Слайд 1Специфика современных исследований в психологии и педагогике
Слайд 2 Психология и педагогика как гуманитарные области знания, объектом которых
является человек, несут на себе те же проблемы современного гуманитарного знания, из которых наиболее значимыми для практической деятельности в области являются:
- отсутствие общепринятой концепции человека
- господство естественнонаучного подхода в науках о человеке
- отсутствие в культуре общепринятого понятия гуманитарной теории
- формальная онтологизация большинства понятий гуманитарных наук.
Слайд 4 Проблема человека является одной из самых серьёзных и сложных
проблем в философии и культурологии, поэтому мы рассмотрим её лишь в интересующих нас аспектах.
Ситуация заключается в том, что отсутствует комплексное и системное представление о человеке как в сфере знаний, так и в сфере социального проектирования.
В литературе имеется три полярных типа знаний (представлений) о человеке, достаточно условных, но удобных для описания реальной познавательной ситуации.
Согласно первому представлению, человек есть элемент социальной системы, часть целого, живущая по законам этого целого.
Предметной реальностью здесь является вся система человечества, а не отдельные люди.
Слайд 7Второе представление предметной реальностью считает отдельного индивида как очень сложного самостоятельного
организма; все человечество является совокупностью этих индивидов.
Слайд 8Третье представление видит в человеке, прежде всего, биологическое существо, социальное животное,
чья биологическая природа обусловливает его психическую и социальную жизнь.
Слайд 9 Встаёт вопрос о синтезе этих представлений, построении конфигуратора как
специального средства для синтеза имеющихся представлений и знаний.
Что касается проектирования, проекта человека, серьезно этот вопрос не прорабатывался в силу отсутствия,
во-первых, представлений о будущем (культуре, обществе), и,
во-вторых, тех знаний о человеке, которые можно взять за содержательную основу проектирования.
Отсутствует так называемая онтологическая картина человека как объекта изучения, которая выступила бы средством получения комплексных знаний о человеке. (Кантовский вопрос «Что такое человек?» справедлив не по отношения к реальному индивиду, а к знаниям о человеке, имеющимся в культуре.
Слайд 11Можно выделить пять схем моделей человека:
взаимодействие субъекта с окружающими его объектами;
взаимоотношение
человека со средой;
действия субъекта-деятеля по отношению к окружающим его объектам;
взаимоотношения свободного партнерства одного субъекта личности с другими;
- участие человека в качестве органа в функционировании системы, элементом которой он является.
Слайд 12Существует большое количество философских концепций «человека». В социологии и психологиие есть не меньшее число разных точек
зрения на «человека» и попыток
более или менее детального описания разных свойств и качеств его.
Все эти знания не могут удовлетворить педагогику и при соотнесении друг с другом не выдерживают взаимной критики.
Анализ и классификация этих концепций и точек зрения, а также объяснение того, почему они не дают и не могут дать знаний, удовлетворяющих педагогику,
– дело специальных и весьма обширных исследований.
Слайд 13 Последнее время, благодаря социокультурным реалиям, всё больше и больше
закрепляется представление о человеке как о деятеле, субъекте деятельности.
С точки зрения социокультурных проблем рубежа столетий, построение концепции человека как
Человека деятельностного представляется неполной, затрагивает лишь одну из сторон человеческой сущности.
Человек деятельностный:
1. Субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни.
2. Человек как выразитель смыслов и ценностей.
3. Человек, осуществляющий выбор.
Слайд 14Пояснения:
Образ «Человека-деятеля» — основа для построения подхода к пониманию
человека и его развития. Здесь свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития человека (личности), которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.
Человек-деятель строит свою жизнь сам, ищет дело, которое сделает сам, и знает, что как за свои победы, так и за свои поражения, отвечает только он.
При этом Человек-деятель вовсе не возражает когда-то воспользоваться чужой помощью.
(«Всё, что пригодится для дела, нам нравится!»),
но даже эту помощь он скорее организует сам, нежели будет её тоскливо ожидать и плакаться при её отсутствии.
Слайд 16 Психологические знания о человеке пока не могли дать знаний
для целенаправленного формирования людей, обладающих заданными свойствами и качествами.
Таким образом, с точки зрения практической педагогики проблема человека заключается в отсутствии представлений о тех структурах, «единицах» внутри человека, которые подвергаются изменениям в ходе обучения и воспитания и которые являются носителями знаний и умений.
Задача заключается в том, чтобы выработать конкретный проект человека как возможного и необходимого продукта системы обучения и воспитания.
Слайд 18Господство естественнонаучного подхода к знаниям о человеке в течение прошлого века
привело к тому, что различные человекориентированные практики и методики построены на представлении о тех или иных характеристиках человека как «врожденных» качествах, при этом зачастую забывают о культурной ситуации, о генезисе этих характеристик, и уж редко кто из практиков задумывается: а кем, когда и для чего создана та или иная психологическая концепция или методика.
Альтернативой такому подходу является культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, однако, используемые работы великого российского психолога крайне редко рассматриваются именно в рамке этих методологических оснований.
Слайд 22 Результатом естественнонаучного подхода в образовательной практике является полная идентификация
реального человека как объекта профессиональной деятельности с понятиями, схемами, описаниями той или иной науки о человеке.
Существует опасность формальной онтологизации, когда, например, деятельностный фокус концепции человека превращается в единственную характеристику человеческого бытия и рассматривается как объективно существующая субстанция.
Слайд 23Схематизация, позволяющая давать принципиальные морфологические и функциональные характеристики объекта, при работе
в таком подходе тождества бытия и мышления также неизбежно приводит к формальной онтологизации, и ученик рассматривается лишь как иллюстрация к той или иной концепции с полной элиминацией его субъектности и конкретной личности.
Таким образом, основная проблема
для педагога-практика здесь – различение объекта мыслимого, теоретического, и объекта реального.