Слайд 1
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Подготовила
учитель-логопед МКДОУ № 39 г. Тосно
Ноздрачева Екатерина Ивановна.
Слайд 2Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский,
Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.).
Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Слайд 3Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так
как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку
Слайд 4У детей с задержкой психического развития обнаруживаются нарушения всех просодических характеристик
речи: высота, сила, длительность, тембр и мелодико-интонационная сторона речи (темп, ритм, паузация).
Эмоциональная окраска речи у них недостаточна, они изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов
Слайд 5В условиях группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
детского сада преодоление нарушений просодической стороны речи происходит в рамках работы по формированию общих речевых навыков на занятиях по развитию речи и в процессе обучения театрализованной игре, а также на музыкальных занятиях и занятиях по физической культуре.
Слайд 6Задачи по развитию голоса.
формировать правильное дыхание
формировать звонкий, сильный голос
формировать плавность и слитность произношения
развивать мелодико-интонационную сторону речи
формировать навык владения голосовыми модуляциями
развивать слуховой контроль
Слайд 7Работа по формированию правильного дыхания.
формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию
дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания)
развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Слайд 8Упражнения для развития длительного выдоха.
«Листья шелестят»
«Снежинки летят»
«Бабочки порхают»
«Шумные стаканчики»
«Футбол»
«Волшебные
фломастеры» и др.
Слайд 9Развитие мимических мышц.
«Плакса»
«Мы удивились»
«Надуем шарик»
«Тигренок»
«Упрямые бараны»
«Веселый клоун» и
т.д.
Слайд 10Развитие восприятия и понимания взаимосвязи эмоций и основного тона высказывания.
Специальные
обозначения – пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, печаль, удивление.
Слайд 11Комплексный самомассаж лица.
Его можно проводить в соответствии с лексической темой, а
также произвольно в игровой форме. Например: «Игра в индейцев», «Гуси», «Осень».
Слайд 12Развития артикуляционной моторики.
«Накажем непослушный язычок»
«Лошадки цокает копытцем»
«Футбол»
«Белочка»
«Бульдог-обезьянка»
«Лягушечка»
«Обиделись» и др.
Слайд 13Умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации.
произнесение изолированных гласных
звуков (шепотом, тихо, громко)
произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса
произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью
произнесение коротких фраз с разной силой голоса
воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо
чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса
выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа
Слайд 14Упражнения для развития силы голоса.
«Певцы»
«Паровозик»
«Кукла спит»
«Учим мишку петь»
«Строим
домик»
«Играем на барабане»
«Вьюга»
«Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».
«Песня ветерка»
«Забиваем гвозди»
«Эхо»
«Разговор кошки с хозяйкой»
Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!»
Слайд 15Формирование вокальной артикуляции.
Этому способствует чтение двустиший, четверостиший. При чтении в
двух регистрах (высоком и низком) необходимо использовать образные сравнения, которые соответствуют фальцетному звучанию и грудному.
Слайд 16Резонаторный массаж.
Постукивание по груди
Лоб от центра к вискам
Крылья
носа – зажимать и отпускать ноздри
Постукивать над верхней губой
Постукивать над нижней губой
Постукивать по второму подбородку ребром ладони
По спине в области лопаток
Кончик языка между губами
Слайд 17Развитие диапазона детского голоса.
работа над скороговорками
использование слов и стихотворных текстов
сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно
озвучка
пение отдельных слогов
пение несложных мелодий
Слайд 18Развитие просодической стороны речи у дошкольников- один из важных разделов работы
над устной речью.
Для достижения максимальной эффективности коррекционной работы на занятиях по развитию интонационной выразительности речи необходимо:
сформировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т. д.)
обеспечить использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.