Слайд 1
Технология логопедического обследования детей
дошкольного и младшего школьного возраста с
фонетико-фонематическим
недоразвитием речи:
рекомендации по диагностике и коррекции
Подготовила: Хромова М.А. учитель-логопед
МКОУ БГО Чигоракская СОШ
Слайд 2
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного
языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушение звукопроизношения при нормальной физическом и фонематическом слухе.
Слайд 3ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Определяющий признак – пониженная способность
к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава слова.
Ведущий дефект – несформированность процессов восприятия звуков речи.
Несформированность произношения звуков вариативна и выражена в речи:
А. заменой звуков более простыми по артикуляции;
Б. трудностями различения звуков/смешение;
В. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте
Слайд 4
При ФФНР может отмечаться бедность словаря, незначительная задержка в
формировании лексико-грамматических категорий. При углубленном обследовании могут быть обнаружены отдельные ошибки и затруднения.
Все чаще встречаются дети, у которых произношение скорректировано, но фонематическое восприятие остается недостаточно развитым.
Слайд 5ФНР обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
Причиной нарушенного или искаженного звукопроизношения обычно является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
А. искаженное произношение звука;
Б. отсутствие звука в речи;
В. замена одного звука другим, близким по артикуляционному укладу.
Слайд 6
Классификация ФФНР
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и
тяжелую степень ФФН:
Легкая степень ФФНР характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
Средняя степень ФФНР характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФНР характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.
Слайд 7
Логопедическое обследование при ФФНР
1.Анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у
матери, раннего физического, психического развития ребенка).
2.Состоянии слуха (по заключению детского отолоринголога), неврологический статуса (по заключению невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).
3.Состояние и подвижность артикуляционного аппарата, состояние голосовой и дыхательной функции.
4. Характер имеющихся нарушений звукопроизношения ( искажение, отсутствие, замены, смешение)
5.Различение оппозиционных фонем в словах (крыса- крыша, том-дом, почка – бочка, мышка – мишка – миска) и в слогах (па-ба-па, шва-шва-жва, кра-гра-кра, аши-асы-асы и т.п.)
6.Способность воспроизведения слов различного слогового состава (пуговица, велосипед, полотенце, автобус, регулировщик, часовщик)
7. Уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза
8. Определяем словарный запаса, сформированность грамматического строя речи и связной речи.
Слайд 8
Обследование фонематического слуха.
3-4 года: покажи, где трава, а где дрова, где
крыша, а где крыса, где почка, а где бочка;
4 года : па-ба, ка-га, на-ма, ка-ха, почка-бочка;
5-6 лет: па-ба-ба, ба-па-ба, ка-ка-га, том-дом-ком,
кот-год-ход;
6-7 лет: ПА-БА-ПА, АСЯ-АЩА-АСЯ, ШВА-ЖВА-ШВА,
КРА-ГРА-КРА, САН-САН-ЦАН,МО-МО-МЁ
Слайд 9 Обследование навыков звукового анализа и синтеза
4-5 лет:
-Послушай слова и хлопни,
когда услышишь звук /Ш/:
кошка, санки, шуба, школа, нос, стол.
Звук /Б/: банка, лопата, букет, каблук, паста, суп.
5-6 лет:
-Назови первый звук в словах: ваза, утка, коса, галстук.
-Назови последний звук в словах: нос, дом, кот, соль, кино -Сколько звуков в слове «жук»?
6-7 лет:
-Какой первый звук в слове «Аист»
-Последний звук в слове «Мак», «Гном», Сумка»
-Догадайся какое слово загадано [к], [о], [т]
-Сколько звуков в слове «Чашка»
Слайд 10
Обследование слоговой структуры
4-5 лет: сковородка, велосипед, автобус, клубника,
гусеница
5-6 лет: аэропорт, велосипедист, милиционер
Мотоциклист догоняет велосипедиста.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
6-7 лет: шлагбаум, аэродром, эквилибрист, ремонтировать радиоприемник, смеющийся мальчик, пишущая машинка. Пингвин гуляет с пингвинёнком.
Слайд 11Работа над слоговой структурой слова у детей с ФФНР
Основные направления работы
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие речедвигательных навыков.
Два этапа:
Подготовительный, целью которого является подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка на невербальном и вербальном материале.
Основной, целью которого является собственно коррекция дефектов слоговой структуры слов.
Слайд 12
Основные направления коррекционно – развивающей работы с детьми с ФФНР
Необходима целенаправленная логопедическая помощь, заключающаяся в коррекции звуковой стороны и фонематического недоразвития.
Задачи:
Формирование правильного звукопроизношения.
Развитие фонематического слуха.
Подготовка к обучению грамоте
Слайд 13На материале, предназначенном для автоматизации поставленных звуков осуществляется:
развитие внимания к морфологическому
составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
развитие связной речи, работа над пересказом, составлением рассказов;
Развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
развитие познавательной сферы и произвольности.
Слайд 14 С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и
слуховой памяти в системе коррекционной работы предусматриваются специальные упражнения:
Направлены только на восприятие речи – дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок (запоминания воспринятых на слух слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала)
2. Предусматривает не только правильное восприятие лексического материла, но и его воспроизведения
(повторение слов, заучивание наизусть речевого материала).
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
Слайд 15
Экспресс – диагностики речи дошкольников:
Слайд 16Спасибо за внимание!
Желаю удачи и творческих успехов!