Слайд 1Создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной
школе
Кузина Светлана Викторовна
учитель начальных классов
Слайд 2
1.Инклюзивная образовательная среда
Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность
приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.
Слайд 3
2. Специальные образовательные условия и особые образовательные потребности.
Решение
заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п.5 протокола от 18 апреля 2008 г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4Специальные
образовательные условия
Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ
всех категорий, подразделяются на следующие общие направления:
организационное обеспечение
(1.нормативно-правовая база
2.организация медицинского обслуживания и питания
3.финансовое обеспечение
4.информационное обеспечение
5.материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение)
программно-методическое обеспечение образовательного процесса,
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении
кадровое обеспечение
создание специальных образовательных условий в образовательной организации
Слайд 5организационное обеспечение
Организационное обеспечение включает в себя создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования
в образовательной организации, организации сетевого взаимодействия с внешними организациями, организация различных форм обучения в образовательной организации, организация пита-ния и медицинского обслуживания, необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение.
Слайд 6нормативно-правовая база
Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ,
прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.
Слайд 7
организация медицинского обслуживания и питания
Основным направлением медицинского сопровождения является и ранней
диагностики заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и других соматических заболеваний, что обуславливает необходимость диспансеризации школьников и организацию в образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий. Диагностические, профилактические или реабилитационные мероприятия могут быть организованны как на базе образовательной организации, так и по договору с медицинскими организациями.
Некоторым детям требуется особое питание. В учреждении необходимо предусмотреть возможность организации питания пищей, принесенной из дома, организация особого места для питания и специальных приспособлений для приема пищи.
Слайд 8финансовое обеспечение
Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных
в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе основания для оплаты специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.
Слайд 9информационное обеспечение
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в
себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Слайд 10
материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:
1.Организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
2.Организации временного режима обучения;
3.Организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4.Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);
5.Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).
Слайд 11Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в
трех документах – программе коррекционной работы, адаптированной основной общеобразовательной программе и адаптированной образовательной программе.
В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, а так же создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
Слайд 12Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Слайд 13Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении
Необходимо обеспечить комплексное
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения и воспитания в образовательной организации. Для этого надо:
-предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;
-организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку адаптированной образовательной программы;
-организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей.
Слайд 14Кадровое обеспечение
Требования к кадровым условиям реализации инклюзивного образования включают следующие
положения:
• укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
• уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ,
• непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии.
Слайд 15Создание специальных образовательных условий в образовательной организации
Процесс выявления детей, нуждающихся
в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом:
-детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
-окружное ПМПК проводит комплексное пмпо детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.
-консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику
Слайд 16Создание специальных образовательных условий в образовательной организации
структуры
психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
- педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.
- одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Слайд 17Создание специальных образовательных условий в образовательной организации
-в системе образования должны
быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.