Слайд 1
Консультация для родителей
«Речевая готовность ребенка
к школе»
Подготовила: учитель-логопед
Коваленко Светлана Владимировна
Слайд 2Что такое речевая готовность
к школе?
У ребенка 6-7 лет должна быть
сформирована речевая готовность, т.е. умение:
-правильно произносить все звуки родного языка;
-выделять первый и последний звук в слове;
- разделять слово на слоги;
- определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
-придумать слова на заданный звук;
-сливать два названных звука в слог М+А=МА;
-повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
-определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова-предлоги.
Слайд 3
Важно выяснить:
насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать
о том, что увидел, услышал;
- насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
- что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени;
- умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
Слайд 4Ребёнок должен быть достаточно активен в общении:
- уметь слушать и понимать
речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 5
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений
в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты и
развить устную и письменную речь ребенка до такого
уровня, на котором он бы смог успешно обучаться
в школе.
Слайд 6 Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей
и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет коррекция, тем лучше ее результат.
Слайд 7
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
создать
в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей;
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом и другими специалистами;
ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику;
проговаривать, а при необходимости, заучивать речевой материал для автоматизации поставленных звуков.
Слайд 8.
Важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа
артикуляционных органов. Поэтому так важна в логопедической работе артикуляционная гимнастика!
Очень часто у родителей, при выполнении рекомендаций логопеда, возникают вопросы как именно выполнять артикуляционную гимнастику.
Слайд 9Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5
минут.
2. Выполняется гимнастика,
сидя перед зеркалом для
осуществления зрительного
контроля.
3. Необходимо добиваться
четкого, точного,
плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные
движения выполняются медленно,
неторопливо, но постепенно,
по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз.
6. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет.
Слайд 10Вот некоторые из самых сложных упражнений
Слайд 11Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние
зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Слайд 12Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Слайд 13«Трубочка»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под
счёт от 1 до 5-10.
Слайд 14«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Слайд 15«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Слайд 16Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот
(как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Слайд 17«Горка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык
установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Слайд 18Дыхательное упражнение «Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на
верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Слайд 19Вот так мы выполняем артикуляционную гимнастику.
Слайд 20
Только благодаря совместной работе учителя-логопеда и родителей удаётся своевременно
и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, и в дальнейшем более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности и уверенность в своих возможностях.