Презентация, доклад Специфические закономерности развития детей с ОВЗ

Содержание

Категории обучающихся с ОВЗОбучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .Выделяются дети с

Слайд 1Специфические закономерности развития детей

с ОВЗ
Специфические закономерности         развития детей с ОВЗ

Слайд 2Категории обучающихся с ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки

в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .
Выделяются дети с различными нарушениями:
слуха;
зрения;
Речи (ТНР);
опорно-двигательного аппарата (НОДА);
задержкой психического развития(ЗПР);
интеллекта(УО);
расстройствами аутистического спектра(РАС);
множественными нарушениями развития.

Категории обучающихся с ОВЗОбучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,

Слайд 3 Специфические закономерности

развития детей с нарушениями слуха

Особенности речевого развития:
замедление в овладении речью;
нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов;
ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов;
недостатки грамматического строя речи;
трудности восприятия предложений с нетрадиционным порядком слов и ограниченном понимании читаемого текста.
своеобразие в познавательном и личностном развитии.

Специфические закономерности         развития

Слайд 4Значимые для организации учебной деятельности особенности развития детей с нарушениями слуха (что

нужно учитывать в процессе обучения?)

сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в его распределении;
преобладание образной памяти над словесной, механического запоминания над осмысленным;
превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи обучающегося;
непонимание и трудности дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, обедненность эмоциональных проявлений;
наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка, агрессия;
приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками.

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития детей с нарушениями слуха (что нужно учитывать в процессе обучения?)

Слайд 5Специфические особенности детей с нарушениями зрения
снижение скорости, точности, полноты зрительного восприятия,


возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов,
фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечеткость их опознания.
затруднения формирования предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения,
у детей с нарушениями зрения неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное и др.) наблюдается диспропорциональность в их становлении.
Специфические особенности  детей с нарушениями зренияснижение скорости, точности, полноты зрительного восприятия, возникновение трудностей в определении цвета,

Слайд 6Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения (что ещё учитывать?)
специфические

особенности общения (вербализм (абстрактное рассуждение), формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.);
особенности психофизического развития (отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.).
имеет место своеобразие эмоционально-волевой сферы
нарушение социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.).
Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения  (что ещё учитывать?) специфические особенности общения (вербализм (абстрактное рассуждение),

Слайд 7Специфические особенности развития обучающихся с ТНР
Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы,

несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.
Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).
Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).
Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Специфические особенности развития обучающихся с ТНРСтрогое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения

Слайд 8Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихся с ТНР

(что ещё учитывать?)

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.
Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи.
Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.
Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихся с ТНР   (что ещё учитывать?) Учебная деятельность

Слайд 9Общие специфические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)
сниженная работоспособность вследствие

повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности, возбудимости;

низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения речевых функций;
несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Общие специфические особенности  детей с задержкой психического развития (ЗПР) сниженная работоспособность вследствие повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности,

Слайд 10Специфические особенности детей с

нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА)

- задержка и нарушение
формирования всех двигательных функций;
-особое место занимают нарушения функций
рук;
-неблагоприятное влияние на формирование
психических функций и речи;
нарушения познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов); сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют интеллектуальную деятельность детей с церебральными параличами

Специфические особенности детей с

Слайд 11Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихся с НОДА (что ещё

учитывать?)

замедленность, истощаемость психических процессов.
трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
низкая познавательная активность.
расстройства эмоционально- волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других – заторможенность, застенчивость, робость. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
нарушения поведения ( двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста по отношению к окружающим или состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим). Нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых.
Нарушения формирования личности :личностная
незрелость; астенические проявления;
псевдоаутические проявления

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихся с НОДА (что ещё учитывать?)замедленность, истощаемость психических процессов. трудности

Слайд 12Общие специфические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)
сниженная работоспособность вследствие

повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности, возбудимости;

низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения речевых функций;
несформированность произвольного поведения по
типу психической неустойчивости, расторможенность
влечений, учебной мотивации.
Общие специфические особенности  детей с задержкой психического развития (ЗПР) сниженная работоспособность вследствие повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности,

Слайд 13Специфические особенности обучающихся с умственной отсталостью
Нарушение высших психических функций выражается в

деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Нарушение социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.
Отставание от нормально развивающихся сверстников в физическом развитии.
Внимание : трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, неустойчивость, быстрая и легкая отвлекаемость, рассеянность, низкий объем.
Нарушение всех видов восприятия
Страдает как произвольное, так и непроизвольное запоминание
Недоразвитие речи
Недоразвитие мыслительной деятельности. Основным недостатком является слабость обобщений. Мышление характеризуется тугоподвижностью.
Незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы (эмоции недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны; реакции зачастую неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике.
Нарушение волевых процессов (безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели).


Специфические особенности обучающихся с умственной отсталостью Нарушение высших психических функций выражается в деформации познавательных процессов, при которой

Слайд 14Специфические особенности обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС)
трудности социального взаимодействия;
стойкие трудности

с пониманием и с использованием невербальных средств общения;
необходимо обязательное тьюторское сопровождение, т.к. часто не может самостоятельно организовать свою учебную деятельность, у него возникают проблемы с планированием и соответствием сразу нескольким требованиям;
стереотипность, стремление к постоянству, однообразный, односторонний характер деятельности;
болезненная реакция на внешние раздражители;
наличие аутостимуляций как способ «уйти» от дискомфорта;
эмоциональная холодность и безразличие; тревога, страхи;
недостаточность сенсорной интеграции, фрагментарность представлений о собственном теле приводят к недостаточности точных, произвольных движений
нарушения ориентировки в пространстве и времени;
речь отличает«механистичность»,«попугайность»,штампованность, отсроченное повторение;
трудности произвольного обучения,
не готов просто выполнять требования учителя – любое обращенное к нему требование должно быть аргументировано: почему ему надо действовать так, а не иначе.



Специфические особенности обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) трудности социального взаимодействия;стойкие трудности с пониманием и с использованием

Слайд 15Специфические особенности развития обучающихся с РАС
проблемы с чувством времени, темп его

работы более медленный, он не может уложиться в отведенное время;
любое изменение привычного распорядка: замена или отмена урока, отсутствие учителя, замена кабинета – вызывают у него панику. Ребенок не выносит нарушения правил кем-нибудь другим (неважно, ребенком или учителем), вступает в бесконечные споры, отнимая время урока
общими трудностями, характерными для обучения детей с РАС, являются трудности понимания художественных текстов, понимания сюжетных линий рассказа, даже при очень высокой технике чтения.
неприятие или насмешки окружающих из-за несформированности бытовых навыков, необычных интересов, стереотипных действий.
нестандартная логика поведения в действиях.
.коррекционная помощь ребенку с РАС носит длительный, комплексный характер.
для обучения ребенка с РАС требуется создание специфических условий в образовательном пространстве инклюзивной школы.


Специфические особенности развития обучающихся с РАСпроблемы с чувством времени, темп его работы более медленный, он не может

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть