Слайд 1Арт-терапия
материалы
и техники
Слайд 2Арт-терапия, как метод, связана с использованием различных художественных материалов и созданием
образов, с процессом художественного творчества и реагированием пациента/клиента на созданные им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, характеристики личности, интересы, проблемы и конфликты (Американская арт-терапевтическая ассоциация, 1998).
Слайд 3
Основные цели арт-терапии:
самовыражение,
расширение субъективного опыта,
самопознание,
внутренняя интеграция личности (различных
ее аспектов и компонентов) и
интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).
Слайд 4Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Эдриан Хилл.
В
дальнейшем термин стал употребляться в широком контексте, характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными методами художественного творчества.
Слайд 5Основания метода:
художественная деятельность является феноменом с определенной структурой,
человек обучается видеть в
своей художественной продукции смысл (субъективный, а также продиктованный традицией и культурой),
человек дает своей художественной продукции вербальное описание,
человек учится определенным образом связывать свою художественную деятельность со своим внутренним опытом.
Слайд 6
Сферы анализа,
(что имеет значение при анализе работ):
как человек себя выражает;
что
выражает;
почему именно это и в такой форме;
как это воздействует на человека или группу.
Слайд 7Классификация материалов. Классификация включает две основные группы материалов.
Первую группу составляют
основные неструктурированные материалы, не имеющие устойчивой формы:
мягкие, пластичные, которые трудно контролировать,
более сухие, плотные, твердые, которые возможно контролировать: глина, гуашь, акварель, маркеры, пастель, мел и уголь, пластилин, коллаж, карандаши.
Слайд 8Вторую группу составляют материалы, имеющие определенную форму, текстуру и цвет:
бумага
разных типов, предназначенная для художественных работ;
использованная бумага или ткань, обои, газеты, журналы, фотографии, билеты, шерсть, нить и т. д.;
предметы или их фрагменты;
различные связующие материалы.
Слайд 9Глина, соленое тесто
Свойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации.
Работа с глиной требует
определенных
физических усилий,
затрат времени;
символизирует тело;
стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами.
Слайд 10Работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные
в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию.
Непоседливым и неусидчивым глина
помогает - научиться концентрироваться.
Слайд 11На этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а
потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.
Слайд 12Пластилин – трехмерный материал, контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную
работу руками.
может использоваться
для создания двухмерных
изображений;
требует определенных
усилий;
затраты времени
различны;
Слайд 13Работа с пластилином
способствует созданию
конкретных, иногда
схематичных образов;
яркие цвета
способствуют
активизации фантазии;
позволяет изображать
любые темы.
Слайд 14
Гуашь - двухмерный, пластичный материал;
предполагает использование кистей и других инструментов,
а также непосредственную работу руками;
требует минимальных усилий и различных затрат времени.
Слайд 15Гуашь активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать
более плотные среды.
Слайд 16Акварель - пластичный; плохо контролируемый материал;
предполагает использование кистей и губки;
требует минимальных усилий и различных затрат времени;
развивает фантазию и
появление легких,
эфемерных образов.
Слайд 17Масляная (восковая) пастель – двухмерный, пластичный и контролируемый материал.
Слайд 18Пастель
предполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий и затрат времени;
стимулирует появление разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.
Слайд 19Уголь - натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерный; пластичный и мало
контролируемый;
предполагают мягкость и точность движений, и непосредственую работу руками в ходе рисования и раскрашивания;
не требуют усилий; затраты времени различны;
способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.
Слайд 20Цветные карандаши - материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты; двухмерный;
контролируемый;
предполагает высокую точность изображения;
не позволяет достигать ярких красочных эффектов;
требует непосредственной работы руками;
затраты сил невелики, но предполагают множество движений рукой при раскрашивании
Слайд 21Простые карандаши - материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный;
контролируемый;
твердый, высокоточный, однако может использоваться для растушевки и стираться;
предполагает непосредственную работу руками;
не требует усилий, но может предполагать множество движений рукой для раскрашивания;
позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания.
Слайд 22Ручки, маркеры, фломастеры -
двухмерные, пластичные и
контролируемые материалы;
стимулирует создание
схематичных,
шаблонных
образов,
активизирует фантазию.
не требует усилий;
затраты времени различны;
стимулирует создание
схематичных, шаблонных
образов,
активизирует фантазию.
Слайд 23Уголь - натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерный; пластичный и мало
контролируемый;
предполагают мягкость и точность движений, и непосредственую работу руками в ходе рисования и раскрашивания;
не требуют усилий; затраты времени различны;
способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.
Слайд 24Грим или краски для лица
Свойства: яркость, большая палитра цветов, легкость нанесения
и удаления.
Грим позволяет усилить эмоциональное состояние через гримирование лица, через создание на лице маски (злости, гнева, обиды, раздражения) и последующего проигрывания.
Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия нежелательных эмоциональных состояний.
Слайд 25
При работе в парах можно с помощью грима отразить на
лице партнера
его наиболее часто переживаемые эмоции,
что помогает подростку осознать, каким видят
его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости.
Слайд 26В работе с агрессивными подростками сам процесс смывания с лица маски
злости является отличной метафорой удаления излишней агрессивности. В такие моменты с подростком необходимо проводить обсуждение, например: «Что ты чувствуешь, когда количество красной и черной краски на твоем лице уменьшается?», «Как меняется твое состояние, настроение?», «Что в такой момент хочется сделать более всего?».
Слайд 27Бумага - может использоваться как двухмерный материал и при этом прикрепляться
с помощью клея или скрепок, либо быть скомкана или свернута, создав при этом трехмерные формы.
Слайд 28Старые журналы, газеты и плакаты
Свойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие
готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать.
Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект.
Слайд 30Целлофан - прозрачный, блестящий; создает «экран» или «границу» между наблюдателем и
тем, что находится за целлофаном; позволяет передавать легкость, воздушность, загадочность, имеет различные оттенки.
Туалетная или оберточная бумага - нежная, полупрозрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать слоистость, легкость, воздушность; имеет различные оттенки.
Слайд 31Использованные билеты, записи, открытки, марки, оберточная бумага, обои - подобные материалы
могут затрагивать темы личного и интимного характера.
Скотч, изолента, скрепки, клей, проволока, цепочки - могут скрепляться друг с другом и с поверхностью слабо или сильно. Форма скрепления имеет агрессивный (с использованием металла) или мягкий характер.
Слайд 32Ткани
Свойства: пластичность, прочность (тонкость).
Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков
до старых штор.
С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны.
Из ткани можно изготовить различные костюмы.
Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.).
Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией.
Слайд 33Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки - мягкие и пластичные, могут затрагивать
темы личного и интимного характера.
Выступают в качестве метафор различных качеств самого художника.
Крепятся с помощью клея, скрепок, нити или путем пришивания.
Слайд 34Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами.
Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят украсить помещение или подарить кому-нибудь.
Проволока
Свойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит.
Проволока отражает состояния: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем.
Слайд 35Материалом может служить все, что автор считает возможным и нужным использовать.
Слайд 36Функции психотерапевта:
1) создание атмосферы терпимости, принятия и безопасности для свободного
выражения клиентом содержаний внутреннего мира;
2) структурирование и организация действий и поведения клиента;
3) установление эмоционального резонанса с клиентом, необходимого для обмена чувствами, образами и идеями (эмпатия);
4) использование различных интервенций, направленных на оказание эмоциональной поддержки, самовыражение и раскрытие клиента;
5) наблюдение на процессом спонтанного развития ситуации и невмешательство в естественный ход событий.
Слайд 372) художественный процесс – создание феномена (творческая деятельность);
Феноменологическая последовательность арт-процесса:
1) свободная активность и непосредственное переживание перед творческим процессом (актуализация сенсорных, эмоциональных, когнитивных переживаний в работе с художественным материалом);
Слайд 383) интуитивное проникновение в содержание художественного феномена:
визуальное представление, дистанцирование, рассматривание и
фокусирование на переживаниях с целью интуитивного познания;
формируется отношение к собственной работе, ее осмысление;
интуитивное познание как процесс направленного, осознающего взгляда на художественное самовыражение – видение всего, что только можно увидеть;
пристальное осознающее всматривание позволяет обнаружить скрытые до того значения и содержания, и установить психологическую связь с их смыслами;
Слайд 394) процедура «Что-ты-видишь?» – описание феномена, исследование структуры, интеграция образа (человек
определяет экспрессивные характеристики картины и учится идентифицировать их как свои чувства и установки, установление любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является процессом интеграции).