Презентация, доклад Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Содержание

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательных Задач. Основатель технологии Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель, писатель - фантаст "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире,

Слайд 1   «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»
Калинина О.Н.
учитель -логопед
МБДОУ «Детский сад

№ 221»
   «Технология ТРИЗ  в речевом

Слайд 2ТРИЗ – Теория Решения Изобретательных Задач. Основатель технологии Генрих

Саулович Альтшуллер изобретатель, писатель - фантаст

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"
(Генрих Саулович Альтшуллер).

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательных Задач.    Основатель технологии   Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель,

Слайд 3Основная задача ТРИЗ – технологии
это не сообщение новых знаний,

а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Основная задача ТРИЗ – технологии это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что

Слайд 4Дидактические принципы
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии

предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Дидактические принципы Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.Принцип открытости

Слайд 5Методы технологии ТРИЗ
обучение детей творческому рассказыванию по картине;
работа с противоречием;
обучение дошкольников

составлению логических рассказов по серии картинок;
обучение детей созданию образных характеристик объектов;
обучение детей сочинительству и словотворчеству;
обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
Методы технологии ТРИЗобучение детей творческому рассказыванию по картине;работа с противоречием;обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;обучение

Слайд 6Создание текстов сказочного содержания
Обучение составлению загадок
Составление рифмованных текстов
Развитие речи дошкольника методами

ТРИЗ

Обогащение словаря

Обучение составлению сравнений

Обучение творческому рассказыванию по картине;

Аналогия.
Мозговой штурм

Создание текстов сказочного содержанияОбучение составлению загадокСоставление рифмованных текстовРазвитие речи дошкольника методами ТРИЗ Обогащение словаряОбучение составлению сравнений

Слайд 7Обучение детей творческому рассказыванию по картине
При рассматривании картины используются следующие

методические приемы:
Игровая мотивация «Волшебная картина»
Игра «Подзорная труба»
Игра «Фотографирование»
Игра «Вхождение в картину»
Игра «Живые картинки»
Игра «Превращение в объект на картине».
Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы:Игровая мотивация «Волшебная картина»Игра «Подзорная

Слайд 8 Жил-был кто (что?)
Какой он был? ( подбор определений)
Какие

делал ДОБРЫЕ дела?
У ….. было много друзей( кто? что?)
И был у него враг. Кто это был?
Он был какой?
Как он мешал главному герою?
Кто мог помочь главному герою и как?
Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.)
Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта.
Придумывание названия сказки.
Речевая активность самих детей

Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок)

Жил-был кто (что?) Какой он был? ( подбор определений) Какие делал ДОБРЫЕ дела? У ….. было

Слайд 9   Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку

или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Игры «Подбор прилагательных«
или «Волшебный мешок»

   Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а

Слайд 10 Метод - аналогия
Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить

самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».  «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца». 
Метод - аналогия Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета

Слайд 11«Сказка наизнанку»
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании

«наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Сказка наизнанку» Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо

Слайд 12«Коллаж из сказок» 
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям

сказок. "(Творческая совместная работа детей и воспитателя).

«Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
«Коллаж из сказок»  Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Слайд 13« Составление загадок»
Круглое, но не мяч,
Красное, но не помидор,


Ароматное, но не цветок,
Гладкое, но не щека,
Растёт на дереве, но не слива.
« Составление загадок»  Круглое, но не мяч, Красное, но не помидор, Ароматное, но не цветок,Гладкое, но

Слайд 14 “Да–Нет”

– Я загадала слово.
 – Это слово обозначает предмет?
 – Да.
 –

Это растение?
 – Нет.
 – Это что-то неживое?
 – Нет.
 – Это животное?
 – Да.
 – Оно белого цвета?
 – Это несущественно.

“Да–Нет” – Я загадала слово. – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? –

Слайд 15«Объяснялки»

«Объяснялки»

Слайд 16Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
активизации

познавательной деятельности детей;
созданию мотивационных установок на проявление творчества;
созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);-
повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.


Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть