Слайд 1Социализация
и
социально-педагогическая адаптация детей группы риска с ОВЗ
Слайд 2
Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта,
осуществляемый в общении и деятельности.
Социально-психологическая адаптация – это способность человека совладать с новыми ситуациями и вызовами среды, восстанавливать нарушенное равновесие.
Слайд 4Социальная адаптация -
интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные
биосоциальные функции:
адекватное отражение окружающей действительности и функционирование собственного организма
адекватная система отношений и общения с окружающими
способность к труду
обучение
способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе
изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Слайд 5Социальная адаптация
(виды):
радиакальная адаптация — самореализация через изменение личностью существующего социального мира
гиперадаптация
— самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений
гармоничная адаптация — самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования
конформистская адаптация — приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации
девиантная адаптация — самореализация посредством выхода за сущствующие социальные требования (нормы)
социально-психологическая дезадаптация — состояние блокировки процессов самореализации и адаптации
Слайд 6Дезадаптация -
Дезадаптация - это состояние сниженной способности (нежелания, неумения)
принимать и
выполнять требования среды, как личностно значимые, а также
реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях
Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации
- сниженная обучаемость
- неспособность зарабатывать своим трудом
хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье,работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье)
- конфликты с законом
- изоляция
- негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция)
- завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм
- хронический эмоциальный дискомфорт
-неэффективность саморегуляции
- конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений
- когнитивные искажения реальности.=
Слайд 7Социально-дезадаптивное поведение
которое резко снижается возможность адекватного взаимодействия подростков с другими людьми
Слайд 8Не формируется необходимый уровень социальной зрелости
важнейший аспект социально-психологической адаптации
отсутствует потребность
в общении со сверстниками
отсутствует умение подчинять свое поведение социокультурным нормативам
отсутствует а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения
Слайд 9 Цель социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе:
осуществление
воздействия школьного социального
педагога на учащихся и их семьи,
в процессе разрешения проблем социализации ребенка на базе школы.
Слайд 10Комплексное сопровождение:
Социально-педагогическая деятельность, направленная:
на раннее выявление факторов риска
и причин неблагополучия конкретного ребёнка;
разработку и реализацию индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;
разностороннюю помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.
Слайд 11Комплексное сопровождение детей группы риска с ОВЗ должно включать в себя
ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
Правовая защита и правовой всеобуч.
Педагогическая поддержка.
Социальная помощь.
Психологическое сопровождение индивидуального развития.
Обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).
Слайд 12
Функциональное содержание социально-педагогического сопровождения:
диагностическая (изучение личности учащихся, их семей и степени влияния
микросреды);
прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
организационно-коммуникативная(социально-психолого-педагогическое просвещение родителей);
правозащитная (поддержка учащихся их семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
предупредительно-профилактическая(профилактика девиантного поведения учащихся);
социально-бытовая(оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
социально-психологическая (осуществление неотложной социально-психологической помощи);
организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для учащихся и их семей).
Слайд 13Социально-педагогическая помощь
Социально-педагогическая помощь
Образовательная
Психологическая
Посредническая
(СП)
Обучение
Воспитание
Поддержка
Коррекция
Организация
Координация
Информирование
Слайд 14Социально-педагогические технологии:
Слайд 15Взаимодействие специалистов в образовательном учреждении:
Классный
руководитель
Подросток
«группы
риска»
Социальный
педагог
Учитель
предметник
Учащиеся
класса
Родители
Психолог
Заместитель
директора по УВР
Педконсилиум
Директор школы
ОПДН УВД
КДН и ЗП
педсовет
Слайд 16
Основные сферы деятельности социального педагога:
Слайд 17 Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков
Слайд 18Кого можно отнести к группе риска?
К группе риска относится категория детей
с ОВЗ, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей.
Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.
Слайд 19Дети группы риска:
(по Дубровиной В.И.)
Дети из неблагополучных семей.
Дети с проблемами в
развитии.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети из семей находящихся в трудной жизненной ситуации (малообеспеченные, многодетные, неполные, семьи беженцев и эмигрантов).
Слайд 20Дети из неблагополучных семей:
Характеристика:
Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей.
Основной критерий – неблагоприятный
социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям.
Причины (в семье):
Негативный опыт родителей в детстве.
Деструктивные особенности личности родителей.
Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.
Слайд 21Дети с проблемами в развитии:
Характеристика
Проблемы в физическом и умственном развитии, и
как следствие проблемы в обучении.
Дети-инвалиды (ОВЗ), дети с задержкой психического и интеллектуального развития (ЗПР, УО), дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера.
Причины неблагополучия
Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения).
Соматические и психические заболевания, инвалидизация.
Школьная дезадаптация.
Дефекты и дефициты в развитии.
Слайд 22Дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей:
Характеристика детей:
Дети имеющие статус сироты –
воспитанники детских домов и школ-интернатов.
Дети у которых статус сироты не определён – воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» (скрытые сироты).
Причины неблагополучия:
Родительское забвение.
Различные виды депривации и сепарация.
Социальная дезадаптация.
Серьёзные нарушения процесса социализации.
Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье.
Слайд 23Дети с ОВЗ,
находящиеся в трудной жизненной ситуации:
Характеристика:
Дети из:
малообеспеченных семей;
неполных
семей;
многодетных семей;
опекунских и приёмных семей;
семей беженцев и эмигрантов.
Причины неблагополучия:
экономические проблемы;
демографические факторы;
проблемы воспитания;
проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде.
Слайд 24Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска:
Враждебное жестокое отношение
в семье к ребёнку.
Эмоциональное отвержение ребёнка.
Недостаток надзора и ухода за ребёнком.
Родители фактически находятся в состоянии развода.
Чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека.
Появление нового члена в семье (мачеха, отчим, брат, сестра).
Противоречивое воспитание или смена его типа.
Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
Слайд 25Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:
Невозможность соответствовать
ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом).
Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (мл. братьев, сестёр).
Неприятие ребёнка педагогом, сверстниками.
Неспособность справиться с учебной нагрузкой.
Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства.
Травма, серьёзное соматическое заболевание.
Ситуации связанные с насилием над ребёнком.
Слайд 26Социально-педагогическая реабилитация
семей и детей «группы риска» с ОВЗ
(методические рекомендации):
Типология семей
и их проблем:
-Семьи, имеющие в своем составе лиц с алкогольной
и др. видами зависимости.
-Семьи, в которых регулярно происходят инциденты
связанные с моральным или физическим насилием.
-Семьи с низким социально-экономическим уровнем.
-Семьи с нарушениями детско-родительских
отношений.
- Приемные и патронатные семьи.
- Семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов.
- Молодые семьи, испытывающие социально
экономические и психологические трудности.
Слайд 27НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА:
Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и
воспитанием;
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение;
Распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка;
Консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей;
Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий.
Слайд 28Основные методы работы
социального педагога:
Наблюдение
Беседа
Анкеты, опросники
Метод убеждения
Метод социометрии
Метод проектирования
Рефлексия
Сотрудничество
Консультирование и др.
Слайд 29ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ:
Социальный
педагог
Центр
профориентации
(ЦЗН)
Управление
Образования (УО)
ОПДН
УВД
КНД и ЗП
Поликлиники,
диспансеры
Учреждение
социальной
защиты населения
(УСЗН)
Учреждения
дополнительного
образования
Администрация
округа (АГ)
ГПМПК
Слайд 30ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Слайд 31Алгоритм профилактики необучения:
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕОБУЧАЮЩИХСЯ:
КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ
Сбор информации:
БЕСЕДЫ С
РЕБЕНКОМ, С РОДИТЕЛЯМИ
КЛАСНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ,
УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ,
ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ДИРЕКТОРА по УВР,
СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЕМ
МАЛЫЙ ПЕДСОВЕТ
СОВЕТ ПРОФИЛАКТИКИ:
С УЧАСТИЕМ ИНСПЕКТОРА ОПДН, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ,
РЕБЕНКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
Разработка плана мероприятий
ПОСТАНОВКА НА
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЁТ
(ВШУ)
ПРИНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
К РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ)
КДНиЗП
ПИСЬМА НА ПРОИЗВОДСТВА РОДИТЕЛЯМ
(ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ)
ПРОКУРАТУРА
ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
(ООиП)
Слайд 32Технология работы с ребенком из семьи «группы риска»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Сбор информации
о семье и ребенке
(Ф.И.О. членов семьи, категория семьи, возраст, образование, место работы, доход, сведения о детях, состояние здоровья).
Прояснение проблемной ситуации.
Установление доверительного контакта.
Составление социально –педагогической программы реабилитации.
Составление плана взаимодействия с семьей.
Слайд 33Диагностический этап:
Первичный патронаж семьи - обследование жилищно-бытовых условий, взаимоотношения в семье,
отношение к ребенку.
Проведение беседы с матерью и ближайшим окружением ребенка.
Диагностика ребенка (выявление причин непосещения школы, ценности, мотивы, личностные особенности ребенка, склонность к девиантному поведению, взаимоотношения в семье и отношение к членам семьи, профориентация) .
Диагностика матери (диагностика детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, исследования личностных особенностей).
Взаимодействие с заинтересованными лицами образовательного учреждения (классный руководитель, учителя, психолог, медицинский работник и др.)
Составление плана сотрудничества со специалистами.
психолог, ИДН, УСЗН района, ДОУ, КТОС и др.
Слайд 34Методы и методики диагностической работы:
Беседа
Наблюдение
Методика диагностики и выявления детей «группы
риска»
Проективные методики
Социометрия
Личностные опросники
Карта интересов
Опросник профессиональных предпочтений Холланда
Изучение мотивов учебной деятельности (модификация
А.А. Реана, В.А. Якунина)
Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)
Семейная социограмма
Тест- опросник родительского отношения
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
Опросник «Родительско – детских отношений»
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
Методика «Подростки о родителях» и др.
Слайд 35
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ:
Проблемы ребенка
низкая школьная мотивация, пропуски учебных занятий,
вредные привычки, низкая самооценка, недостаточно сформированные навыки социального взаимодействия.
Проблемы родителей
бесконтрольное поведение несовершеннолетнего, попустительское отношение матери к поступкам ребенка
Общесемейные проблемы
нарушение детско-родительских отношений, низкий экономический уровень
Слайд 36Социально-педагогическая деятельность в семье
осуществляется на трёх уровнях
Диагностический
Профилактический
Реабилитационный
Этапы
диагностики:
- сбор
информации;
-
анализ
информации;
- постановка
социального
диагноза.
Психологическая
помощь
Индивидуальный
Психологическая
поддержка
Коррекция
межличностных
отношений
Групповой
Общинный
Слайд 37Реабилитационный этап:
Проведение индивидуальных бесед с матерью (информирование о возрастных особенностях развития
ребенка и др., по вопросам общения с ребенком, повышение ответственности за воспитание ребенка).
Привлечение матери к участию в жизни школы и класса, где обучается ребенок (организация и проведение праздников, экскурсий и др.)
Оказание помощи матери в поиске постоянного места работы (информирование о службе занятости, координаты).
Семейное консультирование, направленное на гармонизацию детско-родительских отношений.
Вовлечение семьи в совместные культурно –массовые мероприятия (поход в парк, кино, театр и др.)
Информационно-профилактические беседы с ребенком в школе
Развитие у ребенка интереса к познавательной деятельности
Участие ребенка в тренинговых занятиях
Слайд 38Завершающий этап
Подведение итогов и оформление отчетности о проведенной работе по реабилитации
семьи.
Контрольный патронаж для отслеживания динамики изменений в семье (1 раз в квартал).
Предполагаемая динамика изменений:
-Улучшение общей ситуации в семье,
-гармонизация детско-родительских отношений,
-ведение здорового образа жизни ребенком,
-регулярное посещение школы.
- Устройство матери на постоянную работу.
Слайд 39Основы школьного
стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
общественный договор – социальный запрос семьи, общества и
государства
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Слайд 40
Основная цель
российского образования
Новая
цель
образования
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Широкое
внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Проблемы России
Стратегия
2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России