Презентация, доклад Речь и альтернативная коммуникация

Содержание

Ограниченный пассивный словарьНедостаточная мотивация к речевой деятельности Неумение осуществлять речевое взаимодействиеОтсутствие речи или её появление на ранее шести летКомпенсация речи – криком, нечленораздельными звуками, жестамиДети с ТМНРглубокие локальные поражениях речевых зон корыНарушены коммуникативная, регулятивная, понятийная функции

Слайд 1


Развитие речи
альтернативная коммуникация


Докладчик:
учитель – логопед
Попова Ж.А.


Таёжный - 2017

КГБОУ «Таёжнинская школа - интернат

Развитие речи альтернативная коммуникация

Слайд 2Ограниченный пассивный словарь
Недостаточная мотивация к речевой деятельности
Неумение осуществлять речевое взаимодействие
Отсутствие

речи или её появление на ранее шести лет
Компенсация речи – криком, нечленораздельными звуками, жестами


Дети с ТМНР
глубокие локальные поражениях речевых зон коры

Нарушены коммуникативная, регулятивная, понятийная функции речи

Ограниченный пассивный словарьНедостаточная мотивация к речевой деятельности Неумение осуществлять речевое взаимодействиеОтсутствие речи или её появление на ранее

Слайд 3Поток фраз
Сохранена интонация
Механически воспроизводимая, не имеющая смысла речь - эхоллалия
Дети

с ТМНР
Поражение преимущественно лобных отделов головного мозга
Поток фразСохранена интонация Механически воспроизводимая, не имеющая смысла речь - эхоллалияДети с ТМНРПоражение преимущественно лобных отделов головного

Слайд 4Развитие речи альтернативная коммуникация

Развитие речи   альтернативная коммуникация

Слайд 5Система работы еще в стадии формирования
Сами специалисты выбирают приемы работы с

детьми
Приемы выбираются с учетом онтогенеза и индивидуальных особенностей ребенка

Система работы еще в стадии формированияСами специалисты выбирают приемы работы с детьмиПриемы выбираются с учетом онтогенеза и

Слайд 6Коммуникация
Процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с

потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Коммуникация – это не только слова и речь!

Многоканальная коммуникация
Альтернативная, аугментативная коммуникация – вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Не голосовые системы коммуникации - альтернативные

КоммуникацияПроцесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в

Слайд 7Формы альтернативной коммуникации
С помощью вспомогательных устройств и различных приспособлений - коммуникативные

доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку.
Без помощи вспомогательных устройств – это использование жестов, дактилирование, моргание глазами.
Зависимая и независимая коммуникация – степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.

Формы альтернативной коммуникации С помощью вспомогательных устройств и различных приспособлений - коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства,

Слайд 8Системы альтернативной коммуникации Система жестов
2. Жестовые системы -калькирующая жестовая речь
Виды жестов:
Символические

социальные жесты и движения
Жесты имитация простых предметных действий
Жесты описательного характера

1. Жестовый язык глухих людей – дактильная речь

Системы альтернативной коммуникации Система жестов2. Жестовые системы -калькирующая жестовая речь Виды жестов:Символические социальные жесты и движенияЖесты имитация

Слайд 9 Система символов Системы графических символов применяются в коммуникативных вспомогательных устройствах
Система Блисс -

символов
Пиктографическая коммуникация (PIC, пиктограммы)
Идеографическая и картиночные символы коммуникации (PCS)

Система символов Системы графических символов применяются в коммуникативных вспомогательных устройствахСистема Блисс -

Слайд 10Система Блисс-символов Семантография
Разновидность логографической письменности
Впервые применена в Канаде для детей с

двигательными нарушениями, нарушениями речи и трудностями в обучении письму и чтению
состоит из 100 символов – радикалов, из которых можно комбинировать в новые слова и выражения
Система знаков состоит из около 30 простых графических форм, которые, соединяясь согласно строго определённым правилам, создают символы отдельных понятий
Система Блисс-символов  СемантографияРазновидность логографической письменностиВпервые применена в Канаде для детей с двигательными нарушениями, нарушениями речи и

Слайд 11Идеографическая коммуникация
Появилась в Канаде, широко использовалась в Португалии и странах Скандинавии.


Применяется вместо Блисс - символов для людей с тяжёлой умственной отсталостью,
Стилизованные рисунки – белый силуэт на тёмном фоне. Рисунок сопровождается написанным словом.
Общение происходит через передачу картинки с изображением, через указание на неё рукой или пальцем, нажатием на соответствующую кнопку, указанием с помощью направления взгляда.
Для освоения необходима предварительная оценка коммуникативных навыков ребёнка, способности к восприятию графических изображений, их сравнению и анализу.

Идеографическая коммуникацияПоявилась в Канаде, широко использовалась в Португалии и странах Скандинавии. Применяется вместо Блисс - символов для

Слайд 12 Система коммуникации при помощи карточек PECS
PECS – система, позволяющая ребёнку с

нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать.
Первый этап определяется круг его интересов и предметы, в результате эксперимента определяются мотивационные стимулы После этого на первом этапе ребёнка обучают действию подачи карточки, выбор отсутствует.
На втором этапе происходит закрепление и обобщение навыка подачи карточки коммуникативному партнёру.
На третьем этапе происходит обучение различию карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены.
На четвёртом этапе происходит обучение выбору из двух желаемых предметов.
Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.

Система коммуникации при помощи карточек PECSPECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи

Слайд 14Глобальное чтение Узнавание слова целиком, без вычленения отдельных букв
Б.Д. Корсунская Воспитание глухого

дошкольника в семье
Программа «Общение» Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э.И. Леонгард
Методика раннего развития Глена Домана
Развивающая программа А.А. Маниченко «Читаем с пеленок»
Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей
Глобальное чтение Узнавание слова целиком,  без вычленения отдельных букв Б.Д. Корсунская Воспитание глухого дошкольника в семьеПрограмма

Слайд 15Последовательность работы по методике Нуриевой Л Г.
Глобальное чтение(целыми словами):
1.1 Чтение

автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).
1.2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями.
1. 3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», здесь удобно работать перед зеркалом);
1. 4. Чтение предложений. 
2. Послоговое чтение
3. Аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение

Последовательность работы по методике Нуриевой Л Г. Глобальное чтение(целыми словами):1.1 Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его

Слайд 17Карточки по методике Глена Домана и Андрея Александровича Манниченко

Карточки по методике Глена Домана и Андрея Александровича Манниченко

Слайд 18Смешанные системы символов и жестов
Программа Маккатон языковая программа, в которой

сочетается звучащая речь, жесты и символы

мультимодальный подход к обучению.
может использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык используется одновременно с речью (при появлении ясной речи жесты убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь.
Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь.
Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т.д.).
Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень – дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.
Смешанные системы символов и жестов  	Программа Маккатон языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и

Слайд 20Программа Лёб-система
Охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными под рисунками значениями слов.


Может быть использована для работы с детьми, имеющими умственные и физические отклонения в развитии; предназначена также для детей дошкольного возраста.
Система состоит из символов, разделённых на 10 групп
Программа Лёб-системаОхватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными под рисунками значениями слов. Может быть использована для работы с

Слайд 21Принципы альтернативной коммуникации
Принцип «от более реального к более абстрактному» -

ребёнку сначала предъявляется фотографию реального объекта, затем рисунок, и только потом символ затем символ

Принцип избыточности символов – одновременное использование различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного слова.

Принципы альтернативной коммуникации  Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала предъявляется фотографию реального

Слайд 23Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не

всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации







Принцип функционального использования в коммуникации – использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия


Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется

Слайд 24Индивидуальное логопедическое занятие по предмету
«Альтернативная коммуникация»
Аудитория: неговорящий ребёнок с умеренной

УО и ТМНР
Тема занятия: «Овощи»
Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации и умением пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи
Коррекционно – воспитательные задачи
Коррекционно – развивающие задачи

Планируемые результаты:
Предметные
Личностные

Индивидуальное логопедическое занятие по предмету «Альтернативная коммуникация»Аудитория: неговорящий ребёнок с умеренной УО и ТМНР Тема занятия: «Овощи»Цель:

Слайд 251. Организационный момент
Приветствие «Помаши рукой».
2. Артикуляционная гимнастика
Предварительно готовим дощечку на подставке,

пиктограммы, прищепки, вертушки.

Ход занятия

1. Организационный моментПриветствие «Помаши рукой».	2. Артикуляционная гимнастикаПредварительно готовим дощечку на подставке, пиктограммы, прищепки, вертушки. Ход занятия

Слайд 263. Сообщение темы занятия

3. Сообщение темы занятия

Слайд 274. Закрепление нового материала

4. Закрепление нового материала

Слайд 286.Актуализация знаний в рамках данного занятия
или основной элемент следующего занятия

6.Актуализация знаний в рамках данного занятия или основной элемент следующего занятия

Слайд 29Использованные источники:
1.Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми

нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.
2.Гленн Доман «Как научить ребёнка читать. Ласковая революция», М.: АСТ, 2004.
3.Жигорева М. В. «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь». — М.: «Академия», 2006.
4. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 209-211.
5.Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 188-190.
6.Нуриева Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки», М.: Теревинф, 2013.
7 Фрадкина Р.Н «Говорящие руки (тематический словарь жестового языка глухих России)». — М.: «Сопричастность», 2001.
8. Чулков В. Н. «Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития» //Специальная педагогика / под ред. Назаровой Н. М.. — М.: «Академия», 2001.
Интернет – ресурсы:
1.http://obuchalka-dlya-detey.ru/posobiya-dlya-rabotyi-nad-strukturoy-prostogo-predlozheniya-po-metodike-nurievoy-glagolyi-2
2.http://chtonadelaser.ru/kak-sostavit-socialnuyu-istoriyu-dlya/
3.https://ru.pinterest.com/explore/пекс-аутизм/
Использованные источники:1.Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть