Презентация, доклад Технологии и методы специального образования

Содержание

Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и ученияметоды воспитания.

Слайд 1ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ  СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2
Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями


специальные образовательные технологии,
методы обучения и учения
методы воспитания.
Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и

Слайд 3
Методами обучения являются упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на

передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей.
Методы учения - способы учебно-познавательной деятельности самих учащихся.
Методами обучения являются упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний и умений и развитие

Слайд 4
Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными

возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.
Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального

Слайд 5
«Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных

на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
«Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как

Слайд 6
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих

успех педагогических действий». В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». В таком контексте

Слайд 7МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
общепедагогические методы и приемы
специфические для каждой категории обучающихся с особыми

образовательными потребностями
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯобщепедагогические методы и приемыспецифические для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями

Слайд 8ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В НЕОБХОДИМОМ СОЧЕТАНИИ ДРУГ С ДРУГОМ:
на начальных этапах

обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы.
На более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В НЕОБХОДИМОМ СОЧЕТАНИИ ДРУГ С ДРУГОМ: на начальных этапах обучения при объяснении нового материала

Слайд 9
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
перцептивные [методы словесной передачи и слухового

и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы];
логические (индуктивный и дедуктивный);
гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).


методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:перцептивные [методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала

Слайд 10ОТБОР МЕТОДОВ
Во-первых, в связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух,

зрение, опорно-двигательная система, отклонения в умственном развитии и др.)

ОТБОР МЕТОДОВВо-первых, в связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система, отклонения в умственном

Слайд 11
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи.

Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных

Слайд 12

В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления,

затрудняют формирование словесно-логического мышления,
В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления,

Слайд 13СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Рассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен

во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫРассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося,

Слайд 14СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Рассказы делятся на педагогические и художественные.
Рассказы делятся на группы

с учетом использования в конкретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ-изложение, рассказ-вступление.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫРассказы делятся на педагогические и художественные. Рассказы делятся на группы с учетом использования в конкретной педагогической

Слайд 15СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Беседа - позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она

учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания.
Многие дети в силу специфики своего развития вообще не владеют навыками беседы.


СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫБеседа - позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и

Слайд 16СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Им требуется значительное время, чтобы научиться словесно формулировать свои высказывания,

рассуждать во время беседы, задавать вопросы учителю, высказывать свое мнение, узнавать новое у учителя и товарищей по группе или классу, пользоваться специфическими для беседы речевыми конструкциями.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫИм требуется значительное время, чтобы научиться словесно формулировать свои высказывания, рассуждать во время беседы, задавать вопросы

Слайд 17
Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы

воспитатель должен серьезно готовиться, продумать вопросы.
Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы воспитатель должен серьезно готовиться, продумать вопросы.

Слайд 18ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСОВ:
четкость и правильность формулировок;
доступность содержания;
связь между задаваемыми вопросами;
разнообразие

их форм и формулировок;
вопрос не должен содержать несколько вопросов;
вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСОВ:четкость и правильность формулировок;доступность содержания;связь между задаваемыми вопросами;разнообразие их форм и формулировок;вопрос не должен

Слайд 19СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Работа с книгой как словесный метод используется редко, Чтение вслух

имеет огромное значение, особенно в 1—4-х классах, поскольку дети впервые слушают правильное, выразительное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Учащимся предлагается читать самостоятельно, когда текст небольшой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы воспитателя.


СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫРабота с книгой как словесный метод используется редко, Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1—4-х

Слайд 20НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Особенности восприятия младших школьников с отклонениями в развитии:
замедленность восприятия,


существенная зависимость от прошлого опыта,
меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта,
неполнота анализа и синтеза частей,
трудности в нахождении общих и отличающихся деталей,
недостаточно точное различение объектов по форме и контуру,
обусловили специфику в реализации наглядных методов обучения
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫОсобенности восприятия младших школьников с отклонениями в развитии: замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая

Слайд 21НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения
Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с

явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫдемонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюденияДемонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном

Слайд 22НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Кроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и

графические средства наглядности.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫКроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности.

Слайд 23
Требования к использованию ТСО:
целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет;
необходимо

учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся;
фильмы лучше показывать после изучения темы с целью закрепления знаний учащихся;
целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель;
можно частично познакомить учащихся с содержанием фильма, указав, на что обратить особое внимание.

Требования к использованию ТСО:целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет;необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень

Слайд 24НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Требования к наглядности:
демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей

формы, виден учащимся со всех сторон;
воспитатель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на занятие, на каком этапе его лучше использовать;
необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью.
следует демонстрировать наглядность последовательно;
важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫТребования к наглядности:демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;воспитатель

Слайд 25НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими

методами.
Я.А.Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫЭффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами.Я.А.Коменский мудро заметил, что лучше всего

Слайд 26ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
В условиях специального образования детей с отклонениями в развитии существует

органическое единство наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение.
дидактические игры и занимательные упражнения;
Программированное обучение

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫВ условиях специального образования детей с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов

Слайд 27
Ход занятия, на котором проводится практическая работа, имеет четкую структуру:
объяснение учителя;
показ

(инструктаж);
первые пробы выполнения заданий;
выполнение работы;
контроль со стороны учителя;
отчет учащихся.

Ход занятия, на котором проводится практическая работа, имеет четкую структуру:объяснение учителя;показ (инструктаж);первые пробы выполнения заданий;выполнение работы;контроль со

Слайд 28
Самостоятельные работы — различают следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные работы по

образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы.

Самостоятельные работы — различают следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы.

Слайд 29
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких

методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.


Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях

Слайд 30
Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации

и определяет специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы.
Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяет специфику процесса специального образования.

Слайд 31МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
воспитательные задачи:
обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании npименительно к каждой

категории лиц с отклонениями в развитии,
формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств.


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯвоспитательные задачи:обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании npименительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии,

Слайд 32
Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка,

в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.
Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка,

Слайд 33
Воспитание неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, присутствует во всех

элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня.
Воспитание неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего

Слайд 34
Оно включает в себя не только собственно традиционную для системы образования

воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу (за рубежом в этом случае принят термин «терапия», обозначающий любые помогающие, коррекционно-педагогические, адаптирующие действия по отношению к воспитаннику), уход.
Оно включает в себя не только собственно традиционную для системы образования воспитательную работу, но и учебную деятельность,

Слайд 35
Педагог, воспитатель в этой ситуации находятся в процессе непрерывного творческого поиска

индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия, создания и реализации индивидуализированных специальных образовательных технологий максимально эффективной помощи ребенку с ограниченными возможностями.


Педагог, воспитатель в этой ситуации находятся в процессе непрерывного творческого поиска индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний

Слайд 36МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и

искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯинформационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в

Слайд 37
практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная

и художественная деятельность, нетрадиционные методы - арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.;

практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы -

Слайд 38
побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание. соревнование).

побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание. соревнование).

Слайд 39
Методы воспитания
во-первых, имеют специфику в своей реализации,
во-вторых, используются в

целесообразных сочетаниях как между собой, так и с методами обучения, будучи нередко встроенными в ту или иную специальную образовательную технологию.
Методы воспитания во-первых, имеют специфику в своей реализации, во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как между собой, так

Слайд 40
Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей,

а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе.
Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности

Слайд 41ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального

поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.
ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫМетод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков

Слайд 42
На начальных этапах специального образования воспитательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чтения

художественной литературы значительно ниже, чем в системе массового образования.
На начальных этапах специального образования воспитательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чтения художественной литературы значительно ниже, чем в

Слайд 43
Речевое недоразвитие, интеллектуальна недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют

большинству детей с отклонениями в развитии в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать в них поучительный смысл.
Речевое недоразвитие, интеллектуальна недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют большинству детей с отклонениями в развитии

Слайд 44
В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться

на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога.
В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями

Слайд 45
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с

отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет - непререкаемым и неоспоримым. В отличие от обычных дети с ограниченными возможностями очень прочно психологически и социально связаны с педагогом, стремятся быть во всем похожим на него. В этом контексте трудно переоценить место и роль педагога в воспитании детей с ограниченными возможностями.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды,

Слайд 46ПОБУДИТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ
(поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным

для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка - их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) - абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) -только словесное поощрение.

ПОБУДИТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ(поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно»,

Слайд 47
Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание,

тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях.
Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически

Слайд 48
Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен

взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен(а)».
Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому

Слайд 49
В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению

или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор.

В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По

Слайд 50
В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае,

если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.
В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой

Слайд 51
Следует добавить, что нельзя наказывать ребенка трудом, деятельностью в целом, так

как и то и другое - привлекательные для ребенка вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве наказания. Более действенным является лишение участия в деятельности, игре, общении.

Следует добавить, что нельзя наказывать ребенка трудом, деятельностью в целом, так как и то и другое -

Слайд 52
Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком,

даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.
Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из

Слайд 53
В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов коррекционно-педагогической помощи

в развитии личности человека с ограниченными возможностями, все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.).


В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов коррекционно-педагогической помощи в развитии личности человека с ограниченными

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть