Слайд 1"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Слайд 2Пятиклассники-
период адаптации
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети
переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники». В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит...
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы.
Слайд 3Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от
младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости.
Подросток ориентирован на установление доверительно-дружеских отношений.
Слайд 4Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в
семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению “худшего”;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу.
Слайд 5Признаки успешной адаптации:
Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
Ребенок легко справляется с программой;
Степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 6Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 7Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая
- несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Слайд 8Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы
со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
разные требования отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Слайд 9Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?
- У меня
изменилась вся жизнь. Я стал умнее, взрослее и увереннее в себе.
- Новые друзья и одноклассники.
- Настроение.
- Стали ездить в МВЛ. Класс теперь на 3-м этаже.
- Стали другие учителя.
- Ничего.
- Нас объединили.
- Предметы.
- Всё.
Опрос
Слайд 10Опрос
2. С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5-м классе? И
удалось ли тебе их преодолеть?
- С учителями и друзьями, но! Я все выровнял в лучшую сторону.
- Нас объединили, но я спокоен и общаюсь с ними.
- Надо научиться уважать.
- Не было трудностей.
- Трудности с контрольными, но собрались и сделали. Все удалось.
- Сначала не очень нравились некоторые учителя, теперь мы уже подружились со всеми.
- Разные уроки.
Слайд 11Опрос
3. Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть,
даже что-то искренне пообещать?
- Мама, ты лучшая в мире. Я тебя люблю. Обещаю, что буду хорошо учиться и ничего не забывать.
- Быть спокойным, добрым, полезным. Желаю им любви, счастья!!!
- Учиться на одни пятерки. Быть самым лучшим ребенком.
- Пообещаю попробовать делать все уроки в школе.
- Сейчас мои родители обеспечили моим дедушкам и бабушкам обеспеченную жизнь. Я тоже обеспечу им достойную старость.
- Счастья, здоровья, радость, силу, уверенность в нас.
- Желаю самой сильной силе любви. Обещаю никогда не подводить.
- Не ругаться, успеха на работе, вечной любви.
Мы будем послушными!!!
Слайд 12Опросник «Чувства в школе»
Из 16
перечисленных
чувств выбери
только 8,
которые
ты
наиболее часто
испытываешь в
школе.
Слайд 15«Открытое письмо родителям»
Письмо-обращение
к самым близким и дорогим людям —
моим родителям
Слайд 16Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать
всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
Слайд 17Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне.
Я предпочитаю это.
Это позволяет мне знать меру и место.
Слайд 18Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня
думать, что сила — это все, что имеет значение.
С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
Слайд 19Не будьте непоследовательными.
Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться
«выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
Слайд 20Не давайте пустых обещаний.
Это подорвет мое доверие к вам.
Слайд 21Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи,
которые огорчают вас.
В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
Слайд 22Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу,
чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
Слайд 23Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что
буду себя вести так,
как будто я — «центр Вселенной».
Слайд 24Не делайте для меня и за меня то, что я могу
сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
Слайд 25Не обращайте внимания на мои глупые выходки.
Ваше повышенное внимание поможет
их закрепить.
Слайд 26Не делайте мне замечания в присутствии других людей.
На замечания я
буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
Слайд 27Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего
не услышу, а если услышу, то не стану реагировать.
Поговорите со мной тогда,
когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
Слайд 28Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как
хорошо
я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Слайд 29Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,— это преступление. Я
должен научиться делать ошибки, не думая при этом,
что я ни на что не годен.
Слайд 30Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться
глухим, чтобы как-то защититься.
Слайд 31Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я
действительно не смогу ничего объяснить.
Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.
Слайд 32Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом
я начинаю врать.
Слайд 33Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом
я учусь.
Примиритесь, пожалуйста, с этим.
Слайд 34Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на
собственном опыте.
Слайд 35Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания.
Я могу научиться получать
удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему
я буду в центре вашего внимания.
Слайд 36Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые
вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
Слайд 37Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.
Я просто хочу
обратить на себя ваше внимание.
Слайд 38Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства.
Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
Слайд 39Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется
быть достойным слишком многого,
а так не хочется утверждаться в обратном.
Слайд 40Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе.
Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
Слайд 41Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае
я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
Слайд 42Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю,
что вы и без меня это знаете.
Слайд 43Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я
тоже хочу быть вашим лучшим другом.
Слайд 44Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите
мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
Слайд 45Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете.
Это
чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!
Слайд 46
В школе повесили объявление для родителей. Теперь его обсуждает весь мир.
Это вечный вопрос:
Где начинаются и заканчиваются обязанности школы? За что отвечают родители, а за что — учителя?
Одна школа в Португалии решила раз и навсегда прояснить этот вопрос, развесив на досках объявление, которое с тех пор стало очень популярным. Когда его текст вывесили на Фейсбуке, оно разлетелось по всему миру.