Слайд 1
Рекомендации
по созданию школьной службы медиации.
Этапы создания.
Подготовил: педагог-психолог
МБОУ «СОШ
№2» г. Мегиона
Скрипец И.В.
Слайд 2
Что представляет собой служба
школьной медиации?
Служба школьной медиации — эта служба, созданная
в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Служба медиации – это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей; это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, случаях правонарушений обучающихся.
Слайд 3Правовой основой деятельности службы медиации в школе являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской
Федерации».
Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Слайд 4В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
- Обеспечение формирования и обучения «групп
равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).
- Использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних.
- Применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Слайд 5Этапы создания службы школьной медиации.
Подготовительный этап - организация деятельности службы медиации
в образовательной организации;
Основной этап - функционирование службы медиации в рамках образовательной организации.
Слайд 6На ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ создания служб школьной медиации, в образовательных учреждениях,
необходимо решить следующие задачи:
1 . Познакомить участников образовательного процесса с особенностями организации и деятельности такой службы в школе.
2. Мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;
3. Провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей;
4. Обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей необходимым компетенциям.
5. Остановить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
Слайд 7
Для решения указанных выше задач, необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. Организация информационно-просветительских
мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации:
- Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;
- Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.
Слайд 8В результате реализации данного этапа создания службы школьной медиации в образовательной
организации формируется инициативная группа работников, а также родителей, обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.
Результатом данного этапа является принятие педагогическим коллективом школы, учениками и их родителями ценностей восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и напряженных взаимоотношений.
Слайд 9Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.
Следующим этапом, является обучение людей,
которым предстоит работать в данном направлении.
Обучение может проходить по любой из форм:
- самостоятельное изучение кураторами литературы по восстановительной и школьной медиации;
- обучение кураторов по программе "Школьная медиация" (обучение проводят тренеры – практикующие медиаторы);
обучение членов школьной службы медиации (педагоги, учащиеся, родители).
Форма: проведение цикла занятий (в форме семинаров, тренингов) для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе «Школьная медиация» (осуществляется работниками службы школьной медиации).
Слайд 10Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.
На данном
этапе происходит:
- утверждение Положения о службе школьной медиации;
- анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты в образовательной организации (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам);
- определение администрацией школы, куратором и школьниками способов получения информации о конфликтах.
- определение категории дел, с которыми работает служба примирения;
- определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения;
- отбор школьников на участие в обучении школьной медиации
-проведение обучения подростков методу восстановительной медиации;
Слайд 11Обучение учащихся медиативным технологиям, подготовка «групп равных»
На данном этапе происходит:
-
отбор школьников на участие в обучении школьной медиации (проводит куратор, прошедший обучение школьной медиации);
- проведение обучения подростков методу восстановительной медиации (проводит куратор, прошедший обучение школьной медиации);
*Данную деятельность осуществляют работники
школьной службы медиации.
Слайд 12Основной этап
Второй этап - функционирование службы школьной медиации предполагает практическую реализацию
медиативного подхода с участием "групп равных" в образовательной организации.
Слайд 13Основной этап включает в себя:
1. Организации работы службы примирения по конкретным
ситуациям:
- регистрация заявок, поступающих в службу;
- принятие решения по каждому случаю (брать ли случай в работу, какую программу проводить (медиацию, "круг сообщества" или "семейную конференцию"), выбор медиаторов;
- проведение восстановительных программ по сложным случаям (криминальные ситуации, конфликты с участием педагогов и родителей);
Слайд 14Следует отметить, что на начальном этапе одним из наиболее важных этапов
при создании школьной службы медиации является информационно-просветительский этап
(по сути, реклама службы примирения и метода восстановительной медиации).
Слайд 15Функционирование службы школьной медиации, позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций,
в которые вовлекаются дети, а также усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу;
сократить количество правонарушений;
Создать бесконфликтную среду в школе.