Слайд 1
Шелекский политехнический колледж
Презентация на тему:
«Самооценка на уроке- важнейшее условие саморазвития личности студента»
Преподаватель химии и биологии Сидирова Захидам Абдукаюмовна.
Слайд 2Судить себя куда трудней, чем других.
Если ты сумеешь
правильно судить себя,
значит, ты поистине мудр»
А. Экзюпери
Слайд 3Образование, на современном этапе должно создать условия для становления и развития
образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости. Актуальностью моей темы считаю, что введение некоторых технологий систематического оценивания и самооценивания в обучении химии резко повышает развитие самооценки учащихся и уровень их активности.
Слайд 4Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого
себя, своих физических сил , умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Слайд 5Были определены задачи :
1. Развивать интерес учащихся к учебной деятельности через
применение инструментов формативного оценивания на уроках химии;
2.Научить учащихся оценивать результаты своей деятельности.
Я поняла, что именно оценивание самих учащихся своих знаний и знаний однокурсников, играет важную роль в их пересмотре взглядов на обучение. В ходе проведения исследования мне хотелось увидеть изменение познавательной деятельности учащихся между результатами этих и ранее проведенными уроками мной по этим инструментам. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в группе.
Слайд 6Что же необходимо для формативного оценивания.
1)Знание и понимание учащимися целей
обучения
2)Эффективная обратная связь с учениками.
3)Активное участие учащихся в процессе собственного познания
4)Знание и понимание учащимися критериев оценивание
5)Возможность и умение учащихся анализировать собственную работу
Слайд 7Доминирующие функции самооценки таковы:
констатирующая - на основе самоконтроля (что
из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить...)
Слайд 8Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть
человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Изучив технологии: технологию саморазвивающего обучения Селевко Г.К, технологию критического мышления. Решила на своих уроках использовать и внедрять методическую систему «Создание условий для саморазвития личности ученика через самооценку на уроке и во внеурочной деятельности»
Слайд 9Учение для студента труд, это тяжёлый интеллектуальный труд, это производство знаний,
причём труд далеко не лёгкий, не приятный, часто не интересный и по принуждению.
Коль скоро учение это работа, это производство знаний, умений, тогда взаимоотношения педагога с учащимися должны измениться в корне и должны стать производственными. Прейдя на работу, любой работник вначале рабочего дня получает задание. Ему объясняют, что он должен сделать, как качественно, как много, что он может использовать и что ему за это будет. За брак его ждёт штраф, за качественное выполнение нормы он получит зарплату, за перевыполнение нормы получит премию. Качество изготовления детали всегда работник контролирует сам, и лишь затем выборочно проверку осуществляет ОТК (отдел технического контроля). Качество деталей произведённых работником, имеющим личное клеймо, ОТК не проверяет, он сам проверяет их гораздо придирчивее, чем ОТК. Поэтому на своих уроках стараюсь дать задания учащимся, которые они должны оценить сами.
Слайд 10Учащимся в начале урока даю учебное задание, состоящее из нескольких частей.
Даются критерии оценки выполнения задания. Затем чётко объясняю, как выполнять это задание. Производя работу, ученик оценивает каждую часть выполненного задания и выставляет себе оценку за каждую часть задания, причём такую оценку, на которую он претендует и обязуется её защитить. Объясняю, что такое самооценка, ее критерии:
«2» - учебный материал воспроизвести не могу
«3» – я знаю и понимаю учебный материал, могу воспроизвести при сопровождении преподавателя.
«4» – я умею и выполняю самостоятельно учебную работу по индивидуальной траектории.
«5» – я исследую учебную проблему, оформляю итоги индивидуальной работы и представляю (презентую) их публично.
Слайд 11Провела открытый урок-обобщения на тему «Простые вещества», где учащиеся производили
самооценку по следующим критериям
Слайд 12Каждому учащемуся были даны оценочные листы
ФИО_______________________
№ Вид деятельности Итог (+,-) Оценка
1 I-раунд. Конкурс «Эстафета»
1балл, конкурс « Что в имени твоем» 1 балл за каждый правильный ответ.
2 II-раунд . Конкурс «Веселые перевертыши» 2 балла, конкурс «Забавные цепочки» 1 балл
3 III-раунд «Конкурс капитанов» 1 балл за каждый правильный ответ.
4 IV-раунд . Домашнее задание. Презентация . 5 баллов. Конкурс « Кто быстрее» 1 балл за каждый правильный ответ.
Слайд 17Три уровня самооценки:
1-й уровень наиболее высокий; он
характеризуется реалистичной самооценкой студента: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
Слайд 18
2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация
учащегося при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах
Слайд 19
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки учащегося;
обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.
Слайд 20Пути формирования самооценки учащихся
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:
-
отношение окружающих ( в частности, семьи и педагогов);
- осознание самим учащимся особенностей своей деятельности, её хода и результатов.
Слайд 21Место самооценивания в структуре урока
основа - первый этап урока, где вводятся
критерии для оценивания;
критерии выводятся через общее обсуждение;
показ на конкретных примерах;
ознакомление с бальной шкалой;
пробы совместного оценивания;
обсуждение результатов.
Слайд 22Типичные ошибки и риски
готовый перечень критериев;
несоответствие выбранных критериев характеру работ, подлежащих
оцениванию;
критерии должны быть заданы очень конкретно.
Слайд 23Позитивные эффекты.
оцениваются потенциальные достижения учащихся ,отраженные в стремлении двигаться вперед;
формируют ученическую
самоорганизацию;
предоставляют объективные критерии оценки;
обеспечивают преемственность.
Слайд 24Методики самооценки
ЦВЕТОВЫЕ ДОРОЖКИ
- - Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.
- Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.
- Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!
Слайд 25
СВЕТОФОР – у детей 3 карточки тех же цветов. Отвечая на
вопросы учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, желтую или зеленую карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.
Слайд 26
Пятиуровневая шкала оценивания письменной и устной работы
1.Высокий
2.Выше
среднего
3.Средний
4.Ниже среднего
5. Низкий
Слайд 27Алгоритм самооценки
1. Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания
задания:
- читаю задание;
- представляю результат;
- определяю форму выражения результата;
- составляю план действий.
Слайд 28
2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый -
соответствие требованиям государственного стандарта.
3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы .
Слайд 29
5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.
6. Провожу самооценку полученного результата
и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.
7. Сравниваю конечный результат с целью.
8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.
Слайд 30Взаимооценивание
Использование знаков + и – для оценки
согласия или несогласия с решением
сокурсника.
Оценка группового выступления.
Парное взаимооценивание.
Может быть ранжированная шкала, качественное оценивание.
Слайд 31Советы педагогу для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
- педагогу идти
путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- проводить с детьми релаксационные игры;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
- предоставлять детям возможность делать выбор.
Слайд 33Источники:
http://festival.1september.ru/articles/590324/
http://www.myshared.ru/slide/404299/