Слайд 1Родительское собрание
педагог-психолог
Федорова С.Ю.
Суицид
в подростковой среде
Слайд 2 Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в
жизни, не задумывался о самоубийстве.
Уильям Джеймс
Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал.
Равиль Алеев
Слайд 3 Каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек.
Среди них:
- 280 тысяч китайцев,
- 30 тысяч американцев,
- 25 тысяч японцев,
- 20 тысяч французов,
- 50 тысяч русских.
Слайд 4число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза;
каждый двенадцатый подросток
в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства;
число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек;
девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши.
Слайд 5Специфика суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте
Влечению к смерти в
острой форме подвержены –
1,3% - 10 – 11-летние подростки,
1,9% - 12 – 13-летние подростки,
2,7% - 14 – 15-летние и
4,5% - подростки в возрасте от 16 до 18 лет
Слайд 6Концепции суицида
психопатологическая
психологическая
социологическая
Слайд 7Возрастные особенности суицидального поведения
Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее
частой причиной являются авторитарность родителей, гиперопека, ссоры в семье.
В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
К 11-14 годам концепция смерти ребенка приближается к концепции взрослого.
Но для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения («переигрывают» или выбирают неопасные средства).
Слайд 8Возрастные особенности суицидального поведения
Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но
в отличии от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажной аутоагрессией.
Для подростка на риск суицидального поведения влияют три сферы: семья, школа, ровесники.
Слайд 9Выделяют 5 ведущих мотивов суицидального поведения
- Призыв
- Протест
- Избегание
- Самонаказание
- Отказ
Слайд 10Причины суицидов среди детей:
Изоляция
Беспомощность
Безнадежность
Чувство собственной незначимости
Слайд 13Формы суицидальной
активности
- суицидальные мысли:
- суицидальные попытки
- завершенный суицид
Виды суицидального поведения
- демонстративно – шантажное
- самоповреждающее
- истинное
Слайд 14Группа риска
Подростки с попыткой суицида.
Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
Подростки,
имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).
Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения.
Подростки, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими, токсическими веществами.
Подростки, страдающие тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы).
Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые).
Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.
Подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.
Слайд 15Словесные признаки:
- Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я
не могу так дальше жить”.
- Намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
Много шутят на тему самоубийства.
- Заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 16Поведенческие признаки:
- Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в
порядок дела, мирятся с давними врагами.
- Демонстрируют радикальные перемены в поведении.
- Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Слайд 17Внешние признаки
• Увлечение кофе, ранний утренний подъем (если за подростком такого
раньше не наблюдалось).
• Выбор черной мрачной одежды, возможно, с символами, ассоциирующимися со смертью.
• Внезапное изменение внешности: выбривание висков, окрашивание волос в неестественные тона.
• Появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков членовредительства.
• Постоянная вовлеченность в виртуальный мир, увлеченная переписка в Сети (часто с малознакомыми людьми).
• Необычный сленг в переписке, которым ребенок раньше не пользовался.
• Закрытие доступа к девайсам, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере, использование браузеров, предоставляющих возможность анонимного просмотра страниц.
• Рисунки странного характера (перевернутые кресты, сатанинские звезды, масонские знаки).
• Появление идеи установить в спальне зеркало напротив кровати.
• Увлеченность мистическими фильмами и сценами жестокости и насилия.
• Неожиданное желание сделать татуировку со странными символами.
• Отказ от общения с родителями и маскировка своих проблем и переживаний.
Слайд 18Подросток с соцсети.
Что должно насторожить?
Закрытый профиль.
Закрывание лица, демонстрация указательного пальца.
Фразы,
иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов.
Опасными считаются такие символы, как медузы, кошки, бабочки, единороги, съемки с высоты, крыш и чердаков, а также изображение того, как киты плывут вверх.
Группа подозрительных «друзей», появившихся за короткое время.
Сохранение на страничках социальных сетей странной депрессивной музыки.
Слайд 19Общие черты, свойственные всем суицидентам (Э.Шнейдман)
Цель- поиск решения.
Стимул –
невыносимая психическая (душевная) боль.
Эмоция – беспомощность.
Внутреннее отношение к суициду – двойственность (амбивалентность).
Действие – бегство (агрессия).
Закономерность – соответствие стилю поведения в жизни.
Слайд 20Что вы можете сделать?
Будьте внимательны к своему ребенку;
Умейте показывать свою любовь
к нему;
Откровенно разговаривайте с ним;
Умейте слушать ребенка;
Не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;
Не оставляйте ребенка один на один с проблемой;
Предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;
Вселяйте надежду, что любая проблема может разрешиться;
Привлекайте к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;
Обратитесь к специалисту.
Слайд 21Эти слова ласкают душу ребенку
Ты самый любимый!
Ты очень много можешь!
Чтобы мы
без тебя делали!
Садись с нами!
Расскажи мне, что с тобой?
Я помогу тебе..
Я радуюсь твоим успехам!
Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
Как хорошо, что ты у нас есть!
Слайд 22Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:
Нам нужно, чтобы нас
любили!
Нам нужно хорошо к себе относиться!