Презентация, доклад Речевые умения младших школьников (3 класс)

Содержание

Актуальность исследования. Современные тенденции развития образования, возрастающие требования к личности в социуме усилили потребность в формировании, речевых умений младших школьников при создании связного высказывания. Объектом исследования является учебно – воспитательный процесс на уроках русского языка в

Слайд 1



Обучение младших школьников речевым умениям при создании связного высказывания на уроках

русского языка




Выполнила: Лозицкая Алла Петровна,
учитель начальных классов
МОАУ «Гимназия №3» г. Оренбурга


Оренбург, 2019


Обучение младших школьников речевым умениям при создании связного высказывания на уроках русского языка

Слайд 2Актуальность исследования. Современные тенденции развития образования, возрастающие требования к личности в

социуме усилили потребность в формировании, речевых умений младших школьников при создании связного высказывания.

Объектом исследования является учебно – воспитательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования: методы и приемы обучения речевым умениям при создании связного высказывания младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: Работа по обучению младших школьников речевым умениям при создании связного высказывания на уроках русского языка будет успешной, если:
1) использовать современные теоретико - методологические подходы;
2) применять психолого – диагностические методики развития речевых умений при создании связного высказывания;
Это позволит развить учебно-речевые способности младших школьников.

Актуальность исследования. Современные тенденции развития образования, возрастающие требования к личности в социуме усилили потребность в формировании, речевых

Слайд 3Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать наиболее эффективные методы

и приемы обучения связному высказыванию на уроках русского языка.
Сформулированные положения позволили обосновать основные направления исследования и его задачи.

Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую природу и сущность речевой деятельности.
2. Определить роль речевых умений при создании связного высказывания в развитии личности.
3. Выявить эффективные методы и приемы позволяющие развивать речь учащихся на уроках русского языка в начальных классах.
4. Проверить уровень сформированности речевых умений при создании связного высказывания младших школьников на уроках русского языка.
5. Проверить в опытно – экспериментальной работе эффективность подобранного комплекса упражнений работы по развитию речевых умений при создании связного высказывания младших школьников на уроках русского языка.
6. Проследить динамику формирования речевых умений младших школьников при создании связного высказывания на уроках русского языка.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать наиболее эффективные методы и приемы обучения связному высказыванию на

Слайд 4
Теоретической базой «Обучение младших школьников речевым умениям связного высказывания на

уроках русского языка» являются
основные лингвистические понятия. Речь, язык и речь, речевая деятельность, средства речевой деятельности, процесс создания высказывания, текст, актуальное членение предложения, типы речи, стили речи. Рассмотренные и обоснованные учеными - лингвистами, психологами и методистами Жинкин Н.И., Леонтьев А.Н., Волков Б.С., Львов Н.Р., Ладыженская Т.А., Мали Л. А., Соловейчик М. С., Капинос В.И.


Теоретической базой «Обучение младших школьников речевым умениям связного высказывания  на уроках русского языка» являются основные лингвистические

Слайд 5Комплекс упражнений и задания по обучению речевым умениям
Упражнения на основе образца,

или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренней структуры. Эти упражнения могут содержать элементы собственного, самостоятельного труда учащихся.
К числу упражнений по образцу принадлежат такие многочисленные виды работ состоящих в составлении предложения, аналогично заданному, но на другую тему. Обычно образцы даются на изученные синтаксические конструкции, для их практического усвоения.

Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространено упражнение в построении предложений из разрозненных слов (деформированное предложение).
Варианты такого упражнения:
а) все слова в нужной форме (упражнения такого рода встречаются уже в период обучения грамоте на страницах прописи и много их дано в учебнике.
б) некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной, по мере изучения грамматического материала.
в) все слова даны в начальной форме. В работе необходимо использовать и работу над деформированным тестом.
В этом упражнении могут быть два типа:
а)текст предоставлен несколькими предложениями, которые даны в нарушенном порядке.
б)текст с нарушением последовательности его составных частей.
К конструктивным упражнениям относится упражнение, в котором текст дан без точек (или других знаков препинания в конце предложения) и заглавных букв. Такой вид упражнений практикуется не только в младших классах, но и в старших. Оно помогает учащимся находить границы предложения в собственной речи.

Комплекс упражнений и задания по обучению речевым умениямУпражнения на основе образца, или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных

Слайд 6Творческие упражнения – это работы самые свободные и, естественно, что они

отличаются большим разнообразием видов. Творческое составление предложений по степени самостоятельности и развивающему эффекту распределяются так: по опорным словам (2-3 слова, не более); по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особым оттенком значения или выразительностью; по заданному обороту речи, по предметной картинке; по узкой теме, заданной учителем; свободное составление предложений.

Изложение - это вид письменного упражнения в развитии речи школьников на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.
Существуют следующие виды изложений:
-по полноте содержания и языковых средств: полные, близкие к тексту образца; выборочные и сжатые;
-по типам: повествовательные, описания, рассуждения. Фольклорные и прочие;
-по степени самостоятельности; по творческому вкладу: близкие к образцу и творческие (с творческими дополнениями и перестройкой, перестановкой частей);
-по цели проведения: контрольные и обучающие.

Творческие упражнения – это работы самые свободные и, естественно, что они отличаются большим разнообразием видов. Творческое составление

Слайд 7Упражнения по развитию речевых умений собирать материал и систематизировать его; умение

последовательно излагать материал


работа с сериями сюжетных картинок;
сбор рассыпанного по предложениям текста.
Восстановление деформированного текста, где нарушена последовательность абзацев. Подготовка рабочих материалов: составление предметного плана с проговариванием вариантов различного содержания;
подготовка полного развернутого будущего высказывания с заготовками обширных рядов языковых средств, которые будут служить опорами для создания текста;
редактирование плана;
составление плана будущего текста;
наблюдение за организацией образцового текста (композиционный анализ содержания, смысловой, языковой).
Упражнения по развитию речевых умений собирать материал и систематизировать его; умение последовательно излагать материал работа с сериями

Слайд 8Критерии речи

Речь, с одной стороны, является средством общего развития детей и

собственно речевой деятельности, а с другой – показателем результативности работы над их общим развитием и собственно речевой деятельностью.
Львов М.Р. выделяет семь критериев речи:
1.Содержательность.
2. Логичность.
3. Точность.
4. Языковая правильность речи.
5.Ясность.
6.Коммуникативная целесообразность.
7.Выразительность.

Критерии речиРечь, с одной стороны, является средством общего развития детей и собственно речевой деятельности, а с другой

Слайд 9В соответствии с требованиями к обучению речевым умениям при создании связного

высказывания были разработаны критерии развития связной речи.

Умения последовательно располагать слова в предложении; умения последовательно располагать предложения в тексте и грамматически связывать их друг с другом; умения последовательно располагать части текста и предпринята попытка составить комплекс упражнений, ставший основой организации обучения младших школьников речевым умениям при создании связного высказывания.
В соответствии с требованиями к обучению речевым умениям при создании связного высказывания были разработаны критерии развития связной

Слайд 10Для определения уровня развития речевых умений при создании связного высказывания автор

внес коррекцию для своего исследования.

Обобщив полученные результаты, выявлены следующие уровни:

Высокий уровень – в письменной речи прослеживается содержательность, логичность, тема раскрыта достаточно полно, высказываются обобщающие суждения, излагаемые факты оцениваются, комментируются, стиль изложения соответствует звучанию темы.

Средний уровень – в речи учащихся прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.

Низкий уровень – в речи учащихся отсутствует точность. В тексте учащихся логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. Также в высказывании учащиеся употребляет простые не сложные предложения.

Для определения уровня развития речевых умений при создании связного высказывания автор внес коррекцию для своего исследования. Обобщив

Слайд 11Сравнительный анализ уровня сформированности речевых умений при создании связного высказывания на

уроках русского языка на начало третьего класса

Таким образом, на высоком уровне в классе находятся 24% учащихся. На среднем уровне находятся 42% учащихся. На низком уровне в классе находятся 34% учащихся. Большинство учащихся класса находятся на среднем и низком уровне развития связной речи. Это стало базой для исследования речевых умений младших школьников при создании связного высказывания на уроках русского языка.

Сравнительный анализ уровня сформированности речевых умений при создании связного высказывания на уроках русского языка на начало третьего

Слайд 12Уровни речевой деятельности (повторная диагностика), 2018г.

Уровни речевой деятельности (повторная диагностика), 2018г.

Слайд 13Уровни речевой деятельности (повторная диагностика),2019г.

Уровни речевой деятельности (повторная диагностика),2019г.

Слайд 14Оценка уровня речевого развития (повторная диагностика), апрель 2019г.
Оценка уровня речевого развития

(повторная диагностика), май 2018г.
Оценка уровня речевого развития (повторная диагностика), апрель 2019г.Оценка уровня речевого развития (повторная диагностика),

Слайд 15Заключение
Изучение научной, методической литературы и опыта позволили нам

уточнить сущность развития речевых умений при создании связного высказывания учащихся младших классов на уроках русского языка. Изучение процесса развития речевых умений связного высказывания включило: анализ содержания учебного материала и задач уроков развития речи; оптимальные методы и приемы для формирования связной речи учащихся на уроках русского языка; разработку комплекса упражнений по развитию речевых умений при создании связного высказывания младших школьников на уроках русского языка.
В результате нашей опытно – экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы: формирование речевых умений при создании связного высказывания – приоритетное направление работы школы в обучении созданию связного высказывания, осуществляющееся с учетом психолого – педагогических особенностей развития связной речи младших школьников, имеющее конечной целью заложить основы умений связно излагать свои мысли.
Данная опытно – экспериментальная работа убеждает в большой важности работы, направленной на формирование речевых умений младших школьников при создании связного высказывания на уроках русского языка. Именно в умении понимать и раскрывать тему, умении определять основную мысль высказывания, умении собирать материал и его систематизировать, умении последовательно излагать материал и заключается смысл создания связного высказывания младшими школьниками.
Составленный нами комплекс упражнений по развитию речевых умений при создании связного высказывания на уроках русского языка позволит формировать выше названные умения и обеспечивать эффективность в создании высказывания детей младших классов.

Заключение   Изучение научной, методической литературы и опыта позволили нам уточнить сущность развития речевых умений при

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть