Слайд 1 «Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза
у дошкольников с ОНР
Автор: Асабина Л.В.
учитель-логопед МБДОУ
детского сада
№18 «Росинка»
городской округ г. Бор 2019г.
Слайд 2Актуальность
Обусловлена тем, что проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у
детей с ОНР входит в число важнейших задач логопедической работы
И без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением
Слайд 3«Сознательно читать и
писать может только тот,
кто понял звуко-слоговое
строение
слова.»
К.Д.Ушинский
Слайд 4
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа
и синтеза у старших дошкольников с ОНР
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Проанализировать логопедическую, психолого-педагогическую литературу по теме
Провести обследования , направленное на изучение проблемы.
Подобрать методики, изучающие состояние фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей.
Определить эффективные методы и приемы коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза
Слайд 5По Л.С. Волковой
фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий
способностью вычленять в целостно речевом потоке речевые звуки.
Фонематическое восприятие – это мыслительная деятельность по выделению и дифференциации звуков, по установлению звукового состава слова.
Речевой слух – общая работа фонематического и фонетического слуха, выполняет восприятие и анализ чужой речи, а также проверка собственной речи. Речевой слух является стимулом формирования правильного произношения.
Слайд 6
Метод диагностики
Методы обследования речи детей:
Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.
ред. проф. Г.В. Чиркиной
Слайд 7Обследование состояния фонематического восприятия:
Выполнение трёх заданий:
выделение звука в ряду других;
подбор картинок
на заданный звук;
самостоятельное придумывание слов с заданным звуком
Предлагаемая система оценок:
3 балла - правильно выполняются все задания;
2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;
1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;
0 баллов - задание не выполняется.
Слайд 8Сводная диаграмма по результатам обследования фонематического восприятия в начале года у
детей с ОНР
Слайд 9
Обследования навыков звукового анализа и синтеза.
Выполнение трёх заданий:
Выделение первого звука в
слове;
Определение количества звуков в слове;
Определение места звука в слове.
Предлагаемая система оценок:
3 балла - правильно выполняются все задания;
2 балла – задание выполняется с помощью логопеда;
1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда;
0 баллов - задание не выполняется.
Слайд 10Обследование навыков звукового анализа и синтеза в начале года, до коррекции
навыка.
«Выделить первый звук в слове» - средний балл - 33%
«Определение количества звука в слове» - средний балл– 20%
«Определение места звука в слове» - средний балл за это - 20%
Слайд 11Для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР, овладение
чтением,
использовались традиционными методиками, авторами которых являются:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
Слайд 12Содержание коррекционной работы
I ЭТАП – узнавание и различение неречевых звуков.
Задачи:
Формирование у
детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений.
Слайд 13«Угадай, что делают»
Необходимы : стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага,
карандаш.
Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия.
Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Слайд 14
II ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса.
Задача:
Дошкольников учат различать высоту,
силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр .
Слайд 15«Далеко – близко»
Используются 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой
картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее. На третьей изображена станция, вдали.
Педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.
«Большой – средний – маленький»
Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича,
Анастасии Петровны и Мишутки).
Педагог произносит фразы
из текста сказки, меняя
высоту голоса, а дети
поднимают соответствующие картинки.
Слайд 16
III ЭТАП - Различение слов, близких по звуковому составу.
Задача:
На этом
этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Слайд 17«Красный – зелёный»
Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя
изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит правильные и неправильные варианты слова
«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».
Если дети услышали правильное название
того, что изображено на картинке,
то должны поднять зелёный флажок,
а если нет – красный.
Слайд 18 IV ЭТАП -Дифференциация слогов
Задача: Учат различать слоги.
Начинать эту работу целесообразно
с такой игры.
Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па
Слайд 19V ЭТАП Игры на дифференциацию фонем.
Задача:
На этом этапе дети учатся различать
фонемы родного языка. С гласных звуков.
Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет:
«Поезд гудит у-у-у-у,
девочка плачет а-а-а-а;
птичка поет и-и-и-и».
Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Слайд 20«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ»
Перед ребенком лежат картинки
с изображением девочек, губы
каждой
девочки имеют
определённую артикуляцию.
Педагог произносит гласные
звуки, а ребенок показывает
соответствующую девочку
«МАЛЬЧИКИ – СОГЛАСНЫЕ»
Твердые звуки носят одежду синего цвета, мягкие – одежду зелёного цвета. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик , глухие носят наушники.
Педагог произносит согласные звуки,
а ребенок показывает соответствующего
мальчика.
Слайд 21VI ЭТАП - Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачи:
Определение количества слогов в
словах разной сложности;
Выделение первого и последнего звука в слове;
Определение места, количества, последовательности звуков в слове;
Анализ обратных слогов;
Анализ прямого слога, слов.
Слайд 22Игры на определение количества слогов:
«ПАРАВОЗИК И ВАГОНЧИК» Паровоз везёт картинку. Ребёнок
называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове:
«РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.
Игры на определение места звука в слове:
«СИНИЧКИ» Педагог показывает синичку и просит положить фишку на голову, туловище или хвост, в зависимости, где слышится заданный звук.
Слайд 23 Коррекционная работа по развитию звукового анализа и синтеза имеет четыре
ступени
Обучение детей выделять начальный гласный звук из слов: у-утка....Анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аи, аиу).
Анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак)
Выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
Анализ и синтез прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.
Слайд 24Последовательность коррекционной работы по развитию звукового анализа и синтеза
Слайд 25Результаты обследования фонетического восприятия в конце года
«Выделение звука в ряду других
звуков» с 30% до 80%
«Подбор картинок на заданный звук» с 26% до 73%.
«Придумывание слов с заданным звуком» с 20% до 90%
Слайд 26Результаты обследования навыков звукового анализа и синтеза в конце года
«Выделение первого/последнего
звука в слове» с 33% до 86%
«Определение количества звуков в слове» с 20% до 80%.
«Определение места звука в слове» с 40% до 90%
Слайд 27Вывод
Своевременная организация логопедической работы по формированию и развитию фонематической системы в
целом, и навыков звукового анализа и синтеза в частности, позволит избежать появления дисграфических и дислексических ошибок при обучении грамоте в школе
Слайд 28Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у
детей.- Спб., 2000
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
4. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003
5. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М. 1961г.
6. Методы обследования речи детей:
Чиркина Г.В. Пособие по диагностике речевых нарушений/ - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.
7. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина // Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 2007.
8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
9. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
10. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 – 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006