Объектом исследования является учебно – воспитательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы обучения речевым умениям при создании связного высказывания младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: Работа по обучению младших школьников речевым умениям при создании связного высказывания на уроках русского языка будет успешной, если:
1) использовать современные теоретико - методологические подходы;
2) применять психолого – диагностические методики развития речевых умений при создании связного высказывания;
Это позволит развить учебно-речевые способности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую природу и сущность речевой деятельности.
2. Определить роль речевых умений при создании связного высказывания в развитии личности.
3. Выявить эффективные методы и приемы позволяющие развивать речь учащихся на уроках русского языка в начальных классах.
4. Проверить уровень сформированности речевых умений при создании связного высказывания младших школьников на уроках русского языка.
5. Проверить в опытно – экспериментальной работе эффективность подобранного комплекса упражнений работы по развитию речевых умений при создании связного высказывания младших школьников на уроках русского языка.
6. Проследить динамику формирования речевых умений младших школьников при создании связного высказывания на уроках русского языка.
Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространено упражнение в построении предложений из разрозненных слов (деформированное предложение).
Варианты такого упражнения:
а) все слова в нужной форме (упражнения такого рода встречаются уже в период обучения грамоте на страницах прописи и много их дано в учебнике.
б) некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной, по мере изучения грамматического материала.
в) все слова даны в начальной форме. В работе необходимо использовать и работу над деформированным тестом.
В этом упражнении могут быть два типа:
а)текст предоставлен несколькими предложениями, которые даны в нарушенном порядке.
б)текст с нарушением последовательности его составных частей.
К конструктивным упражнениям относится упражнение, в котором текст дан без точек (или других знаков препинания в конце предложения) и заглавных букв. Такой вид упражнений практикуется не только в младших классах, но и в старших. Оно помогает учащимся находить границы предложения в собственной речи.
Изложение - это вид письменного упражнения в развитии речи школьников на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.
Существуют следующие виды изложений:
-по полноте содержания и языковых средств: полные, близкие к тексту образца; выборочные и сжатые;
-по типам: повествовательные, описания, рассуждения. Фольклорные и прочие;
-по степени самостоятельности; по творческому вкладу: близкие к образцу и творческие (с творческими дополнениями и перестройкой, перестановкой частей);
-по цели проведения: контрольные и обучающие.
Высокий уровень – в письменной речи прослеживается содержательность, логичность, тема раскрыта достаточно полно, высказываются обобщающие суждения, излагаемые факты оцениваются, комментируются, стиль изложения соответствует звучанию темы.
Средний уровень – в речи учащихся прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.
Низкий уровень – в речи учащихся отсутствует точность. В тексте учащихся логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. Также в высказывании учащиеся употребляет простые не сложные предложения.
Таким образом, на высоком уровне в классе находятся 24% учащихся. На среднем уровне находятся 42% учащихся. На низком уровне в классе находятся 34% учащихся. Большинство учащихся класса находятся на среднем и низком уровне развития связной речи. Это стало базой для исследования речевых умений младших школьников при создании связного высказывания на уроках русского языка.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть