Слайд 2 Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания
с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Слайд 3В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Слайд 4 При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
выполнять упражнения каждый день
по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
заниматься до еды;
заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
дозировать количество и темп проведения упражнений;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Слайд 5Игровые упражнения
для развития
физиологического и речевого дыхания
Слайд 6 «Задуй упрямую свечу»
В правой руке держать цветные полоски бумаги;
левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
Слайд 7 «Паровоз»
Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес
паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
Слайд 8 «Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче,
чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
Слайд 9 «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате,
взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
Слайд 10 «Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец
левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
Слайд 11 «Аист»
Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу,
согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
Слайд 12
«Маятник»
Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть
(пауза
3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).
Слайд 13 «Охота»
Закрыть глаза и по запаху определить, что
за
предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье
и т.д.)
Слайд 14 «Шарик»
Представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать
четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
Слайд 15 «Каша»
Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых».
Повторить не менее 6 раз.
Слайд 16 «Ворон» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх
– выдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар»!
Слайд 17 «Покатай карандаш» Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить
по столу круглый карандаш.
Слайд 18 «Греем руки» - вдыхать через нос и дуть
на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Слайд 19 «Трубач»
Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача,
нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).
Слайд 20 «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя
их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
Слайд 21 «Шину прокололи»
Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит
воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».