Презентация, доклад в рамках психологического просвещения Психологическая характеристика умственно-отсталых детей. Олигофрения. Систематика олигофрений по Г.Е.Сухаревой. Особенности развития детей-олигофренов

Содержание

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей,

Слайд 1Психологическая характеристика умственно-отсталых детей. Олигофрения. Систематика олигофрений по Г.Е.Сухаревой. Особенности развития

детей-олигофренов.
Психологическая характеристика умственно-отсталых детей.  Олигофрения. Систематика олигофрений по Г.Е.Сухаревой. Особенности развития детей-олигофренов.

Слайд 2Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся

в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они

Слайд 3 Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная

отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч. малоумный).
Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений,

Слайд 4Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении).

Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Олигофрении — клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединяемых двумя обязательными признаками:
1) психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности;
2) отсутствием прогредиентности.
Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием

Слайд 5Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы

в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.


I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):
а) болезнь Дауна;
б) истинная микроцефалия;
в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений;
г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического

Слайд 6II. Эмбрио- и фетопатии:
а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью

во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);
б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);
в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;
г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;
д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);
е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

II. Эмбрио- и фетопатии: а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);б) олигофрения,

Слайд 7III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время

родов и в раннем детстве:
а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;
б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве);
в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.


III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а)

Слайд 8Психологическая характеристика умственно-отсталых детей

Психологическая характеристика умственно-отсталых детей

Слайд 9Моторика
Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются

существенными отклоне­ниями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстни­ков начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать ее, а также позднее начинают сидеть, стоять, передви­гаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие дви­гательной сферы существенно снижает возможности ребенка зна­комиться с окружающим его предметным миром, ориентироваться в пространстве.
Движения умственно отсталых дошкольников отличаются не­ловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедлен­ностью или, напротив, импульсивностью.
МоторикаУмственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклоне­ниями в развитии моторики. Они

Слайд 10Внимание
Внимание умственно отсталых детей преимущественно непро­извольно. Оно характеризуется небольшим объемом,

неустойчи­востью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью.
Дошкольники-олигофрены с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патоло­гической инертности.
Умственно отсталые школьники младших классов также очень невнимательны, что в значительной мере мешает их обучению, способствует появлению множества ошибок при выполнении даже таких заданий, которые по уровню развития их познавательной деятельности им вполне доступны.
Невнимательность детей-олигофренов всех возрастов в опреде­ленной мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятель­ности, работать не отвлекаясь. Большое значение имеет также не-сформированность интересов умственно отсталых детей.
Внимание Внимание умственно отсталых детей преимущественно непро­извольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчи­востью, а в ряде случаев —

Слайд 11Интересы
Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению.

Возбу­димые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не заду­мываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а присущая им импульсивность. Они тут же бросают взя­тое, поскольку предмет сам по себе для них не интересен. Затор­моженные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Привлекаемые яркой окраской или новизной, они берут предмет в руки, неко­торое время смотрят на него, однако настоящего интереса к объекту не проявляют. Они редко задают взрослым вопросы, не пытаются самостоятельно узнать о предмете что-то новое. Их действия с предметом состоят в том, что они пытаются засунуть его в рот или стучат им по столу или полу.
Интересы Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Возбу­димые дети хватают все, что попадает

Слайд 12Восприятие
У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют

место нарушения ощущении различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций.
Восприятие У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и

Слайд 13Память
Память умственно отсталых детей дошкольного возраста раз­вита очень слабо. Это

особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала, что не удивительно. Ведь дети только еще начинают овладевать родной речью. Несколько успеш­нее запоминают они наглядный материал — яркие картинки, изоб­ражающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто упо­требляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти не­надолго.
Опыты показали, что запоминание облегчается в тех случаях, когда Обучение умственно отсталых детей в большой мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеоб­разием
Память Память умственно отсталых детей дошкольного возраста раз­вита очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания

Слайд 14Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы ма­териала существенно меньше, чем у их

нормально развивающих­ся сверстников. Установлено, что если нормально развивающиеся дети запоминают 7±2 объектов, одновременно предъявленных, то их умственно отсталые сверстники — 3. Точность и прочность запоминания учащимися и словесного, и наглядного материала низкие. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие еди­ное целое, допускают много повторов и в то же время привносят ненужные элементы в результате различных, нередко случайных ассоциаций. При этом умственно отсталые дети, характеризую­щиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают осо­бенно отчетливо выраженную склонность к подобным привнесе­ниям. Учащиеся с преобладанием процессов торможения запоми­нают меньший объем материала, но количество привнесений у них незначительно.
Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы ма­териала существенно меньше, чем у их нормально развивающих­ся сверстников. Установлено, что если

Слайд 15Мышление
У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех

уровней мыслительной деятельности. Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны умственно отсталым младшим школьникам. Однако при выполне­нии заданий дети испытывают трудности. Так, им, как и дош­кольникам, трудно сложить несложную разрезанную картинку. В млад­шем школьном возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.
Большие трудности вызывают у учащихся зада­чи, предусматривающие использование наглядно-образного мыш­ления.
Мышление У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Наглядно-действенные формы мышления

Слайд 16Речь
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляет­ся своеобразно и с большим

запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. В возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмо­циональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуа­тивные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержа­ние обращенной к ним речи.
Речь Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляет­ся своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно

Слайд 17Волевая сфера
Ее становление непосред­ственно
связано с появлением речи, которая
позволяет ребенку

понять необходимость
того или иного способа действия. Однако
формирование произвольной регуляции поведения умственно от­сталого ребенка затруднено. 
Волевая сфераЕе становление непосред­ственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа

Слайд 18Деятельность
Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполно­ценное формирование всех видов

деятельности.

ДеятельностьДля умственно отсталых детей характерно позднее и неполно­ценное формирование всех видов деятельности.

Слайд 19Игра
 Для нормально
развивающихся детей в
дошкольный пе­риод жизни
ведущим видом деятельности


является игра. В спон­танном развитии умственно отсталых детей игра не занимает долж­ного места. Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте они еще далеки от овладения игрой.
Наиболее сложной и вместе с тем наиболее значимой для раз­вития ребенка является сюжетно-ролевая игра. Ею умственно от­сталые дошкольники самостоятельно не овладевают. 
Игра Для нормально развивающихся детей в дошкольный пе­риод жизни ведущим видом деятельности является игра. В спон­танном развитии умственно

Слайд 20Рисование
 Все нормально развивающиеся дети, начиная с младшего дошкольного возраста, с удовольствием

рисуют. Внача­ле они просто выводят на бумаге различные каракули, потом на­чинают видеть в них сходство с каким-то знакомым предметом, позднее пытаются намеренно изобразить отдельные объекты.
Рисование Все нормально развивающиеся дети, начиная с младшего дошкольного возраста, с удовольствием рисуют. Внача­ле они просто выводят на

Слайд 21Трудовая деятельность
В специальной (коррекционной) обще­образовательной школе для умственно отсталых детей одним

из основных видов деятельности, помимо учебной, является трудо­вая. Задания, предъявленные на доступном уровне, создают наи­более благоприятные условия для коррекции недостатков психи­ческого развития.
Установлено, что школьники-олигофрены, особенно учащие­ся младших классов, не всегда могут подчинять свои действия поставленной перед ними задаче. Часто они приступают к выпол­нению трудового задания без должной предварительной ориенти­ровки в нем, без его анализа. Школьники выполняют задание, не осознавая его конечной цели и не имея плана действия. Это при­водит к тому, что в процессе деятельности способы действия ре­бенка не изменяются даже тогда, когда они оказываются явно ошибочными и не приводят к нужным, как того требует задание, результатам.
Трудовая деятельностьВ специальной (коррекционной) обще­образовательной школе для умственно отсталых детей одним из основных видов деятельности, помимо учебной,

Слайд 22Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого

опыта на решение новой трудовой задачи. Они выполняют задание, не осознав его специ­фики.
При выполнении задания часто наблюдается «соскальзывание» со сложной для детей деятельности на более легкую: не осознавая поставленной задачи и не проявляя к работе должного интереса, ученик пытается выполнить ее привычным способом, т.е. отно­сится к ней формально.
Для большинства умственно отсталых учеников характерно неуме­ние адекватно оценить свои возможности.

Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новой трудовой задачи.

Слайд 23Мотивационно-потребностная сфера
У умст­венно отсталых школьников характеризуется незрелостью, сла­бой выраженностью и кратковременностью

побуждений к дея­тельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «ко­роткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. 
Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачас­тую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро ис­черпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.
Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми учащимися направлена на формирование у них устойчивых и дея­тельных мотивов учения и морального порядка.
Мотивационно-потребностная сфераУ умст­венно отсталых школьников характеризуется незрелостью, сла­бой выраженностью и кратковременностью побуждений к дея­тельности, ограниченностью мотивов, недостаточной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть