Презентация, доклад Современные методы профилактической работы с обучающимися группы риска

Содержание

Выявление учащихся «группы риска» Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:- учебная деятельность;- взаимоотношения со сверстниками;- взаимоотношения со взрослыми;- проведение свободного времени;- отношение к труду и профессиональная ориентация;- поведение и поступки.

Слайд 1Современные методы профилактической работы с обучающимися «группы риска»

Современные методы профилактической работы с обучающимися «группы риска»

Слайд 2 Выявление учащихся «группы риска» 
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих

сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.

Выявление учащихся «группы риска» Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:- учебная деятельность;-

Слайд 3Группа риска
это дети и/или их семьи, которые стоят на:
на внутришкольной учете,

учете в ОДН, учете в КДН;
дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик).

Группа рискаэто дети и/или их семьи, которые стоят на:на внутришкольной учете, учете в ОДН, учете в КДН;

Слайд 4Подбор методов профилактики

Для подбора адекватных методов профилактики необходимы:

Диагностическая беседа.

Психодиагностика.

Подбор методов профилактикиДля подбора адекватных методов профилактики необходимы:Диагностическая беседа.Психодиагностика.

Слайд 5Выбор методик диагностики
Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической

беседы.
Очень полезна книга Даниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей»

Выбор методик диагностикиМетодики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы. Очень полезна книга Даниила Яковлевича

Слайд 6Младшие школьники:
методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной

– целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.)
иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой.
проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля)
Младшие школьники:  методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы

Слайд 7Фильм-тест Рене Жиля
Дети от 4 до 12 лет и их

родители
Позволяет установить быстрый контакт с ребенком
Исследование социальной приспособленности ребенка.
Выявляет конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка (в семье и в школе)
Фильм-тест Рене ЖиляДети от 4 до 12 лет  и их родители Позволяет установить быстрый контакт с

Слайд 8Средняя и старшая школа:
Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, диагностики

самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, диагностикиа типа акцентуации характера "Чертова Дюжина" (Прутченков А. С., Сиялов А. А., 1994), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки и т.д.)
Проективные методики –Метод цветовых выборов МЦВ Л.Н.Собчик — модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Рене Жиля (до 12 лет)
Исследование социально-психологического климата
Мотивация – анкета Н.Г.Лусканой для 5 класса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
Средняя и старшая школа:Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л.

Слайд 9Профилактические занятия
По результатам диагностики проводятся общие развивающие занятия:
Тренинги по мотивации и

адаптации
Уроки доброты – формирование толерантности
Тренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ.
Профориентационные тренинги
Тренинги подготовки к сдаче ОГЭ\ЕГЭ и т.д.

Профилактические занятияПо результатам диагностики проводятся общие развивающие занятия:Тренинги по мотивации и адаптацииУроки доброты – формирование толерантностиТренинги профилактики

Слайд 10Профилактические занятия
либо специальные тренинги:

Уверенность в себе
Помощь при суицидальных тенденциях
Профилактика конфликтных ситуаций

и работа с ними и т.д.

Профилактические занятиялибо специальные тренинги:Уверенность в себеПомощь при суицидальных тенденцияхПрофилактика конфликтных ситуаций и работа с ними и т.д.

Слайд 11Направления профилактической работы с детьми «группы риска»
Дни профилактики
Проведение тематических мероприятий
Организация школьного

театра
Организация «Совета отцов».
 Организация детей по клубам, кружкам, секциям.
 Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни
Создание условий для индивидуальной самореализации
 Организация подросткового добровольнического движения
 Работа с родителями.

Направления профилактической работы с детьми «группы риска»Дни профилактикиПроведение тематических мероприятийОрганизация школьного театра Организация «Совета отцов».  Организация детей

Слайд 12Дни профилактики
Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения

просветительских бесед.

Выступление педагога-психолога по тематике мероприятия
Дни профилактикиПриглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.Выступление педагога-психолога по тематике мероприятия

Слайд 13Проведение тематических мероприятий
День Психологии,

День Толерантности и т.д.

Обязательно привлечение к организации

и участию детей, входящих в группу риска!
Проведение тематических мероприятий День Психологии,День Толерантности и т.д.Обязательно привлечение к организации и участию детей, входящих в группу

Слайд 14Организация школьного театра


Многие подростки любят привлечь к себе внимание и «показать»

себя, быть в центре внимания
Организация школьного театраМногие подростки любят привлечь к себе внимание и «показать» себя, быть в центре внимания

Слайд 15Организация «Совета отцов»
Основной целью Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в

деле воспитания и обучения,    обобщение  и распространение   опыта   успешных   семей,   способствующих   функционированию    и развитию общеобразовательного учреждения, содействие   в   планировании   и организации  профилактической работы с неблагополучными  семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.

Организация «Совета отцов»Основной целью Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения,    обобщение  и

Слайд 16Организация «Совета отцов»
Задачами Совета отцов являются:
- координация вопросов, относящихся к воспитанию детей; -

оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях; - развитие школьного самоуправления; - расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона; - развитие материально-технической базы школы.

Организация «Совета отцов»Задачами Совета отцов являются:- координация вопросов, относящихся к воспитанию детей; - оказание помощи школе в организации

Слайд 17Организация детей по клубам, кружкам, секциям.

Направление отрицательно-заряженной энергии в положительное русло

Закаливание

характера
Организация детей по клубам, кружкам, секциям.Направление отрицательно-заряженной энергии в положительное руслоЗакаливание характера

Слайд 18 Социальная активность

Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной

жизни, к организации и участию в концертах.

Социальная активностьПривлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию

Слайд 19Возможность самореализиции

Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и

желаниями ребенка
Возможность самореализицииСоздание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка

Слайд 20Просвещение педагога
Учет жизненной ситуации ребенка
Учет мотивации и потребностей ребенка.

У трудных детей

отрицательная направленность. Существует динамический стереотип (цепь реакций без участия сознания).
Даже если ребенок дает обещание изменить поведение, срабатывает динамический стереотип.
При разрушении отрицательной доминанты поведения и старого стереотипа, необходимо создавать новый стереотип.
Просвещение педагогаУчет жизненной ситуации ребенкаУчет мотивации и потребностей ребенка.У трудных детей отрицательная направленность. Существует динамический стереотип (цепь

Слайд 21Просвещение педагога
Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только

не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе
Просвещение педагогаПроцесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек,

Слайд 22
Переключить энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии

новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого
Переключить энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения

Слайд 23Организация подросткового добровольнического движения

Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий,

по сбору макулатуры, спасению бабочек от мороза и т.д.

Организация подросткового добровольнического движенияМожно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий, по сбору макулатуры, спасению бабочек от

Слайд 24Работа с родителями
Просвещение (возрастные особенности, Я- и Ты-высказывания, техника активного слушания

и т.п.)

Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.)

Работа с родителямиПросвещение (возрастные особенности, Я- и Ты-высказывания, техника активного слушания и т.п.)Работа с мировоззрением родителей (отношение

Слайд 25Конструктивный способ разрешения конфликтов
Прояснение конфликтной ситуации.
Сбор предложений.
Оценка предложений и выбор наиболее

приемлимого.
Детализация принятого решения.
Выполнение решения, проверка.

Продуктивное разрешение конфликтов предполагает:
Восприятие поиска решения как творческой задачи.
Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка.

Конструктивный способ разрешения конфликтовПрояснение конфликтной ситуации.Сбор предложений.Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.Детализация принятого решения.Выполнение решения, проверка.Продуктивное разрешение

Слайд 26Техника "я-высказывание"
передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации

Формула
Ситуация +

Я - чувство + Объяснение

Техника

Слайд 27Алгоритм "я-высказывания"
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда

я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Алгоритм

Слайд 28 «Ты - высказывание» / «Я - высказывание» (примеры)
Ты никогда меня не слушаешь! / Когда

я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Что ты все время разговариваешь параллельносо мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

«Ты - высказывание» / «Я - высказывание» (примеры)Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не

Слайд 29Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер)
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере

его чувств. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер)Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка эмоциональная проблема,

Слайд 30Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок
МАМА: Нина, ты все

еще не убралась в своей комнате! ДОЧЬ: Ну, мам, потом! МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться… ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!
Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей

Слайд 31Важные особенности и дополнительные правила
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к

нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. 
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Важные особенности и дополнительные правилаВо-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его

Слайд 32Важные особенности и дополнительные правила
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу» (она

помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом)
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Важные особенности и дополнительные правилаВ-третьих, очень важно в беседе «держать паузу» (она помогает ребенку разобраться в своем переживании

Слайд 33Пример
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! ОТЕЦ: Не

хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного). СЫН: Да, не хочу… ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).

ПримерСЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить.

Слайд 34Результаты активного слушания
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы

Результаты активного слушания1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость

Слайд 35…Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
ДОЧЬ:

Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть! МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят. ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше! МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой… ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают. МАМА: Ты скучаешь без меня. ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется. МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине. МАМА: Было больно… (Пауза.) ДОЧЬ: Больно, а тебя нет! МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела. ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти… МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
…Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!

Слайд 36Ещё два замечательных изменения
Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети

сами довольно быстро начинают активно слушать их.
Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. 

Ещё два замечательных измененияПервое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Слайд 37Спасибо!

Спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть