Презентация, доклад Семинар- практикум Развитие информационной компетентности учащихся на уроках

Содержание

С позиции Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, г. Москвы: Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов

Слайд 1Семинар – практикум «Развитие информационной компетентности учащихся на уроках»
16 февраля 2017

год
Семинар – практикум  «Развитие информационной компетентности  учащихся на уроках»16 февраля 2017 год

Слайд 2С позиции Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической

академии, г. Москвы: Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
С позиции Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии,  г. Москвы:  Компетенция –

Слайд 3 Российским ученным Александр Михайлович Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться

в определенную деятельность".

По мнению Бермуса Александра Григорьевича:
«Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

Доктор педагогических наук, Чошанов Мурат Аширович считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». 

Российским ученным Александр Михайлович Ароновым компетентность определяется, как

Слайд 4 Доктор психологических наук, профессор,  Ирина Алексеевна Зимняя «компетентность трактуется «как основывающийся

на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».

Российский методолог и политтехнолог
Пётр Георгиевич Щедровицкий - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Доктор педагогических наук, профессор Олег Ермолаевич Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».

Доктор психологических наук, профессор,   Ирина Алексеевна Зимняя «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально

Слайд 5Андрей Викторович Хуторской предлагает следующее определение «компетентности»:
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей

компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В своих трудах он приводит ключевые компетенции, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция.          

Андрей Викторович Хуторской предлагает следующее определение «компетентности»:Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к

Слайд 6Герман Константинович  Селевко,
академик, профессор, кандидат педагогических наук предлагает следующую классификацию

компетенций:
математическая,
коммуникативная,
информационная,
автомизационная,
социальная,
продуктивная,
нравственная. 

Герман Константинович  Селевко, академик, профессор, кандидат педагогических наук предлагает следующую классификацию компетенций: математическая, коммуникативная, информационная, автомизационная, социальная,

Слайд 7Информационная компетентность является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит

уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетенциями.
Информационная компетентность является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми

Слайд 8трактуется как комплекс навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы

осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. 

Информационная грамотность

трактуется как комплекс навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее

Слайд 9Информационная культура
проявляется в следующих аспектах:
в конкретных навыках по использованию технических

устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников (из периодической печати, из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией.

Информационная культурапроявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера

Слайд 10Информационная компетентность
включает в себя различные аспекты (способы деятельности):
планирование информационного поиска;


извлечение первичной (необработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику) информации;
обработка информации;
систематизация информации;
интерпретация (объяснение и толкование) информации;
представление информации в различных вариантах.

Информационная компетентность включает в себя различные аспекты (способы деятельности):планирование информационного поиска; извлечение первичной (необработанной) и вторичной (обработанной

Слайд 11Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы

в другую и выбор наиболее удобной для себя формы.
Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной

Слайд 12Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является Таблица

“З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”). Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Цель:  подготовка к восприятию и осмыслению новой информации. 
Пошаговое описание метода
Вывешиваем подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У.
Проводим мозговой штурм по избранной теме.
Используя метод блиц-опроса, заполняем графу «Что мы знаем по данной теме».
Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать».
Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы)
После ознакомления с предложенной информацией (10-12 мин) возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие вопросы найдены ответы и записываем  в графу «Узнали».
В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную учащимися в колонке «Что хотели бы узнать».
Далее выясняем,  насколько верными оказались знания учащихся в графе  «Что мы знаем».

Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать –

Слайд 13Кластер
является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего

полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

Кластерявляется моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются

Слайд 14Кластер
Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
КластерЭто графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок,

Слайд 15Приём чтения с пометками или «Инсерт»
 предполагает воспроизведение и изложение информации в

соответствии с заданием.
Например, на уроке окружающего мира дети читают  текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.

Приём чтения с пометками или «Инсерт» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке

Слайд 16Первоклассники при изучении темы «Народные сказки» могут заполнять ИНСЕРТ-таблицу картинками. Например, сказку «Репка»

дети с лёгкостью перескажут, глядя на изображения.

На уроках чтения в 1–4 классах приём эффективного чтения позволяет прочно усвоить факты биографии писателя. Например, творчества Пушкина:

Понять действенность того или иного способа работы на уроке можно, оценив целесообразность его использования на определённом этапе занятия. 
ИНСЕРТ может быть применён на любой стадии работы с учениками:
для актуализации изученного на этапе вызова;
в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления;
при анализе самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии.
В итоге у школьников:
повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер;
запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом;
формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура письма;
развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.
Кроме того, дети учатся:
ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;
сортировать материал на главный и второстепенный;
критически подходить к оценке новых знаний;
делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Первоклассники при изучении темы «Народные сказки» могут заполнять ИНСЕРТ-таблицу картинками. Например, сказку «Репка» дети с лёгкостью перескажут, глядя на

Слайд 17На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в

1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации.

Приём «несоответствий» (коллизий) между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами.

На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с

Слайд 18Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий.
На уроке литературного

чтения перед знакомством с текстом уместно использовать этот прием. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием? С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией.

Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. На уроке литературного чтения перед знакомством с текстом уместно

Слайд 19Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во

время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.
Пример фрагмента урока: М.Зощенко «Глупая история»
На доске ключевые слова – беда, рыдает, другие.
 –Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с девочкой Томой. Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом, который называется "Вот беда". Вы уже можете предположить, какая история произошла с Томой? (Неприятная. Страшная. Грустная...) Почему вы так думаете? (Кто-то ее обидел. Она потеряла что-то важное. Мама ушла и оставила ее одну. Девочку испугала собака...)
Используя прием антиципации на подготовительном этапе работы с произведением, осуществляется и словарная работа. Учащиеся формулируют лексическое значение новых слов, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке литературного чтения делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Приём «антиципации»

Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают

Слайд 20Прием «6-ти вопросов» 
заключается в том, чтобы  ученик, читая или слушая научный

или научно-популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов. Так, при работе во 2 классе с текстом И.Акимушкина «Броненосцы» детям предстояло ответить на вопросы: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурировали текст и в дальнейшем опирались на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет  справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её.

Прием «6-ти вопросов» заключается в том, чтобы  ученик, читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделил ответы на

Слайд 21Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:
проблемно-диалогический;
исследовательский;
проектный.

Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:проблемно-диалогический;исследовательский;проектный.

Слайд 22Проблемно-диалогический метод
обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем.

Главным в проблемно-диалогическом методе является создание проблемной ситуации, которая:
должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступна для разрешения её учеником;
должна вызывать интерес своим содержанием и потребность ученика в её решении;
должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперёд в учебной деятельности.

Проблемно-диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно-диалогическом методе является создание проблемной

Слайд 23Для формирования информационной компетентности важным  является применение исследовательского метода обучения, в соответствии с

которым на уроке организуется деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. 
Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Развитие у детей способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика на основе самостоятельно получаемых знаний способствует формированию информационной компетентности. При этом исследование не предполагает создание какого-либо объекта, даже его модели. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт.


Для формирования информационной компетентности важным  является применение исследовательского метода обучения, в соответствии с которым на уроке организуется деятельность учащихся, связанная

Слайд 24Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является  проектный метод. Под проектом

понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций, в том числе информационной, поскольку универсален по отношению предметному содержанию и эффективен.

Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является  проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно

Слайд 25В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», который представляет собой

совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной

Слайд 26Метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках

и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Слайд 27Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом

специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в

Слайд 28Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках математики
«Развивающемуся обществу нужны

современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Формирование информационной компетентности младших школьников  на уроках математики «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,

Слайд 29От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать

познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. 

Задача - дать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. 

От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса

Слайд 30Учащимся предлагается найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем

и формул, происхождении математических терминов, используя различные источники информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Развивается интерес к предмету, предоставляется возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике. 

Приемы и методы

Учащимся предлагается найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, происхождении математических терминов, используя

Слайд 31Близким по реализации являются проведение уроков-семинаров и уроков-конференций. Учащиеся самостоятельно выбирают

тему из предложенного диапазона, и раскрывают ее, используя различные источники информации – будь-то энциклопедия из школьной библиотеки или ресурсы сети Интернет. Подобную работу дети выполняют после изучения каждой темы. Им предоставляется право изложить свое видение материала в виде доклада или презентации.
Близким по реализации являются проведение уроков-семинаров и уроков-конференций. Учащиеся самостоятельно выбирают тему из предложенного диапазона, и раскрывают

Слайд 32При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения

математического понятия.
При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия.

Слайд 33Развивать информационную компетентность можно путем решения расчетных задач на движение и

стоимость. По заданной схеме или числовому выражению предлагаю составить задачу с реальными данными. Дети собирают эти данные, используя доступные им источники. В эту же категорию можно отнести задачи, в которых фигурируют старинные меры веса или длины. Для того, чтобы их решить, дети должны добыть информацию об этих мерах. 
Развивать информационную компетентность можно путем решения расчетных задач на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому

Слайд 34Еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу длин, весов древности,

таблицы изображений чисел из разных систем счисления, различные схемы для сборки моделей геометрических фигур и т.д. 

Можно отметить использование практико-ориентированных задач, т.е. заданий с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции. 

Еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, таблицы изображений чисел из разных систем

Слайд 35В формировании информационной компетенции особую роль имеет умение работать с различными

источниками информации. Учебник в этом списке стоит на главных позициях.
Однако этот источник не всегда может в полной мере наполнить ученика знаниями, и тогда на помощь может прийти его интерактивный «собрат», т.е. электронное пособие, которое обладает при этом рядом преимуществ:  1) возможность компактного хранения большого объема информации;  2) легко актуализируется (дополняется и расширяется);  3) широкие возможности поиска;  4) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;  5) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;  6) хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).  7) учет индивидуальных особенностей каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи 
В формировании информационной компетенции особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Учебник в этом списке

Слайд 36Электронные учебные пособия позволяют обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями

компьютерных технологий, и делают его более интересным и привлекательным для учащихся, вследствие чего растет уровень их информационной компетентности.  в своей работе я широко использую такие пособия как «Путеводитель по истории чисел» (для обогащения знаний учащихся по теме «Натуральные числа»), «В царстве обыкновенных дробей» (тренажер на выполнения действий с обыкновенными дробями), «Стоим дом» (практические задания по теме «Геометрические фигуры») и др. 
Электронные учебные пособия позволяют обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его более

Слайд 37Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу,

как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной культуры школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального развития школьника достигается, главным образом, на уроках , которые нацелены на развитие познавательной активности учащихся.  Основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным.
Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и

Слайд 38Формирование информационной компетентности на уроках русского языка.
Система образования реализует социальный заказ.

Сегодня социальный заказ системам образования всех стран мира - воспитание информационно грамотного человека. Современное образование - это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Основной задачей учебного процесса становится: формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста.

Формирование информационной компетентности на уроках русского языка.Система образования реализует социальный заказ. Сегодня социальный заказ системам образования всех

Слайд 39Интернет все более активно входит в нашу жизнь. Для большинства молодежи

он стал привычным и удобным средством получения информации и общения. Умение извлекать и использовать информационные ресурсы «всемирной паутины» крайне необходимо современному учителю, однако очень важно уметь внедрять и продуктивно использовать Интернет-технологии в учебном процессе.

Интернет все более активно входит в нашу жизнь. Для большинства молодежи он стал привычным и удобным средством

Слайд 40Методическая тема «Возможности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы,

занятиях элективных курсов и во внеурочной деятельности».

В рамках знакомства и работы над данной темой передо мной были следующие задачи:
Изучение истории развития ИКТ
Изучение методической литературы по данному вопросу
Знакомство с опытом учителей, применяющих ИКТ
Изучение учебных программ
Поиск эффективных способов применения ИКТ в своей деятельности.
Планируемый результат: адаптация ребенка к жизни в современном обществе.

Методическая тема «Возможности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы, занятиях элективных курсов и во внеурочной

Слайд 41Традиционный тип урока с использованием ИКТ
Учитель использует ИКТ для решения традиционных

образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения курса как различные электронные издания на СД - носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Традиционный тип урока с использованием ИКТУчитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном

Слайд 42При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции

(иллюстрации, фотографии, портреты, видео­фрагменты, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться и фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видео­фрагменты, видеоэкскурсии), динамические

Слайд 43Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном

виде. Например, учащийся с низким уровнем подготовленности к изучению данной темы получает распечатку, содержащую максимум информации по данной теме со сформулированными учителем вопросами и заданиями: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д. Более подготовленному ученику учитель может дать краткую информацию или информацию с пропусками, предложить восполнить пробелы, сформулировать вопросы для других учащихся с целью проверки или углубления и расширения полученных знаний
Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде. Например, учащийся с низким уровнем

Слайд 44Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс разбивается на группы

на основе выделенных признаков (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Каждая группа получает соответствующее задание.
Самостоятельная работа может быть связана с поиском и изучением дополнительной информации по курсу (например, подготовка к докладу); оформлением результатов выполнения домашнего задания (составление на компьютере схем, таблиц, графиков; подготовка звукозаписи, видеозаписи).

Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс разбивается на группы на основе выделенных признаков (уровня подготовленности,

Слайд 45Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая

в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого, это неоспоримый факт.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство

Слайд 46Информационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.
В число ключевых

компетентностей входит информационно-коммуникативная компетенция, которая включает в себя целый ряд умений:
1) умение работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;
2) владение правильным и осознанным чтением вслух и про себя;
3) умение определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении;
4) умение строить монологическое высказывание;
5) участие в диалоге;
6)умение обосновывать высказанное суждение;
7) владение первоначальными навыками передачи, поиска, преобразования и хранения информации: использование компьютера, проверка необходимой информации в словарях, каталоге, библиотеке.

Информационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.В число ключевых компетентностей входит информационно-коммуникативная компетенция, которая включает

Слайд 47Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность

к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до

Слайд 48Для совершенствования навыка чтения использую следующие виды упражнений:
- упражнения в орфоэпическом

произношении (чистоговорки, скороговорки);
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);
- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

Для совершенствования навыка чтения использую следующие виды упражнений:- упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);- упражнения, вырабатывающие внимание

Слайд 49С целью выработки навыка правильного и беглого чтения слов и развития

артикуляции при выполнении данных упражнений применяю различные техники игрового обучения:
«игра в прятки»;
чтение за «диктором»;
синхронное чтение «буксиром»;
«подскажи словечко».

С целью выработки навыка правильного и беглого чтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяю

Слайд 50Для поддержания интереса учащихся к чтению и выработки общих учебных умений,

необходимые для работы с книгой, использую:
- наглядные пособия;
- демонстрационные картины;
-учебные таблицы;
-иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы
сюжетных картинок;
-книги;
-электронные презентации.

Для поддержания интереса учащихся к чтению и выработки общих учебных умений, необходимые для работы с книгой, использую:-

Слайд 51На уроках чтения важную роль отвожу беседа. Чаще всего формой беседы

становится дискуссия. В ходе, которой учащиеся обмениваются своими мнениями, впечатлениями.
В результате таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
С целью разнообразия бесед-дискуссий с учетом специфики произведений в уроки включаю элементы словарной работы, приемы инсценирования и устного словесного рисования, проблемно – поисковые вопросы.
На уроках чтения важную роль отвожу беседа. Чаще всего формой беседы становится дискуссия. В ходе, которой учащиеся

Слайд 52Большое внимание на уроках уделялось словарной работе, особенно при чтении сложных

текстов. Здесь использовались разнообразные приемы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписывались перед уроком на доску или карточку.
Большое внимание на уроках уделялось словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использовались разнообразные приемы толкования

Слайд 53Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы

драматизации, виртуальные встречи с писателями, читательские конференции, устные журналы, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины.

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации, виртуальные встречи с писателями, читательские

Слайд 54В заключении могу отметить, что положительные результаты приносят нестандартные формы работы

с детской книгой. Они будут способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению и выбору книг. Но в то же время, в связи с накопившимся методическим опытом работы и требованиями федерального государственного образовательного стандарта назрела необходимость в развитии ключевых умений читательской деятельности. На данный момент меня интересует проблема общения, умения вести диалог, поэтому планирую работать над речью и культурой общения учащихся.

В заключении могу отметить, что положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой. Они будут способствовать

Слайд 55Практическая часть. Посещение уроков
1 группа
1 урок.
1 «А» класс. Математика.
Учитель

Маслова О.Н.
2 урок.
3 «Б» класс. Литературное чтение.
Учитель Синицина В.П.

2 группа
1 урок.
2 «А» класс .Окружающий мир. Учитель Миселюк Е.Н.
2 урок.
4 «А» класс. Русский язык.
Учитель Голеня Т.В.

Практическая часть. Посещение уроков1 группа 1 урок. 1 «А» класс. Математика.Учитель Маслова О.Н.2 урок. 3 «Б» класс.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть