Презентация, доклад Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса

Содержание

Цель:  повышение профессиональной компетентности учителя через реализацию дифференцированного подхода  в обучении.           Задачи: определить возможность и необходимость применения дифференцированного подхода в постоянной педагогической практике; обозначить проблемы дифференцированного обучения; совершенствовать

Слайд 1СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  «Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса»

Слайд 2 Цель: 
повышение профессиональной компетентности учителя

через реализацию дифференцированного подхода  в обучении.
          Задачи:
определить возможность и необходимость применения дифференцированного подхода в постоянной педагогической практике;
обозначить проблемы дифференцированного обучения;
совершенствовать умение педагогов применять эффективные формы организации дифференцированной работы с учащимися на уроке.  
Цель:  повышение профессиональной компетентности учителя через реализацию дифференцированного подхода  в обучении.

Слайд 4Утка Орел Зебра Кенгуру Медведь Рыбка Белка Пчела

Утка Орел Зебра Кенгуру Медведь Рыбка Белка Пчела

Слайд 5Дифференцированный подход в организации учебного процесса.

Дифференцированный подход в организации учебного процесса.

Слайд 6Принципы дифференцированного подхода:

- изучение индивидуальных особенностей развития учащегося;
- выявление у учащихся

склонностей и способностей к определенному виду деятельности;
- ориентация на особенности динамики познавательного процесса ребенка;
- развитие межличностных контактов на уровне «учитель-учащийся-класс»;
- формирование положительной мотивации школьников;
- вовлечение во все виды деятельности;
постепенное повышение требовательности к учащемуся в ходе
выполнения задания, усвоения им материала.
Принципы дифференцированного подхода:- изучение индивидуальных особенностей развития учащегося;- выявление у учащихся склонностей и способностей к определенному виду

Слайд 7Дифференцированный подход в обучении осуществляется посредством вариативности темпа изучения материала; дифференциации учебных заданий; выбора

различных видов деятельности; определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Дифференцированный подход в обучении осуществляется посредством  вариативности темпа изучения материала;  дифференциации учебных заданий;  выбора

Слайд 8 Этапы дифференцированного обучения. 11Изучение

индивидуальных особенностей учащихся . 2 Выделение отдельных групп учащихся. Составление или подбор дифференцированных заданий. 1. по уровню творчества; 2. по уровню трудности; 3. по объёму учебного материала; 4. по степени самостоятельности учащихся; 5. по характеру помощи учащимся; 6. по характеру учебных действий. Постоянный контроль результатов работы учащихся
Этапы дифференцированного обучения.  11Изучение индивидуальных особенностей учащихся .

Слайд 9Использование технологии разноуровневой дифференциации
Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой

способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. 

Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение. Рассмотрим некоторые приемы, используемые на разных этапах урока.

Использование технологии разноуровневой дифференциацииБольшинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах

Слайд 10Приемы опроса учащихся
Почти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика

вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 10-15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Приемы опроса учащихсяПочти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему,

Слайд 11Приемы опроса учащихся
Прием 2. Взаимоопрос.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто

хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Приемы опроса учащихсяПрием 2. Взаимоопрос.Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на

Слайд 12Приемы опроса учащихся
Прием 4. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
В таких

случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Приемы опроса учащихсяПрием 4. Защитный лист.Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.В таких случаях обычны два сценария.Первый: строгий учитель перед

Слайд 13Приемы подачи домашнего задания
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Первый уровень – обязательный минимум.

Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
               частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;
 чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
               учебные комиксы;
               плакаты – опорные сигналы;
               

Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.

Приемы подачи домашнего заданияПрием 1. Три уровня домашнего задания.Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно

Слайд 14 Приемы оценивания
Прием 1. Оценка – не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами,

интонацией, жестом, мимикой...
Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.

Приемы оценивания  Прием 1. Оценка – не отметка.Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией,

Слайд 15Приемы оценивания
Прием 4. Система стимулов
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять

низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 3.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
         маленькая грамота;
         благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;
         благодарственная запись в дневнике;
         книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

Приемы оцениванияПрием 4. Система стимуловВариант 1. Листочек с отложенной оценкой.Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в

Слайд 16Практическая часть
Положительные аспекты уровневой дифференциации
отрицательные аспекты уровневой дифференциации

Практическая частьПоложительные аспекты уровневой дифференциацииотрицательные аспекты уровневой дифференциации

Слайд 17Положительные и отрицательные аспекты уровневой дифференциации
Деление по уровню учащихся негуманно.
Отсутствие возможности

тянуться за более сильным учащимся.
Социально-экономическое неравенство.
Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.
Несовершенство диагностик.
Понижение уровня "я" концепции.
Иллюзия исключительности (звездная болезнь).
Понижение мотивации слабых учащихся к обучению.
Разрушение коллектива класса.

Исключается уравниловка и усреднение учащихся.
Появление возможности помогать и сильному учащемуся, и слабому учащемуся.
Возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень "я" концепции (состояние успеха у слабых учащихся).
Повышается уровень мотивации учения.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

Положительные и отрицательные  аспекты уровневой дифференциации Деление по уровню учащихся негуманно.Отсутствие возможности тянуться за более сильным

Слайд 18 Практикум: создать задание определенного уровня.
Разделиться на группы.

Выбрать предмет (карточка).

Создать разноуровневое

задание (этап урока на Ваше усмотрение).

Представить коллегам готовое задание.

Практикум: создать задание определенного уровня.Разделиться на группы.Выбрать предмет (карточка).Создать разноуровневое задание (этап урока на Ваше усмотрение).Представить

Слайд 19Вывод
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в образовательный процесс позволяет решить следующие

задачи:

предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;

развить способности и интересы учащихся;

повысить качество знаний;

более рационально использовать учебное время каждого;

вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;

устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
Вывод Хорошо продуманное внедрение дифференциации в образовательный процесс позволяет решить следующие задачи:предотвратить пробелы в знаниях, умениях и

Слайд 20Решение: 1. Всем членам педагогического коллектива школы с целью повышения качества знаний

учащихся продолжить работу над решением таких задач урока, как: совершенствование методики индивидуальной работы с учащимися, использование дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока, организация на уроке работы в разных режимах (коллективная, групповая, парами, индивидуальная), систематическая и целенаправленная работа со слабоуспевающими и детьми с ОВЗ,
Решение: 1. Всем членам педагогического коллектива школы с целью повышения качества знаний учащихся продолжить работу над решением

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть