Слайд 1Развитие речемыслительных функций у детей с особыми образовательными потребностями
Учитель-олигофренопедагог
МОБУ «Саракташская сош№2»
Карпова
Елена Александровна
Слайд 2 Развитие высших психических функций на уроках русского языка, чтения и
развития речи.
Различные виды словарных диктантов:
-зрительный (с предварительным разбором);
-картинный (запись слова по картинке);
-с использованием загадок;
-по памяти (запись слов по алфавиту, по темам);
-с комментированием;
-творческий.
Слайд 3Стихи опоры и рифмы подсказки.
Одежда.
Пальто, платье и платок
С буквой «А» пиши,
дружок!
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги!
Огород.
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы!
Слайд 4Этимологические справки.
Деревня- дерево, место очищенное от деревьев
Город- городить, огороженное, укреплённое место
(родственное -огород).
Медведь- животное, которое ведает, где есть мёд.
Пенал- по латыни «пена»- перо, коробочка для хранения перьев.
Слайд 5Задания на замену развёрнутого определения одним словом.
(развитие мышления)
-комната для занятий в
школе;
-человек, который едет в поезде;
-учащийся средней школы;
-домашняя птица с красным гребнем на голове;
-домашнее, крупное, рогатое животное;
-национальность и язык основного коренного населения России.
Слайд 6 Упражнения – наблюдения над фразеологизмами.
Бежать во все лопатки.
Ждать у моря
погоды.
На орехи достанется.
Хвататься за соломинку.
Найти свою дорогу.
Медвежья услуга.
Язык заплетается.
Медведь на ухо наступил.
Слайд 7Зрительные диктанты.
1.Тает снег. (8 букв-10 сек.)
2.Идёт дождь. (9-10)
3. Небо хмурое. (10-10)
4.
Коля заболел. (11-10)
5. Трещат морозы. (12-11)
6. Я ищу землянику. (13-12)
7. В лесу росла ель. (14-12)
8. В лесу много берёз. (15-13)
21.Пролетело жаркое лето. (19-16)
43. Тётя вера работает на часовом заводе. (31-10)
Слайд 8Речевая разминка.
Утро.
Утро было чудесное! Свежий пушистый снег укрыл всю землю. Лес
был мохнатый, белый, а над ним синело прозрачное небо. (21 слово)
Вопросы.
О каком времени суток идёт речь в рассказе?
Каким было небо?
Почему чудесно было вокруг?
Слайд 9Развитие внимания, быстроты мышления.
(игра с мячом)
1.Множественное число - единственное число.
Коты, грачи,
мосты, столбы, дома, кроты, глаза, слоны.
2. Сколько гласных, сколько согласных.
Окно, лёд, рама, книга, шум, лом, вода, шляпа, букет.
3. Сколько слогов в слове?
Дуб, коза, вода, лес, мир, жираф, чашка, собака, кино.
Слайд 10Развитие фонематических представлений и слогового анализа.
Друг приехал из Полтавы,
Он
привёз привет от лавы. (Славы, Клавы)
Мы от страха все притихли:
На арену вышли игры! (тигры)
Любим мы на бок ходить –
Боксёру нужно смелым быть. (бокс)
Слайд 11Развитие произвольного внимания, фонематического слуха.
1. Твёрдый - мягкий.
Угол, брат, ел, мел,
хор, стал, пыл, жар, был, пар, шар, косит, жест.
2. Право – лево.
Брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, быль.