Слайд 1Развитие речи
в игровой и продуктивной
видах деятельности.
Слайд 2Развитие речи у детей с ОВЗ было и будет одним из
главных в коррекционном процессе, т.к. дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное.
Слайд 3Сочетание деятельностного и коммуникативного подхода наиболее эффективно в коррекции речевых нарушений
и может реализоваться в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, аппликация, лепка,) и в процессе игры.
В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
1.Обогащается активный и пассивный словарь ребенка.
2. Происходит становление речи как средства общения.
3. Закладываются предпосылки целенаправленной деятельности ребенка.
В помощь родителям предлагаем варианты взаимодействия с детьми в процессе игровой и продуктивной деятельности с целью речевого и коммуникативного развития детей с ОВЗ.
Слайд 4Младший дошкольный возраст.
Следует обратить внимание на следующие игрушки и предметы :
заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды (дельфин, лягушка, кораблик) или в воде (рыбки);
игрушечные удочки с магнитиками; мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, птиц, растения, транспорт, различные строения и т. п.;
набор для аквапескотерапии (полистироловые плоскостные игрушки, мелкие пластмассовые игрушки на магнитиках (рыбки, шарики и др.), лейки;
натуральные предметы домашнего обихода;
прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой для сыпучих материалов (крупа, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);
прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.;
различные приспособления для аквариумов: сачки, пластмассовые водоросли, фигуры, гроты, камни и др.;
разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров;
совочки, формочки, миски, ведра, флажки, искусственные цветы и т. п.;
специально оборудованная вешалка, на которой располагаются фартуки, накидки, нарукавники из полиэтилена;
специальные пластмассовые игрушки (наборы для настольного театра), веточки), шишки (для имитации деревьев, кустов), семена тыквы, камешки, ракушки (из них выкладываются дорожки, река) и т. д.;
столы-ванны для игр с песком, водой и другими природными материалами;
чистый просеянный песок
Слайд 10Старший дошкольный возраст.
Примерный перечень игр и игровых упражнений:
с использованием игр с
водой: «Заводные игрушки в озере», «Заповедное озеро: плавающие лилии, листья и лягушки на них», «Игра с корабликами», «Плавающие фигурки и конструирование из них на кафельной стене», «Рыболов», «Тонет – не тонет», «Уплывшие картинки и выкладывание их на кафельной стене» и др.;
с разными емкостями: «Бутылочки (стаканы) со снегом», «Замерзшая и растаявшая вода», «Наполни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.) большой и маленький кувшины», «Насыпь песок в чашки», «Одинаково – по-разному», «Одинаковые бутылки» (по типу опытов Ж. Пиаже), «Разноцветная вода», «Разные бутылки» (по типу опытов Ж. Пиаже) и т. п.;
с использованием стола-ванны для игр с песком: «Волшебные формочки», «Печем пирожки», «Следы на песке», «Театр на песке: рассказываем сказку» и др.
Слайд 11
Изобразительная деятельность для старшего дошкольного возраста является хорошим подспорьем в речевом
развитии. Подготовка к рисованию – хорошая возможность потренировать выполнение действий по словесной инструкции. Одноступенчатая – «принеси карандаши». Двухступенчатая – «принеси карандаши и положи их на стол», трехступенчатая – «возьми карандаши, достань из коробки и сложи в баночку», и т.д.
Проговаривание замысла работы, определение способа его реализации также можно использовать и для развития речи.
Слайд 15Младший школьный возраст:
В школе дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями
в освоении норм русского языка . В помощь могут прийти специально разработанные компьютерные игры-тренажеры по русскому языку, помогающие ускорить процесс усвоения знаний по предмету.
При хорошо продуманной системе работы с компьютером (зрительный, временной режим, правильно подобранные игры) польза будет ощутимой, т.к. школьники заинтересованы данным видом деятельности.
В зависимости от потребности, можно подобрать игру по русскому языку для отработки необходимых навыков.
Это может быть и лицензионная игра, такая, как «Баба-Яга учит детей читать» и т.п. игры, или онлайн-игры, размещенные на образовательных порталах:
IQsha.ru
Kid-mama.ru
Samouchka.com.ua
Но самое главное – это внимание родителей к детям и к их проблемам.
Будет внимание и время – и все проблемы будут решены.
Желаем вам всегда быть в курсе дел ваших детей!