Презентация, доклад - Упражнения и задания на устранение оптической дисграфии и дислексии

Содержание

Оптическая дисграфия и дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах . Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:1. Замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов,

Слайд 1Упражнения и задания на устранение оптической дисграфии и дислексии
Подготовила логопед
МБУ

ДО "Центр творчества ЗМР РТ"
Петряева
Галина Владимировна
Упражнения и задания на устранение  оптической  дисграфии и дислексииПодготовила логопед МБУ ДО

Слайд 2Оптическая дисграфия и дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях

сходных графически букв и их взаимных заменах . Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

1. Замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но отличающихся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ,, ц,— щ);
2. Замены графически сходных букв, отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, 6 — д, с — х, х — ж);
3. Замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш); (Т-Г, Ь-Р, Н-П-И).
4. Зеркальное написание букв (с — е, э — е).

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.

Оптическая дисграфия и дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных

Слайд 3Неточность в изображении букв может выражаться в следующем:
1. В не

дописывании элементов букв (и -вместо у, здесь написан лишь один её элемент).
2. В добавлении лишних элементов (в букве ш или m может быть написано 4 элемента вместо 3-х).
3. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним (ю- вместо последнего элемента буквы н здесь написан элемент от буквы к). В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу (от второй и третий элементы буквы ю здесь расположены не справа, а слева).
Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв. Например, буква ж может заменяться на х по причине "недоучета" ребёнком её средней части; буква д может заменяться на б по причине некоторого видоизменения ребёнком её второго элемента и неправильного расположения его в пространстве по отношению к первому (верх вместо низа); буква у может заменяться на и ввиду "подмены" её второго элемента; заглавная буква Е может заменяться на 3 (или наоборот) из-за неправильной её ориентировки в пространстве по отношению к правой и левой его стороне.
При наличии в письме ребёнка подобных ошибок нужно прежде всего убедиться в том ,что они действительно имеют"зрительное" происхождение. Ведь буквы Ш и Щ, Ц и Щ могу смешиваться на письме не только из-за их оптического сходства, но и по причине не различения ребенком на слух соответствующих звуков. Поэтому здесь должна проводиться как бы двойная проверка. Если в ходе её будет выяснено, что ребёнок, заменяющий на письме буквы Ц и Щ,Ш и Щ, свободно различает на слух соответствующие звуки в словах типа "цель" и "щель", "шёлк" и "щёлк",то здесь действительно в затруднениях зрительного порядка.
В отдельных редких случаях один и тот же ребёнок может одновременно затрудняться и в зрительной дифференциации букв Ш и Щ, и в слуховой дифференциации соответствующих им звуков.
Неточность в изображении букв может выражаться в следующем: 1.  В не дописывании элементов букв (и -вместо

Слайд 4В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма

проводится работа в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе буквенного.
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: 1.

Слайд 5

г) выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
д) определить, что неправильно

нарисовал художник;
е) распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры) (заяц, курица, цыплёнок);
ж) распределить изображения предметов по их реальной величине (Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине);
з) подбор картинок к определённому цветовому фону (Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зелёного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурцы, листа; цыплёнка, репы, дыни; мака , помидора ,клубники ;сливы, василька, синей мяты.)

г) выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;д) определить, что неправильно нарисовал художник;е) распределить предметы по величине

Слайд 6С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: 1. Назвать предметы

по их контурам:




С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: 1. Назвать предметы по их контурам:

Слайд 82. Назвать недорисованные предметы:




2. Назвать недорисованные предметы:

Слайд 103. Назвать перечеркнутые изображения:




3. Назвать перечеркнутые изображения:

Слайд 11
4. Назвать зачеркнутые буквы:

4. Назвать зачеркнутые буквы:

Слайд 134. Выделить предметные изображения, наложенные
друг на друга:




4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

Слайд 165. Нелепицы (догадайтесь, что перепутал художник):

5. Нелепицы (догадайтесь, что перепутал художник):

Слайд 246. Распределить предметы по величине (учитывая
реальные размеры):

6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры):

Слайд 267. Покажи все предметы квадратной формы.

7. Покажи все предметы квадратной формы.

Слайд 278. Покажи все предметы овальной формы.

8. Покажи все предметы овальной формы.

Слайд 289. Посмотри на рисунок дома и сосчитай, сколько на нём овалов.

9. Посмотри на рисунок дома и сосчитай, сколько на нём овалов.

Слайд 2910. Нахождение фигуры среди других.



10. Нахождение фигуры среди других.

Слайд 3111. Найдите ошибки в картинках.

11. Найдите ошибки в картинках.

Слайд 3212. Узнай и назови предметы по их частям

12. Узнай и назови предметы по их частям

Слайд 3313. Найди нужные заплатки:

13. Найди нужные заплатки:

Слайд 3414. Найди тень от пирамидки. Тень от какого предмета нарисована справа от

пирамидки?
14. Найди тень от пирамидки. Тень от какого предмета нарисована справа от пирамидки?

Слайд 36В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на

узнавание букв (буквенный гнозис). Например :

- Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов — «палочек».

- Определите букву в неправильном положении

В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например :

Слайд 40Найдите спрятавшиеся буквы:

Найдите спрятавшиеся буквы:

Слайд 42С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
а) запомнить 4-6 картинок,

а затем найти их среди других 8-10:
б) запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5 ), а затем выбрать их среди других (8-10);
в) разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности;
г) игра " Чего не стало? " На столе раскладываются 5-6 игрушек или других предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало;
д) игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед меняет незаметно их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.
е) зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.
С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания: а) запомнить 4-6 картинок, а затем найти их среди

Слайд 43 При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа и по уточнению

пространственного расположения фигур и букв.

Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:
а) написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии;
б) положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку;
в) нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника - кружок, выше треугольника поставить точку.
Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения фигур

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть