Слайд 1 тема урока:
«Типичные ошибки в выборе профессии»
Слайд 2Вопросы для проведения беседы?
Что такое мотив?
Какие мотивы выбора профессии вам известны?
Что
необходимо учитывать для того, чтобы сделать правильный выбор профессии?
Слайд 3Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и
поступков человека.
Слайд 4Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
Слайд 5Социальные - (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место
в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
Моральные - (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
Эстетические - (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
Познавательные - (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
Творческие- (возможность быть оригинальным, неповторимым);
Материальные- (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
Престижные -(стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
Утилитарные- (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Слайд 6Потребность – это испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и
развития.
Вывод: «Во многом, исходя из своих потребностей, человек определяет свою профессиональную деятельность».
Слайд 7Анкета «Определение мотивов
выбора профессии»
Из перечисленных мотивов выбора твоей будущей
профессии необходимо выбрать те, которые больше других отвечают твоей личной точке зрения.
Слайд 81. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности
специалиста в избираемой профессии.
2.Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
3.Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4.Влияние семейных традиций.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
7. Желание руководить другими людьми.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.
10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, и интересной, увлекательной.
Слайд 913.Возможность проявить самостоятельность в работе.
14.Привлекает предпринимательская деятельность.
15.Необходимость материально помогать семье.
16.Желание приобрести
экономические знания.
17.Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
18.Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
19.Желание работать в престижном месте.
20.Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
21.Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
22.Желание приносить пользу людям.
23.Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24.Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную одежду).
Слайд 11
Подсчитайте количество плюсов в каждом столбе отдельно. Запиши._______________________
Наибольшее количество плюсов означают:
в
столбце А: преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное место в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
в столбце Б: больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
в столбце В: стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия.
Слайд 12Типичные ошибки при выборе профессии
Слайд 13Самостоятельная работа:
Проанализировать свой выбор профессии и определить, были ли при этом
допущены ошибки.
Слайд 14Проанализируй и обсуди в классе.
Ошибки при выборе профессии:
Увлечение внешней и частной
стороной профессии;
Незнание мира профессии;
Выбор «за компанию» с друзьями;
Неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
Незнание пути получения профессии;
Неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
Перенос отношения к человеку- представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
Отождествление школьного учебного предмета с профессией;
Устарелое представление о характере труда в сфере материального производства;
Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
Предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).