Слайд 1Системный анализ педагогической деятельности
Методический семинар
Слайд 2Цель семинара:
Повышение уровня аналитической культуры педагогических работников
Слайд 3Задачи семинара:
1. Познакомить с методикой педагогического анализа и его видами
2. Развивать
умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей
3. Освоить структуру аналитического отчета – основной формы предъявления результатов педагогической деятельности за межаттестационный период
Слайд 4Анализ – это:
деление целого на части;
описание каждой части;
установление связи между
частями и каждой из них
со всем целым.
Слайд 5Аспекты педагогического анализа
В узком смысле слова – анализ отдельной формы;
В широком
смысле слова – сбор информации для анализа, ее обработка, вынесение на этой основе оценок и принятие решений.
Слайд 6
Педагогический анализ важно рассматривать как целостную систему связей, характеризующих взаимодействие конечных
результатов деятельности с факторами и причинами их достижения.
Ю.А. Канаржевский
Слайд 7Объекты педагогического анализа
Урок
Воспитательное мероприятие
Результаты работы за межаттестационный период
Слайд 8Новый порядок аттестации
АТТЕСТАЦИЯ
Обязательная(на соответствие занимаемой должности)
Добровольная (на соответствие квалификационной категории)
Слайд 9Порядок проведения аттестации на соответствие
занимаемой должности
1.Предварительный этап
подготовка представления на аттестуемого
педагогического работника руководителем образовательного учреждения
2. Проведение квалификационного испытания
3. Принятие решения о соответствии занимаемой должности
Слайд 10Порядок проведения аттестации с целью определения уровня квалификации
1. Предварительный этап
-Подготовка
и подача заявления от педагогического работника
2. Проведение экспертной оценки (самооценки)
педагогической деятельности
3. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей)категории
Слайд 11Возможные источники информации для проведения экспертной оценки для профессиональной деятельности учителя
1.Анализ
урока
2.Анализ поощрений и наказаний
3. Собеседование с аттестуемым педагогом
4. Самоанализ педагога и данные диагнстики его компетенций
5. Результаты опроса удовлетворенности родителей
6.Результаты динамики развития детей
Слайд 12Возможные источники информации для проведения экспертной оценки для профессиональной деятельности учителя
7.Участие
воспитанников в конкурсах. проектах
8. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства
9. Используемые (созданные) способы и методы педагогической диагностики
10.Собеседование с руководителем
11. Анализ школьных тетрадей
Слайд 13Возможные источники информации для проведения экспертной оценки для профессиональной деятельности учителя
12.
Анализ базовой подготовки, повышения квалификации
13. Анализ рабочих программ и материалов к урокам
14. Результаты опросов и диагностики обучающихся
15. Анализ результатов мониторинга качества образования
Слайд 14Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой квалификационной категории
Компетентность в области личностных
качеств, достаточно высокий уровень культуры, самоорганизованности
Педагог может поставить и обосновать цели и задачи учебного курса, отдельного занятия
Педагог владеет навыками мотивирования и умеет пробудить интерес к предмету
Педагог может успешно реализовать типовую образовательную программу, имеет некоторое количество самостоятельных программных и методических разработок
Слайд 15Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой квалификационной категории
Способы принятия решений носят
творческий характер
Педагог умеет планировать занятия
Умение работать в коллективе, включаясь в систему деловых и межличностных отношений
Умение применять теоретические знания на практике, переносить их в учебные ситуации
Слайд 16Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям высшей квалификационной категории
Педагог характеризуется максимальным уровнем
развития компетентности в области личностных качеств
Педагог может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности
Учитель характеризуется развитыми навыками и умениями формировать мотивацию учащихся к учебной деятельности
Слайд 17Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям высшей квалификационной категории
В совершенстве владеет содержанием
своего предмета
Разрабатывает инновационные (авторские) программы, новые дидактические и методические материалы
В ситуации принятия решения педагог направлен на развитие у учеников самостоятельности
Умеет на хорошем уровне организовать игровую деятельность детей
Слайд 18 Тезис - ученое положение; мысль, проводимая в сочинении.
(В. Даль)
«Тезисы –
кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.».
Что такое тезисы?
Слайд 19Тезис первый.
В первом тезисе можно дать краткую информацию о себе, т.е.
о том, где, кем работает аттестующийся педагог, каков стаж его работы в данной должности, который раз аттестуется, происходили ли какие либо изменения в этих направлениях за межаттестационный период.
Слайд 20Тезис второй.
Основные направления деятельности. В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки
педагога основными направлениями его деятельности являются учебно-воспитательная, методическая и социально-организационная деятельность.
учебная деятельность
ведение элективных курсов
методическая работа
руководство исследовательскими работами учащихся
воспитательная работа
общественная деятельность
Слайд 21Тезис третий.
Деятельность в межаттестационный период на основе педагогического проекта или решение
какой-то ключевой педагогической проблемы.
Слайд 22Тезис четвертый.
Характеристика результата педагогической деятельности, полученного в течение межаттестационного периода.
Результатом деятельности
педагогов и управленцев является как качество образовательного процесса, так и качество его результатов, выраженное в достижениях обучающихся.
Слайд 23Тезис пятый.
Мониторинг качества учебных достижений учащихся (критерии и показатели, методики,
контрольно-измерительные материалы, позволяющие отслеживать качество достижений обучающихся).
Слайд 24Тезис шестой.
Характеристика основных условий, позволивших получить указанный выше результат деятельности.
Под
педагогическими условиями мы понимаем содержание, особенности коммуникативного процесса, педагогические технологии, формы организации образовательного процесса, методы и приемы, средства обучения и т.д.
Слайд 25Тезис седьмой.
Формулировка проблемы, обозначенной в процессе анализа педагогической деятельности (как результат
педагогической деятельности предъявляется через описание достижений учащихся, так и недостатки необходимо искать в этом же проблемном поле. А вот причины этих недостатков надо искать в своей деятельности, в организации образовательного процесса, в отборе содержания образования).
Слайд 26Тезис восьмой.
Выдвижение новой цели, направленной на решение выделенных проблем (проектная часть)
В данном тезисе достаточно на уровне моделирования будущей деятельности выделить цель и основные задачи, как пути достижения поставленной цели.
Слайд 27 1
Анализ воспитательного
мероприятия
Слайд 28Цель педагогического анализа в воспитании заключается в установлении причинно-следственных связей между
компонентами воспитательного процесса.
3
Слайд 29Субъективность оценки.
Нелогичность выводов
4
Слайд 30
Во избежание вышеуказанных недостатков необходимо применять программу наблюдения за воспитательным мероприятием
5
Слайд 31Цель наблюдения:
определить эффективность воспитательного мероприятия и выявить те показатели, которые
оказали максимальное влияние на эту эффективность
6
Слайд 32 Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах
мероприятия.
Задачи наблюдения
Выяснить степень понимания педагогом целей, задач мероприятия, осознанность их решения.
Определить, достигло ли мероприятие триединой цели (воспитательной, развивающей, обучающей).
Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа мероприятия главной цели.
Установить взаимосвязь мероприятия с другими формами воспитательной работы.
Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.
7
Слайд 33 Что требует доработки у педагога и учащихся.
Ценное в
работе у педагога и учащихся
Анализ наблюдения воспитательного мероприятия
8
Слайд 34По 1-му этапу «Анализ обстановки, формулирование цели» выясняется:
Принимают ли участие
в анализе обстановки учащиеся?
Имеют ли представление о том, что такое цель?
Знают ли они цели мероприятия?
Принимают ли участие ребята в формулировании цели?
9
Рассмотрим ход и содержание педагогического анализа,
предлагаемые Зверевой В.И.
Слайд 35 10
Чем вызвана постановка данной цели?
Осознал ли педагог задачи каждого этапа?
По
2 –му этапу «Планирование мероприятия»
устанавливается:
С каким событием связано мероприятие.
Участие детей в планировании мероприятия,
его этапов, постановке задач для каждого этапа.
Имеют ли они представление о плане. Почему он
составляется, в чём помогает?
Слайд 36
Насколько решены поставленные задачи, их связь с задачами мероприятия?
Как подбирались исполнители?
Как
данный этап способствовал формированию у учащихся организаторских навыков?
Было ли разделение труда организаторов, регулирование их деятельности?
Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
Связь задач 1, 2, 3 этапов
По 3 –му этапу «Подготовка мероприятия» выясняется, как осуществлялся этот этап:
11
Слайд 37Была ли достигнута цель мероприятия?
Какие направления воспитания реализовались с его
помощью?
-
Какое направление было главным?
- Связь проводимого мероприятия с предыдущими и
последующими.
- Соответствие содержания и формы мероприятия его целям и задачам.
Предварительный вывод о силе влияния данного этапа мероприятия на учащихся.
Профессиональная компетенция педагога.
12
По 4 –му этапу «Проведение мероприятия»
выясняется:
Слайд 38 По 5 – му этапу «Анализ подготовки и проведения мероприятия»
13
Слайд 39В вводной части описываются цели сбора информации, программа изучения, указывается, кем
и в какие сроки проводилось изучение. Проводится общее оценивание результатов.
В основной части подробно осуществляется анализ мероприятия по формуле «результат – факторы – причины»
В заключительной части делаются общие выводы, определяются проблемы, требующие решения. Заключение содержит предложения и рекомендации по дальнейшему развитию.
Заключение по анализу воспитательного мероприятия оформляется в виде аналитической справки
14
Слайд 40План педагогического анализа воспитательного мероприятия:
Анализ цели мероприятия
Анализ темы мероприятия, форма
его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы экипажа, школы
Оценка места проведения мероприятия, оформления аудиторий, состояния и качества использованного оборудования
Анализ каждого этапа мероприятия (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования методов, анализ результатов этапа)
Анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление
Оценка деятельности воспитателя уровня его педагогического мастерства, компетентности и профессионализма в управлении воспитательным процессом
Недостатки в проведении воспитательного мероприятия, их причины
Рекомендации, советы воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса
Слайд 41Литература:
17
1. Нечаев Н.П. «Содержание и технология
педагогического анализа воспитательного
Мероприятия.