Презентация, доклад Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Содержание

АктуальностьОбусловлена тем, что проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР входит в число важнейших задач логопедической работыИ без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением

Слайд 1 «Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза

у дошкольников с ОНР


Автор: Асабина Л.В.
учитель-логопед МБДОУ
детского сада
№18 «Росинка»





городской округ г. Бор 2019г.



«Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Слайд 2Актуальность
Обусловлена тем, что проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у

детей с ОНР входит в число важнейших задач логопедической работы
И без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением
АктуальностьОбусловлена тем, что проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР входит в число

Слайд 3«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение

слова.» К.Д.Ушинский
«Сознательно читать и  писать может только тот,  кто понял звуко-слоговое  строение слова.»

Слайд 4
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа

и синтеза у старших дошкольников с ОНР
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Проанализировать логопедическую, психолого-педагогическую литературу по теме
Провести обследования , направленное на изучение проблемы.
Подобрать методики, изучающие состояние фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей.
Определить эффективные методы и приемы коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с

Слайд 5По Л.С. Волковой фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий

способностью вычленять в целостно речевом потоке речевые звуки. Фонематическое восприятие – это мыслительная деятельность по выделению и дифференциации звуков, по установлению звукового состава слова. Речевой слух – общая работа фонематического и фонетического слуха, выполняет восприятие и анализ чужой речи, а также проверка собственной речи. Речевой слух является стимулом формирования правильного произношения.
По Л.С. Волковой   фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом

Слайд 6 Метод диагностики

Методы обследования речи детей:
Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.

ред. проф. Г.В. Чиркиной
Метод диагностикиМетоды обследования речи детей:Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной

Слайд 7Обследование состояния фонематического восприятия:
Выполнение трёх заданий:
выделение звука в ряду других;
подбор картинок

на заданный звук;
самостоятельное придумывание слов с заданным звуком
Предлагаемая система оценок:
3 балла - правильно выполняются все задания;
2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;
1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;
0 баллов - задание не выполняется.

Обследование состояния фонематического восприятия: Выполнение трёх заданий:выделение звука в ряду других;подбор картинок на заданный звук;самостоятельное придумывание слов

Слайд 8Сводная диаграмма по результатам обследования фонематического восприятия в начале года у

детей с ОНР
Сводная диаграмма по результатам обследования фонематического восприятия в начале года у детей с ОНР

Слайд 9 Обследования навыков звукового анализа и синтеза.
Выполнение трёх заданий:
Выделение первого звука в

слове;
Определение количества звуков в слове;
Определение места звука в слове.
Предлагаемая система оценок:
3 балла - правильно выполняются все задания;
2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;
1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;
0 баллов - задание не выполняется.

Обследования навыков звукового анализа и синтеза. Выполнение трёх заданий:Выделение первого звука в слове;Определение количества звуков в

Слайд 10Обследование навыков звукового анализа и синтеза в начале года, до коррекции

навыка.

«Выделить первый звук в слове» - средний балл - 33%
«Определение количества звука в слове» - средний балл– 20%
«Определение места звука в слове» - средний балл за это - 20%

Обследование навыков звукового анализа и синтеза в начале года, до коррекции навыка. «Выделить первый звук в слове»

Слайд 11Для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР, овладение

чтением,
использовались традиционными методиками, авторами которых являются:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
Для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР, овладение чтением, использовались традиционными методиками, авторами которых

Слайд 12Содержание коррекционной работы
I ЭТАП – узнавание и различение неречевых звуков.
Задачи:
Формирование у

детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений.
Содержание коррекционной работыI ЭТАП – узнавание и различение неречевых звуков.Задачи:Формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые

Слайд 13«Угадай, что делают»
Необходимы : стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага,

карандаш.
Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия.
Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.


«Угадай, что делают» Необходимы : стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш.

Слайд 14 II ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса.
Задача:
Дошкольников учат различать высоту,

силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр .
II ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса. Задача:Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса,

Слайд 15«Далеко – близко»

Используются 3 картин­ки, на которых нарисован поезд. На первой

картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее. На третьей изображена станция, вдали.
Педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.


«Большой – средний – маленький»
Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича,
Анастасии Петровны и Мишутки).
Педагог произносит фразы
из текста сказки, меняя
высоту голоса, а дети
поднимают соответствующие картинки.

«Далеко – близко»Используются 3 картин­ки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На

Слайд 16
III ЭТАП - Различение слов, близких по звуковому составу.
Задача:
На этом

этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
III ЭТАП - Различение слов, близких по звуковому составу.Задача:На этом этапе дети должны научиться различать слова,

Слайд 17«Красный – зелёный» Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя

изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит правильные и неправильные варианты слова
«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».
Если дети услышали правильное название
того, что изображено на картинке,
то должны поднять зелёный флажок,
а если нет – красный.

«Красный – зелёный»   Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко

Слайд 18 IV ЭТАП -Дифференциация слогов
Задача: Учат различать слоги.

Начинать эту работу целесообразно

с такой игры.
Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па

IV ЭТАП -Дифференциация слоговЗадача: Учат различать слоги.Начинать эту работу целесообразно с такой игры.   Логопед

Слайд 19V ЭТАП Игры на дифференциацию фонем.
Задача:
На этом этапе дети учатся различать

фонемы родного языка. С гласных звуков.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет:
«Поезд гудит у-у-у-у,
девочка плачет а-а-а-а;
птичка поет и-и-и-и».
Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

V ЭТАП Игры на дифференциацию фонем.Задача:На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. С гласных звуков.

Слайд 20«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ»

Перед ребенком лежат картинки
с изображением девочек, губы
каждой

девочки имеют
определённую артикуляцию.
Педагог произносит гласные
звуки, а ребенок показывает
соответствующую девочку

«МАЛЬЧИКИ – СОГЛАСНЫЕ»

Твердые звуки носят одежду синего цвета, мягкие – одежду зелёного цвета. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик , глухие носят наушники.
Педагог произносит согласные звуки,
а ребенок показывает соответствующего
мальчика.


«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ»Перед ребенком лежат картинки с изображением девочек, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию. Педагог произносит

Слайд 21VI ЭТАП - Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачи:

Определение количества слогов в

словах разной сложности;
Выделение первого и последнего звука в слове;
Определение места, количества, последовательности звуков в слове;
Анализ обратных слогов;
Анализ прямого слога, слов.





VI ЭТАП - Развитие навыков элементарного звукового анализа.Задачи:Определение количества слогов в словах разной сложности;Выделение первого и последнего

Слайд 22Игры на определение количества слогов:
«ПАРАВОЗИК И ВАГОНЧИК» Паровоз везёт картинку. Ребёнок

называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове:
«РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.
Игры на определение места звука в слове:
«СИНИЧКИ» Педагог показывает синичку и просит положить фишку на голову, туловище или хвост, в зависимости, где слышится заданный звук.


Игры на определение количества слогов:«ПАРАВОЗИК И ВАГОНЧИК» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на

Слайд 23 Коррекционная работа по развитию звукового анализа и синтеза имеет четыре

ступени

Обучение детей выделять начальный гласный звук из слов: у-утка....Анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аи, аиу).
Анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак)
Выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
Анализ и синтез прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Коррекционная работа по развитию звукового анализа и синтеза имеет четыре ступени Обучение детей выделять начальный гласный

Слайд 24Последовательность коррекционной работы по развитию звукового анализа и синтеза

Последовательность коррекционной работы по развитию звукового анализа и синтеза

Слайд 25Результаты обследования фонетического восприятия в конце года
«Выделение звука в ряду других

звуков» с 30% до 80%
«Подбор картинок на заданный звук» с 26% до 73%.
«Придумывание слов с заданным звуком» с 20% до 90%
Результаты обследования фонетического восприятия в конце года«Выделение звука в ряду других звуков» с 30% до 80%«Подбор картинок

Слайд 26Результаты обследования навыков звукового анализа и синтеза в конце года
«Выделение первого/последнего

звука в слове» с 33% до 86%
«Определение количества звуков в слове» с 20% до 80%.
«Определение места звука в слове» с 40% до 90%
Результаты обследования навыков звукового анализа и синтеза в конце года«Выделение первого/последнего звука в слове» с 33% до

Слайд 27Вывод
Своевременная организация логопедической работы по формированию и развитию фонематической системы в

целом, и навыков звукового анализа и синтеза в частности, позволит избежать появления дисграфических и дислексических ошибок при обучении грамоте в школе
ВыводСвоевременная организация логопедической работы по формированию и развитию фонематической системы в целом, и навыков звукового анализа и

Слайд 28Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у

детей.- Спб., 2000
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
4. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003
5. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М. 1961г.
6. Методы обследования речи детей:
Чиркина Г.В. Пособие по диагностике речевых нарушений/ - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.
7. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина // Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 2007.
8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
9. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
10. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 – 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006

Список литературы 1.	Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей.- Спб., 20002.	Каше Г.А. Подготовка

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть