Слайд 1Московский Государственный Областной Университет
Дисциплина: «Специальная психология»
Тема: «Структура дефекта при нарушении зрения.
Выполнила:
студентка 2 курса 22 группы
факультета специальной педагогики и психологии
специальность «Олигофренопедагогика»
Романова Ольга Васильевна
Москва
2013
Слайд 2Содержание:
строение глаза…………………………………………………….3
структура дефекта …………………………………………….. 4
тифлопсихология………………………………………………...5
амблиопия…………………………………………………….…….6
врождённые и приобретённые дефекты……………………7
таблица определения остроты зрения……..……………….8
классификация
нарушений зрительной функции у детей………………………………………………………………..9
задачи современной тифлопсихологии …….…….…..…14
Слайд 4
СТРУКТУРА ДЕФЕКТА - сочетание первичных и вторичных дефектов в аномальном
развитии. Первичные дефекты обусловлены биологическим характером болезни (нарушение слуха, зрения при поражении органов чувств, другие нарушения при локальных поражени ях мозга); вторичные дефекты возникают опосредованно в процессе аномального развития. Деление дефектов на первичные и вторичные впервые было предложено Л.С. Выготским на основании выдвинутого им положения о системном строении дефекта.
Слайд 5Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование
компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а так же влияние этого эффекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
Слайд 6Предметом внимания тифлопедагогики в настоящее время являются не только слепые, лица,
имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие.
Амблиопия, «ленивый глаз» (от др.-греч. ἀμβλύς — тупой и ὄψ + ὀπός — глаз) — ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз. Частота амблиопии — около 1—1,5 % в общей популяции.
Слайд 7 Врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим
вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов.
Слайд 8 Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню
снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения равную единице – 1,0 принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5м.
Слайд 9В зависимости от степени снижения зрения выделяют следующие группы детей:
слепые
абсолютно,
или тотально, слепые
частично, или парциально, слепые
слабовидящие
слепорождённые
ослепшие
Слайд 10слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное
зрение,(max острота зрения – 0,04) либо сохранившие способность к цветоощущению;
Слайд 11абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
частично,
или парциально, слепые – дети, имеющие светооощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04
Слайд 12слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное
отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая письмо и чтение.
Слайд 13Слепорождённые - это дети в врождённой тотальной слепотой или ослепшие в
возрасте до трёхлет. Они не имеют хзрительных предсталений, и весь процесс психическогоразвития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы
Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже
Слайд 171. изучение общих, свойственных также и нормально развивающемуся ребёнку специфических закономерностей
психического развития детей с глубоким нарушением зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты ислабовидения;
Основными задачами современной тифлопсихологии являются:
Слайд 182. Изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения
дефекта зрительной функции;
3. Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;
Слайд 194. Разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной
функции;
5. Разработка социально – психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушением зрения в общество.
Слайд 201. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. Москва, Издательский центр «Академия» 2010
2.
ru.wikipedia.org›Википедия›Амблиопия
Литература: