе, Чернигове и Пскове. Определялся статус университетов и положение преподавателей. По плану этой комиссии, профессора "не подвергаются принуждению ни в рассуждении правил науки, ни в рассуждении книг учебных: свобода мыслей способствует вообще знаниям, но при такой науке, в коей ежедневно являются новые разрешения и новые открытия, нужна она особливо".
Успешная деятельность П.В.Завадовского по решению вопросов образования побудила Екатерину II не ранее 1788 г. назначить своего любимца на должность главного директора народных училищ.
Слайд 9 В бытность Завадовского министром народного просвещения появились народные школы, в
уездах — уездные училища, в губерниях — гимназии; были учреждены учебные округа, изданы уставы университетов и основаны Казанский, Харьковский и
Дерптский университеты, открыт Петербургский педагогический институт.
Слайд 10
2-й министр народного просвещения Российской империи
Граф Алексе́й Кири́ллович Разумо́вский (12 (23) сентября 1748 — 23 марта (4 апреля) 1822) — русский государственный деятель из
рода Разумовских. Действительный камергер (1775), сенатор (1776—1807), министр народного просвещения (1810—1816). Действительный тайный советник (1807).
Родоначальник дворян Перовских: отец Антония Погорельского, дед А. К. Толстого, прадед Софьи Перовской.
Слайд 11За годы министерства графа А. К. Разумовского в Российской империи было
открыто 175 уездных, приходских и поветовых школ, уездных, городских и сиротских училищ; гимназии в Киеве, Симбирске, Белостоке, Харькове; греческое Александровское училище в Нежине, Повивальный институт в Белостоке и воспитательное заведение при Московской губернской гимназии. В 1814 г. был открыт Казанский университет. Но любимым детищем графа Разумовского был созданный при его живом участии Царскосельский лицей.
При Разумовском же в 1811 г. была открыта при Московском университете первая кафедра славянской филологии, стали действовать Московское общество истории и древностей российских, Общество любителей отечественной словесности при Казанском университете, Общество наук при Харьковском университете, научное Общество при Дерптском университете. Сам граф Алексей Кириллович был вице-президентом Библейского общества и состоял почётным попечителем одного из отделов «Русской беседы». И вот 10 августа 1816 г. Разумовский вышел в отставку, после чего прожил около двух лет в Москве — и переехал в Почеп.
Слайд 12 Мероприятия министерства Разумовского как нельзя лучше иллюстрируют и гуманность
графа, и его неподдельное благочестие, и любовь к наукам, и патриотизм. Например, именно при министре Разумовском «постановлено было коренными неизменным правилом, во всех учебных заведениях военного и гражданского ведомства, не изъемля из того и состоящие под управлением иностранного духовенства, обучать юношество Закону Божию и при ежегодных публичных испытаниях всегда начинать экзамен с сего предмета, яко заключающего в себе главную и существенную цель образования». Также при Разумовском в 1811 г. училищными постановлениями были запрещены всякие телесные наказания для учеников. Педагог казённой школы, прибегавший к таким наказаниям, рисковал потерять должность, а практиковавшее розги частное учебное заведение могло быть закрыто.