Презентация, доклад Технология логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:рекомендации по диагностике и коррекции

Содержание

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушение звукопроизношения при нормальной физическом и фонематическом

Слайд 1

Технология логопедического обследования детей
дошкольного и младшего школьного возраста с
фонетико-фонематическим

недоразвитием речи:
рекомендации по диагностике и коррекции




Подготовила: Хромова М.А. учитель-логопед
МКОУ БГО Чигоракская СОШ

Технология логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:рекомендации по диагностике и коррекцииПодготовила:

Слайд 2


ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного

языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушение звукопроизношения при нормальной физическом и фонематическом слухе.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми

Слайд 3ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Определяющий признак – пониженная способность

к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава слова.

Ведущий дефект – несформированность процессов восприятия звуков речи.

Несформированность произношения звуков вариативна и выражена в речи:

А. заменой звуков более простыми по артикуляции;

Б. трудностями различения звуков/смешение;

В. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).   Определяющий признак – пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков,

Слайд 4
При ФФНР может отмечаться бедность словаря, незначительная задержка в

формировании лексико-грамматических категорий. При углубленном обследовании могут быть обнаружены отдельные ошибки и затруднения.

Все чаще встречаются дети, у которых произношение скорректировано, но фонематическое восприятие остается недостаточно развитым.
При ФФНР может отмечаться бедность словаря, незначительная задержка в формировании лексико-грамматических категорий. При углубленном обследовании

Слайд 5ФНР обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Причиной нарушенного или искаженного звукопроизношения обычно является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

А. искаженное произношение звука;

Б. отсутствие звука в речи;

В. замена одного звука другим, близким по артикуляционному укладу.
ФНР обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.         Причиной нарушенного или

Слайд 6
Классификация ФФНР
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и

тяжелую степень ФФН:
Легкая степень ФФНР характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
Средняя степень ФФНР характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФНР характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.
Классификация ФФНРПо выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:Легкая степень ФФНР характеризуется нарушением

Слайд 7
Логопедическое обследование при ФФНР


1.Анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у

матери, раннего физического, психического развития ребенка).

2.Состоянии слуха (по заключению детского отолоринголога), неврологический статуса (по заключению невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

3.Состояние и подвижность артикуляционного аппарата, состояние голосовой и дыхательной функции.

4. Характер имеющихся нарушений звукопроизношения ( искажение, отсутствие, замены, смешение)

5.Различение оппозиционных фонем в словах (крыса- крыша, том-дом, почка – бочка, мышка – мишка – миска) и в слогах (па-ба-па, шва-шва-жва, кра-гра-кра, аши-асы-асы и т.п.)

6.Способность воспроизведения слов различного слогового состава (пуговица, велосипед, полотенце, автобус, регулировщик, часовщик)

7. Уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза  

8. Определяем словарный запаса, сформированность грамматического строя речи и связной речи.

Логопедическое обследование при ФФНР 1.Анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития

Слайд 8
Обследование фонематического слуха.
3-4 года: покажи, где трава, а где дрова, где

крыша, а где крыса, где почка, а где бочка;

4 года : па-ба, ка-га, на-ма, ка-ха, почка-бочка;

5-6 лет: па-ба-ба, ба-па-ба, ка-ка-га, том-дом-ком,
кот-год-ход;

6-7 лет: ПА-БА-ПА, АСЯ-АЩА-АСЯ, ШВА-ЖВА-ШВА,
КРА-ГРА-КРА, САН-САН-ЦАН,МО-МО-МЁ

Обследование фонематического слуха.3-4 года: покажи, где трава, а где дрова, где крыша, а где крыса, где почка,

Слайд 9 Обследование навыков звукового анализа и синтеза
4-5 лет:
-Послушай слова и хлопни,

когда услышишь звук /Ш/:
кошка, санки, шуба, школа, нос, стол.
Звук /Б/: банка, лопата, букет, каблук, паста, суп.

5-6 лет:
-Назови первый звук в словах: ваза, утка, коса, галстук.
-Назови последний звук в словах: нос, дом, кот, соль, кино -Сколько звуков в слове «жук»?

6-7 лет:
-Какой первый звук в слове «Аист»
-Последний звук в слове «Мак», «Гном», Сумка»
-Догадайся какое слово загадано [к], [о], [т]
-Сколько звуков в слове «Чашка»
Обследование навыков звукового анализа и синтеза4-5 лет:-Послушай слова и хлопни, когда услышишь звук /Ш/:кошка, санки, шуба,

Слайд 10
Обследование слоговой структуры

4-5 лет: сковородка, велосипед, автобус, клубника,

гусеница

5-6 лет: аэропорт, велосипедист, милиционер
Мотоциклист догоняет велосипедиста.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

6-7 лет: шлагбаум, аэродром, эквилибрист, ремонтировать радиоприемник, смеющийся мальчик, пишущая машинка. Пингвин гуляет с пингвинёнком.
Обследование слоговой структуры4-5 лет: сковородка, велосипед, автобус, клубника, гусеница5-6 лет: аэропорт, велосипедист, милиционер

Слайд 11Работа над слоговой структурой слова у детей с ФФНР
Основные направления работы


- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие речедвигательных навыков.



Два этапа:

Подготовительный, целью которого является подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка на невербальном и вербальном материале.

Основной, целью которого является собственно коррекция дефектов слоговой структуры слов.

Работа над слоговой структурой слова у детей с ФФНРОсновные направления работы - Развитие фонематического восприятия.- Развитие речедвигательных

Слайд 12
Основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми с ФФНР


Необходима целенаправленная логопедическая помощь, заключающаяся в коррекции звуковой стороны и фонематического недоразвития.

Задачи:
Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Подготовка к обучению грамоте
Основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми с ФФНР   Необходима целенаправленная логопедическая помощь, заключающаяся

Слайд 13На материале, предназначенном для автоматизации поставленных звуков осуществляется:

развитие внимания к морфологическому

составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
развитие связной речи, работа над пересказом, составлением рассказов;
Развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
развитие познавательной сферы и произвольности.
На материале, предназначенном для автоматизации поставленных звуков осуществляется:развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и

Слайд 14 С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и

слуховой памяти в системе коррекционной работы предусматриваются специальные упражнения:
Направлены только на восприятие речи – дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок (запоминания воспринятых на слух слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала)
2. Предусматривает не только правильное восприятие лексического материла, но и его воспроизведения
(повторение слов, заучивание наизусть речевого материала).
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе коррекционной работы

Слайд 15
Экспресс – диагностики речи дошкольников:

Экспресс – диагностики речи дошкольников:

Слайд 16Спасибо за внимание!
Желаю удачи и творческих успехов!

Спасибо за внимание!Желаю удачи и творческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть