Слайд 1
Школьный буллинг.
Что это такое?
Моджарова
Т.Н.
социальный педагог
МОУ СОШ № 2 Светлый
Саратовской области
Слайд 2Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида
или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
Слайд 3
Данное определение содержит три важных компонента:
буллинг – это агрессивное поведение, включающее
нежелательные, негативные действия;
буллинг включает модель поведения неоднократно повторяющегося во времени;
буллинг - это дисбаланс власти и силы.
Слайд 4
Виды буллинга:
Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и
удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.
Слайд 5 Виды буллинга:
Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может
существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика.
Слайд 6 Виды буллинга:
Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и
интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" может выражать агрессию или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.
Слайд 7 Виды буллинга:
Изоляция: Жертву намеренно изолируют, изгоняют либо частью класса или
всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.
Слайд 8Виды буллинга:
Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают,
если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.
Слайд 9Виды буллинга:
Повреждение имущества: могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники
или другие личные вещи жертвы.
Слайд 10Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Современные технологии создают благоприятные возможности
для такого негативного явления, как запугивание и издевательство с использованием интернета, мобильного телефона и других технологических ресурсов. Это явление значительно опаснее того, с чем мы имели дело лишь поколение назад. Оно получило название «кибербуллинг».
Слайд 11Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента
преследователя
(булли);
жертву;
наблюдателя.
Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Слайд 12Какие дети становятся булли—преследователями
Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе
других учеников, добиваясь таким путем своих целей.
Они импульсивны и легко приходят в ярость.
Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.
Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.
Слайд 13Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:
Они пугливы, чувствительны, замкнуты
и застенчивы.
Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.
Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
Слайд 14Особенности поведения жертв буллинга дома:
Ребёнок неохотно идёт в школу и очень
рад любой возможности не ходить туда.
Возвращается из школы подавленным.
Часто плачет без очевидных причин.
Никогда не вспоминает никого из одноклассников.
Одинок.
Очень мало говорит о своей школьной жизни.
Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Слайд 15Последствия буллинга для детей-жертв
Суицид
Защитное агрессивное поведение
Школьная дезадаптация
Нарушения в эмоциональном
и социальном развитии
Тяжелые психологические последствия
Слайд 16Факторы, способствующие буллингу в школе
отсутствие контроля за поведением на переменах;
позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников;
равнодушие как установка педагогов.
Слайд 17Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес
рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, классному руководителю и т.п.;
вести себя уверенно;
искать друзей среди сверстников и одноклассников;
заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно.
Слайд 18О чем информировать родителей
О проблеме буллинга, о детях-агрессорах, о детях-жертвах, уделить
внимание таким явлениям как кибербуллинг (интернет преследование сообщениями, размещение порочащей информации)
Об ответственности (от административной до уголовной) за буллинг с 14 лет.
Слайд 19О чем информировать детей
О том, куда к кому обращаться, в случае,
если притесняют, оскорбляют в соцсетях, запугивают, вымогают что-либо, обижают физически.
Об ответственности за буллинг (с 14 лет возможна уголовная ответственность)
Ни один факт жестокости в адрес детей или педагогов не будет замалчиваться (ВАЖНО, чтобы эта информация повторялось часто, в т.ч. об ответственности, т.к. вселяет уверенность в детей-изгоев и детей-жертв притеснений).
Слайд 20Литература
Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь, 2004
Бандура
А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.,1999
Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11
Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис