Слайд 1Роль классного руководителя в воспитании поведения школьников
Выполнила:
Учитель истории, права и обществознания
Неонилина
Татьяна Николаевна
Слайд 2Классный руководитель- педагог, основная деятельность которого – работа, направленная на помощь
школьникам в личностном развитии”
Слайд 3Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя.
Основополагающее значение этой
стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.
Слайд 5классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть
классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.
Слайд 6Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся в
системе организации внеурочной воспитательной работы следующие:
Продумывать нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.
Согласование внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только классный руководитель, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.
Слайд 8Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих учеников нравственных
навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения.
Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции.
Слайд 9Следующие функции должен выполнять классный руководитель по организации процесса нравственного воспитания
и повышения его педагогической действенности:
Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.
разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе.
Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют место в школе.
Слайд 10«Воспитательная работа, есть прежде всего работа организатора».
А.С. Макаренко
Слайд 11Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя:
Слайд 12Классный час
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы
классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Слайд 13Разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников и беседа
Беседа
проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Слайд 15Читательская конференция
Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у
них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).
Слайд 16Диспут по вопросам морали
сложная и вместе с тем действенная форма убеждения.
Она требует серьёзной подготовки учащихся.Готовясь высказать самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные принципы.
Слайд 17Метод коррекции поведения.
Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при
которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.
Пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.
Слайд 18Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.
Обращать внимание школьников на
негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо.
Слайд 19На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример
классного руководителя, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия.
Слайд 20Метод игровых ситуаций.
Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых
усваивать на практике правила поведения.
Слайд 21Методы стимулирования
В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание.
Методы стимулирования
помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.
Слайд 22Методы воспитывающих ситуаций.
Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед
необходимостью решить какую-либо проблему.
Слайд 23Методы дилемм.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К
каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против".
Слайд 24Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать
вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.
Слайд 25“Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с
ним в ребёнке”