Слайд 1Кадирова Айгуль Шуленбаевна
Развитие профессиональной
компетентности учителя,
как условие перехода
на
12- летнее обучение.
Слайд 2 В настоящее время в Казахстане, как и во
всем мире, уделяется все больше внимания реформированию системы образования. Новая Концепция образования ориентирует на формирование и развитие высокообра -зованной творческой, компетентной личности, способной жить в динамично
развивающейся среде, готовой к саморазвитию и максимальной самореализации как в своих интересах, так и в интересах общества. Поисковая тема нашей школы: Реализация компетентностного подхода,как средство развития субъекта образовательного процесса. Задача школы - создать оптимальные условия для развития компетентности учащихся.
В Концепции 12- летнего образования определены семь компетенций выпускника школы, в проекте государственного стандарта по 12-летнему образованию определены три ключевых компетентностей:
Решение проблем
Информационная
Коммуникативная
Слайд 3 Компетентность – знание и практика в какой – нибудь
сфере (энциклопедический словарь).
Компетентность – основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально - профессиональной жизнедеятельности человека.
(И.А. Зимняя, Н. Хомский )
В решении задач школы основную роль играет профессиональная компетентность педагога. Компетентностный подход в 12 –летней школе предполагает развитие комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника. Государство ставит целью педагогического образования содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления общего 12- летнего образования. Современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость глубокого анализа такого феномена, как “профес-сиональная компетентность”.В педагогике она появилось в 80 - годы ХХ века.
Слайд 4 Понятие профессиональной компетентности многогранно, оно меняется в соответствии с
изменениями, происходящими в обществе, в образовании. Под профессиональной компетентностью учителя понимаем способность учителя оптимально, эффективно, системно, с учетом не только достижений современной науки, практики, но и собственных интересов, склонностей, способностей прогнозировать, проектировать,осуществлять педагогические действия в школе, где формируется и развивается личность ученика. Учитель считается компетентным, если его педагогическая деятельность, педагогическое общение на достаточно высоком уровне. Реализуется личность учителя только тогда, когла достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. Объектом изучения целого ряда современных ученых является проблема раз-личных типов и видов компетентностей. (А. Хуторской, А.Ф. Присяжная, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.А. Жайтапова) Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной и социальной жизни. Ключевые компетентности – это личные цели педагога, в процессе повышения его квалификации, личный смысл его образования.
Слайд 5 В Концепции 12- летнего среднего общего образования в Республике
Казахстан сказано, что педагог 12 – летней школы обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей: специальной, социальной, образовательной. Мы работает руководствуясь концепцией Н.В.Кузьминой.
Специальная компетентность- способна заниматься собственно профессиональной деятельностью и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Методическая (процессуальная) компетентность – способность овладения новыми информационно- коммуникативными технологиями, эффективными методами и приемами обучения. Дифференциально – психологическая компетентность – способность овладения личностными и возрастными особенностями учащихся. Коммуникативная (социально- психологическая) компетентность– способность заниматься совместной профессиональной деятельностью. Аутопсихологическая (рефлексивная) компетентность-умение анализировать собственную деятельность,находить противоречия и недостатки в своей работе,прогнозировать способы их преодоления.
Слайд 6
Профессиональное мастерство учителя, его компетентность растут благодаря его четко
спланированной учебно- воспитательной работе школы. Компетентный уровень учителей определяется педагогико- психологической диагностикой, беседой, посещением уроков, анализом, самооценкой учителей. Самую важную роль играет самооценка учителя. Каждый учитель определяет свой личностный профессиональ-ный путь, результаты и критерий совершенствования и развития. В школе ведется научно- методи-ческая работа над развитием профессиональной компетентности учителей по 5 направлениям:
Систематическое обучение;
Общение;
Самообразование;
Эксперимент, практика
В работе с педагогами нашей школы используется индивидуальная, групповая, коллективная форма работы. Особое внимание уделяется на индивидуальную форму.
Индивидуальность – есть личностно- природное качество человека, которое развивается во взаимосвязи унаследованных и приобретенных особенностей. И очень важно в этот момент всячески способствовать развитию способностей и проявлению себя в творческой деятельности ( самовыражения, самоутверждения).
Слайд 7 Работа по направлению индиви-дуальности ведется через портфолио
и программу
личностного профессионального роста развития, под реализацию волнующих его проблем. Этот документ определяет стратегию педагогической деятель-ности учителя. Индивидуальная программа:
формирует мотивацию к повышению профессиональной компетентности.
позволяет перейти на более высокий профессиональный уровень.
Каждый учитель школы ведет свое портфолио, которое демонстрирует
ступени развития, совершенствование педагогического мастерства. Портфо-лио индивидуальны, по ним можно определить, как ведутся исследования по их методическим проблемам, у на-чинающих учителей можно увидеть стратегический план, профессионалы представляют глубокую педагогическую рефлексию по проблеме, исследуемой в течение нескольких лет.