Презентация, доклад Типология тренинговых групп

Содержание

Тренинг - способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельности, группа методов активного социально-психологического обучения и развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинговыми группами называются такие группы, в которых

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская школа» Красногвардейского района Республики Крым


Типология тренинговых

групп


Педагог-психолог Дмитренко Л.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская школа» Красногвардейского района Республики Крым Типология тренинговых группПедагог-психолог  Дмитренко Л.С.

Слайд 2 Тренинг - способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением

и деятельности, группа методов активного социально-психологического обучения и развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

Тренинговыми группами называются такие группы, в которых проводятся тренинги определённой ориентации или групповая психотерапия. Их состав, особенности происходящих процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции.
Цель тренинговых групп может быть различной: обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных возможностей, личностный рост участников.

Тренинг - способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельности, группа методов активного

Слайд 3Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории: группы решения проблем; группы

развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Но обычно задачи групп перекрываются, не ограничиваясь одним направлением. Двумя основными параметрами классификации различных типов групп являются степень, в которой руководитель доминирует в организации группы и управлении её работой и то значение, которое придаётся эмоциональному стимулированию членов группы в противовес рациональному побуждению к работе.
Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории: группы решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития;

Слайд 4Основные виды тренинговых групп:

Основные виды тренинговых групп:

Слайд 51.Тренинг-группы (Т-группы) – Т-группы пронизывают по существу все типы группового обучения.

В известном смысле, т-группа – это «душа» всей системы активной социально-психологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт отражен в публикациях Н.Н.Богомоловой, Ю.Н.Емельянова.


Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих общий потенциал обучения может быть сведено к следующим:

1.Тренинг-группы (Т-группы) – Т-группы пронизывают по существу все типы группового обучения. В известном смысле, т-группа – это

Слайд 6
Акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и анализируются по

типу «здесь и теперь»;

Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга, выступающих в качестве материала для анализа;

Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения относительно друг друга, а также получать в ответ на это «обратную связь» от других членов группы;
Климат психологической безопасности, при котором обеспечивается индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений.

Акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и анализируются по типу «здесь и теперь»;

Слайд 7Цели тренинга обычно содержат следующие аспекты:
Развитие самопознания за счет снижения барьеров

психологической самозащиты и устранения неискренности на личном уровне;

Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как например, членство в группе, размер группы;

Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими;

Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем.
Цели тренинга обычно содержат следующие аспекты:Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической самозащиты и устранения неискренности на

Слайд 82.Группы обучения. Данный вид групп сформировался как прямая альтернатива опыту Т-групп,

хотя основные цели этих видов групп общие (изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения «здесь и сейчас»). Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Т-группы – это американский продукт, и корни их идеологии кроются в отношениях, существующих американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и взаимозависимости их участников. Это положение признается решающим, позволяющим участникам групп становится самосознающими, умелыми и осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни.

Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации. Моделирование может происходит как с помощью видеотехники, так и виде эпизода ролевой игры в группе. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент. При этом руководитель помогает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, то есть проводит инструктаж. Наконец, наступает фаза подкрепления, то есть поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя или каких-нибудь наград. Существует возможность и отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания) – неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительного подкрепления.

2.Группы обучения. Данный вид групп сформировался как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели этих видов групп

Слайд 9За Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены

на решение вопросов относительно человеческого существования: «как жить полноценно и испытывать более глубокие чувства?», их концепция более экзистенционально ориентирована. Кроме того, часто под Encounter-groups понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп. М.А.Лиеберман, И.Д.Ялом и М.В.Майлс выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «инкаунтер-группы».

3.Группы встреч (Encounter-groups). Наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Термин «Encounter» был введен Карлом Роджерсом. Е-группы прошли определенный путь развития, что отразилось на названиях этих групп. В начале 60-х они назывались «группами обучения сензитивности».

За Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования:

Слайд 10Группы встреч
Гештальттерапия. Главной задачей гештальттерапии является стимуляция организмических процессов и

побуждение участников к развитию осознания своего “Я” и продвижению к зрелости. Долговременная цель группы заключается в достижении каждым её участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Гештальттерапия не предусматривает предоставления уже готового набора методик работы в группе. Лучшими руководителями гештальт-групп являются те, кто постоянное экспериментирует с методиками, ищет новые подходы к решению проблем и в любой момент занятий при помощи своей интуиции находит нужные ответы на вопросы участника. Гештальт подчеркивает целостность в психической организации личности. 

Группы встреч  Гештальттерапия. Главной задачей гештальттерапии является стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания

Слайд 11Транзактный анализ– это интеракционная психотерапия, которая обычно проводится в групповой форме.

Клиенты знакомятся с основополагающими понятиями, с механизмами поведения и их расстройствами.

 Целью работы является осознание членами терапевтической группы того, в пределах какого эго-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Структурный анализ даёт возможность членам групп представить и отделить друг от друга свои эго-состояния, а затем добиться доминирования взрослого над ребёнком. Развивая это осознание, клиенты исследуют раннее программирование, родительские директивы и свои ранние решения в отношении себя и своей жизненной позиции.

Транзактный анализ– это интеракционная психотерапия, которая обычно проводится в групповой форме. Клиенты знакомятся с основополагающими понятиями, с

Слайд 12Метод «Эзален эклектик» (Esalen Eclectic) разработан У.Шутцем и основан на использовании

невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения и группового и личностного роста.

В качестве теоретической основы этой работы выступает модель трехкомпонентной структуры человеческий межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении в общность, потребности в контроле и потребности в близости и любви. Эти потребности одновременно являются и стадиями как личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных техник и процедур на вербальное взаимодействие, воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений.

Метод «Эзален эклектик» (Esalen Eclectic) разработан У.Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для

Слайд 13Психодрама или ролевая игра, широко используется в качестве и самостоятельного метода,

и в виде вспомогательной техники во многих других формах инкаунтер групп.

Особенность этих групп состоит в импровизированном разыгрывании участниками процесса заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют различные роли персонажей ситуации. Кроме действенного осознания личных проблем данный метод дает возможность участникам практически отрабатывать и закреплять новые, более эффективные формы поведения в значимых ситуациях и условиях с наименьшей степенью риска получения психологической травмы. 

Психодрама или ролевая игра, широко используется в качестве и самостоятельного метода, и в виде вспомогательной техники во

Слайд 14Арт-терапия – это эмпирический метод, связанный с выражением эмоций и иных

содержаний психики человека через изобразительную деятельность с целью изменения его состояния и структуры мироощущения.

Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).

Арт-терапия – это эмпирический метод, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через изобразительную деятельность

Слайд 15 Выделяют основные тренинговые группы: - тренинги саморегуляции (аутотренинг, тренинг биологической саморегуляции); -тренинги коммуникативных умений (групповые варианты поведенческого и

социально-психологического тренинга); - тренинговые группы, стимулирующие личностный рост (тренинги, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников, например, самопонимание, развитие стратегии личностного развития и т.д. - обучающие тренинги (направленность на совершенствование навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения).

Тренинговыми группами называются такие группы, в которых проводятся тренинги определённой ориентации или групповая психотерапия. Их состав, особенности происходящих процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции.

Выделяют основные тренинговые группы: - тренинги саморегуляции (аутотренинг, тренинг биологической саморегуляции);  -тренинги коммуникативных умений (групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга);

Слайд 16СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Дмитренко Л.С.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕДмитренко Л.С.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть