Слайд 1Психологическая характеристика умственно-отсталых детей.
Олигофрения. Систематика олигофрений по Г.Е.Сухаревой. Особенности развития
детей-олигофренов.
Слайд 2Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся
в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер
Слайд 3 Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная
отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч. малоумный).
Слайд 4Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении).
Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Олигофрении — клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединяемых двумя обязательными признаками:
1) психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности;
2) отсутствием прогредиентности.
Слайд 5Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы
в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.
I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):
а) болезнь Дауна;
б) истинная микроцефалия;
в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений;
г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).
Слайд 6II. Эмбрио- и фетопатии:
а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью
во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);
б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);
в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;
г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;
д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);
е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.
Слайд 7III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время
родов и в раннем детстве:
а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;
б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве);
в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.
Слайд 8Психологическая характеристика умственно-отсталых детей
Слайд 9Моторика
Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются
существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать ее, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его предметным миром, ориентироваться в пространстве.
Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
Слайд 10Внимание
Внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом,
неустойчивостью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью.
Дошкольники-олигофрены с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.
Умственно отсталые школьники младших классов также очень невнимательны, что в значительной мере мешает их обучению, способствует появлению множества ошибок при выполнении даже таких заданий, которые по уровню развития их познавательной деятельности им вполне доступны.
Невнимательность детей-олигофренов всех возрастов в определенной мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать не отвлекаясь. Большое значение имеет также не-сформированность интересов умственно отсталых детей.
Слайд 11Интересы
Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению.
Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а присущая им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе для них не интересен. Заторможенные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Привлекаемые яркой окраской или новизной, они берут предмет в руки, некоторое время смотрят на него, однако настоящего интереса к объекту не проявляют. Они редко задают взрослым вопросы, не пытаются самостоятельно узнать о предмете что-то новое. Их действия с предметом состоят в том, что они пытаются засунуть его в рот или стучат им по столу или полу.
Слайд 12Восприятие
У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют
место нарушения ощущении различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций.
Слайд 13Память
Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита очень слабо. Это
особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала, что не удивительно. Ведь дети только еще начинают овладевать родной речью. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал — яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго.
Опыты показали, что запоминание облегчается в тех случаях, когда Обучение умственно отсталых детей в большой мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеобразием
Слайд 14Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы материала существенно меньше, чем у их
нормально развивающихся сверстников. Установлено, что если нормально развивающиеся дети запоминают 7±2 объектов, одновременно предъявленных, то их умственно отсталые сверстники — 3. Точность и прочность запоминания учащимися и словесного, и наглядного материала низкие. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, допускают много повторов и в то же время привносят ненужные элементы в результате различных, нередко случайных ассоциаций. При этом умственно отсталые дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к подобным привнесениям. Учащиеся с преобладанием процессов торможения запоминают меньший объем материала, но количество привнесений у них незначительно.
Слайд 15Мышление
У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех
уровней мыслительной деятельности. Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны умственно отсталым младшим школьникам. Однако при выполнении заданий дети испытывают трудности. Так, им, как и дошкольникам, трудно сложить несложную разрезанную картинку. В младшем школьном возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.
Большие трудности вызывают у учащихся задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления.
Слайд 16Речь
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим
запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. В возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.
Слайд 17Волевая сфера
Ее становление непосредственно
связано с появлением речи, которая
позволяет ребенку
понять необходимость
того или иного способа действия. Однако
формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено.
Слайд 18Деятельность
Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов
деятельности.
Слайд 19Игра
Для нормально
развивающихся детей в
дошкольный период жизни
ведущим видом деятельности
является игра. В спонтанном развитии умственно отсталых детей игра не занимает должного места. Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте они еще далеки от овладения игрой.
Наиболее сложной и вместе с тем наиболее значимой для развития ребенка является сюжетно-ролевая игра. Ею умственно отсталые дошкольники самостоятельно не овладевают.
Слайд 20Рисование
Все нормально развивающиеся дети, начиная с младшего дошкольного возраста, с удовольствием
рисуют. Вначале они просто выводят на бумаге различные каракули, потом начинают видеть в них сходство с каким-то знакомым предметом, позднее пытаются намеренно изобразить отдельные объекты.
Слайд 21Трудовая деятельность
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для умственно отсталых детей одним
из основных видов деятельности, помимо учебной, является трудовая. Задания, предъявленные на доступном уровне, создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков психического развития.
Установлено, что школьники-олигофрены, особенно учащиеся младших классов, не всегда могут подчинять свои действия поставленной перед ними задаче. Часто они приступают к выполнению трудового задания без должной предварительной ориентировки в нем, без его анализа. Школьники выполняют задание, не осознавая его конечной цели и не имея плана действия. Это приводит к тому, что в процессе деятельности способы действия ребенка не изменяются даже тогда, когда они оказываются явно ошибочными и не приводят к нужным, как того требует задание, результатам.
Слайд 22Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого
опыта на решение новой трудовой задачи. Они выполняют задание, не осознав его специфики.
При выполнении задания часто наблюдается «соскальзывание» со сложной для детей деятельности на более легкую: не осознавая поставленной задачи и не проявляя к работе должного интереса, ученик пытается выполнить ее привычным способом, т.е. относится к ней формально.
Для большинства умственно отсталых учеников характерно неумение адекватно оценить свои возможности.
Слайд 23Мотивационно-потребностная сфера
У умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью
побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений.
Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.
Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми учащимися направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.