Презентация, доклад Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Содержание

Оказать социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуацииОбеспечить наиболее эффективный выход из сложившейся ситуации для каждого конкретного обучающегося Цели социально-педагогического сопровождения

Слайд 1Социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации
Выполнила: социальный педагог
МОУ «Сланцевская

СОШ №3»
Егорова Н.В.
Социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации Выполнила: социальный педагогМОУ «Сланцевская СОШ №3»Егорова Н.В.

Слайд 2Оказать социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации
Обеспечить наиболее эффективный

выход из сложившейся ситуации для каждого конкретного обучающегося

Цели социально-педагогического сопровождения

Оказать социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуацииОбеспечить наиболее эффективный выход из сложившейся ситуации для каждого

Слайд 3Осуществлять мониторинг психологического климата в среде подростков средней и старшей школы
Систематически

собирать информацию о текущем состоянии обучающихся у классных руководителей, педагогов - предметников, педагога-психолога
Своевременно реагировать на возникающие ситуации
Осуществлять комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совместно с другими специалистами службы системы профилактики
Контролировать динамику изменений в процессе сопровождения и результат

Задачи социально-педагогического сопровождения

Осуществлять мониторинг психологического климата в среде подростков средней и старшей школыСистематически собирать информацию о текущем состоянии обучающихся

Слайд 4в целом определяется как временная,
объективно или субъективно

создавшаяся ситуация;
неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы;
препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств;
ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность;
нарушение привычных внутренних связей;
невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
 

«Трудная жизненная ситуация»

в целом определяется как временная,   объективно или субъективно   создавшаяся ситуация; неизбежное событие в

Слайд 5по источнику возникновения,
по основаниям,
по охвату функций жизнедеятельности,
по последствиям,


по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций.     
Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с конкретным ребенком.

Классификация трудных жизненных ситуаций

по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных

Слайд 6• понимание сути оказываемой поддержки;
• профессиональная готовность;
• формирующее начало;
• личностные качества;
*

знание законодательства.

Требования к специалисту, оказывающему поддержку:

• понимание сути оказываемой поддержки;• профессиональная готовность;• формирующее начало;• личностные качества;* знание законодательства.Требования к специалисту, оказывающему поддержку:

Слайд 7образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
психологическую (организация работы с привлечением

специалистов- психологов);
посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).
 

Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:

образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);посредническую (информирование, организация и координация

Слайд 8Педагог-психолог
Классный руководитель
Администрация школы
Структуры ОМВД, ОДН, КДН и ЗП
Отдел опеки и попечительства
*Комитет

социальной защиты
населения
Медицинские работники

Взаимодействие с другими специалистами

Педагог-психологКлассный руководительАдминистрация школыСтруктуры ОМВД, ОДН, КДН и ЗПОтдел опеки и попечительства*Комитет социальной защиты    населенияМедицинские

Слайд 91 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:
семья, в которой дети

находятся под опекой или проживающие в приёмной семье;
семья, в которой есть дети-инвалиды или родители являются инвалидами;
семья беженцев;
семья временно находящаяся на территории России (в основно из стран СНГ);
многодетная семья в которой более 5 детей;
семья детей –сирот, длительное время проживавших в детских домах;
малообеспеченная семья.
2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:
- смерть одного из родителей;
- развод родителей;
- вахтовый метод работы одного из родителей;
- семья одинокой матери;
- многодетная семья, если дети школьного возраста;
- неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).

Стадии развития трудной жизненной ситуации семьи

1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:семья, в которой дети находятся под опекой или проживающие в

Слайд 10физическое насилие (внешние признаки: синяки, порезы, свежие и зажившие раны; признаки

ненадлежащего ухода: неопрятность, запахи, сыпь, запущенность; боязнь идти домой после школы; болезненное реагирование на любую критику – или агрессивность, или наоборот, заискивающее поведение; лживость, воровство; побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков;
сексуальное насилие или развращение (замкнутость, стремление избегать физических контактов с другими; изменение в поведении – ведет себя как более младший по возрасту; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; страхи, кошмарные сны, депрессии, могут быть суицидальные мысли; низкая самооценка;

Социальный педагог в ситуации жестокого обращения с ребенком.

физическое насилие (внешние признаки: синяки, порезы, свежие и зажившие раны; признаки ненадлежащего ухода: неопрятность, запахи, сыпь, запущенность;

Слайд 11психическое (эмоциональное) насилие (соматические заболевания – ожирение или похудание, язвенные заболевания,

кожные и аллергические заболевания; нервные тики, тревожность, подавленное состояние; агрессивность или чрезмерная уступчивость; низкая успеваемость; низкая самооценка
пренебрежение  основными нуждами ребенка  (моральная жестокость) (часто болеет хроническими заболеваниями; санитарно-гигиеническая запущенность; постоянный голод или жажда; стремление привлечь к себе внимание, повышенная потребность в ласке; подавленное настроение, пассивность или агрессивность; отклоняющееся поведение вплоть до вандализма; неразборчивость в отношениях со сверстниками; трудности в учебе.

Социальный педагог в ситуации жестокого обращения с ребенком

психическое (эмоциональное) насилие (соматические заболевания – ожирение или похудание, язвенные заболевания, кожные и аллергические заболевания; нервные тики,

Слайд 121)     позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;
2)     позиция нейтралитета. То

есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;
3)     позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;
4)     позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения.

Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.

1)     позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;2)     позиция нейтралитета. То есть стремление не замечать столкновений между

Слайд 13поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период

острого конфликта;
сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;
челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;
давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;
директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение сторон к примирению.

Тактики посреднического поведения:

поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;сделка: посредник стремится вести переговоры

Слайд 14- стараться поставить себя на место конфликтующей стороны;
- не делать поспешных

выводов. Давать участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать?», а не расследование по принципу «кто виноват?»;
- не давать конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;
- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;
- постараться определить момент для начала переговоров между участниками конфликта. «Точки» доверия и уважения между участниками переговоров;
- при обсуждениях анализировать мнения противников, выслушивать мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его учесть; необходимо найти компромисс путем определения общей позиции для оценок;
- конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.

Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:

- стараться поставить себя на место конфликтующей стороны;- не делать поспешных выводов. Давать участникам некий период времени,

Слайд 15

Практическая часть работы начинается с анализа обращений с проблемами классных руководителей,

учителей - предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения:
1. Ребенок остался без попечения родителей.
2. Трудное материальное положение в семье.
3. Родители не должным образом занимаются воспитанием детей.
Алкоголизация родителей.
4. Родители испытывают трудность в воспитании и обучении детей.

Приемы и способы педагогической поддержки в социально - педагогической деятельности

Практическая часть работы начинается с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей - предметников, опекунов, учащихся. Причины

Слайд 16Каждый учебный год социальный педагог, совместно с классными руководителями выявляет учащихся,

находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого составляется «Карта обследования учащихся» и заполняется социально- педагогическая характеристика
На первом этапе - обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, при наличии противоречивых характеристик, пытаемся разобраться в существе этих противоречий, отражающих по- видимому, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем предлагаем родителям ребенка заполнить анкету о состоянии здоровья школьников.
На семью ребенка составляется учётно-профилактическая карта, в которой указывается: где проживает семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, межличностные взаимоотношения всех членов семьи, их семейные ценности, отношение родителей к ребёнку, в какой помощи семья нуждается.
Для дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п., анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.

Приемы и способы педагогической поддержки в социально - педагогической деятельности

Каждый учебный год социальный педагог, совместно с классными руководителями выявляет учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для

Слайд 171.Ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, не опрятным, голодным, без

необходимых школьных принадлежностей и т.д.
2.У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках, переменах, межличностном общении с одноклассниками.
3.Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия.
4.Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников, соседей о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:

1.Ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, не опрятным, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.2.У ребенка

Слайд 191. Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются: консультирование, индивидуальные беседы, факультативы,

групповые консультации, тренинги как для обучающихся, так и для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, круглые столы, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Наиболее эффективными приемами педагогической поддержки являются: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.
2.Социальный педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальной защиты, если и ребенку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство на оказание социальной помощи или услуге), с работниками Центров дополнительного образования, чтобы помочь ребенку открыть свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах, с медицинскими работниками, школьным врачом, ПМПК,  если ребенка по состоянию здоровья нужно отправить на санаторное лечение или определить маршрут обучения в специализированной вспомогательной школе, с центром занятости населения, чтобы трудоустроить подростка или родителя, с отделом опеки и попечительства. Также необходимо учесть и тесную связь с школьным педагогом- психологом, который поможет найти пути решения и оказать помощь в той или иной ситуации.

Выводы:

1. Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются: консультирование, индивидуальные беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги как для обучающихся,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть