Слайд 1
Развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с общим недоразвитием речи
на логопедических занятиях
Практико-ориентированный проект
учителя- логопеда МБОУ «СОШ №6»
г. Югорска Черкановой Л.В.
Слайд 2Актуальность педагогического опыта
25 % от общего числа учеников в классе имеют
различные речевые нарушения и, как следствие, несамостоятельность, «зажатость» в общении.
Низкая познавательная потребность.
Низкая мотивация к обучению.
Неуспеваемость по учебным предметам.
Увеличение специфических ошибок в заданиях, связанных с познавательными умениями учащихся.
Необходимость новых подходов в коррекционной работе с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи.
Слайд 3Содержание проекта
Сущность опыта – обеспечение развития познавательных универсальных учебных действий (общеучебных,
логических действий и действия постановки и решения проблем) наряду с традиционным изложением материала.
Слайд 4Цель проекта
Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся в ходе прохождения грамматических
тем на логопедических занятиях.
Слайд 5Задачи:
Изучить педагогическую, коррекционно-развивающую и методическую литературу по данной проблеме.
Разработать и апробировать
методические рекомендации по совершенствованию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с общим недоразвитием речи.
Составить сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Применить методические рекомендации на практике.
Провести мониторинг результативности.
Слайд 6Объект:
Познавательные универсальные учебные действия
Слайд 7Предмет:
Методические приемы и средства, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся с общим недоразвитием речи.
Слайд 8Методологическая база опыта
В основу проектирования опыта положены:
Принципы и подходы к
организации учебного процесса, основанные на теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова, формирующие в младшем школьном возрасте элементы теоретического мышления.
Компетентностный подход – развитие ключевых компетенций в процессе образовательной деятельности ( направление работы нашего образовательного учреждения)
Слайд 9Методы:
Критерием выбора методов обучения выбрана степень активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
метод проблемного обучения,
Частично-поисковый(эвристический),
исследовательский.
Слайд 10Единицы содержания образования
Оперирование признаками предметов. Выделение признаков, свойств предметов. Сравнение двух
и более предметов по одному, двум и большему числу признаков. Выделение оснований для сравнения.
Определение. Родовые и видовые отношения. Обобщение понятий.
Классификация. Классификация по заданному основанию. Выделение основания классификации. Отнесение объекта к определённому классу. Классификация по двум и трём основаниям.
Простейшие дедуктивные умозаключения. Вывод следствий из данных посылок. Подбор достаточных оснований для данных утверждений. Доказательство. Опровержение.
Эвристические навыки. Перекодирование информации. Умозаключения по аналогии.
Развитие смекалки, фантазии, воображения. Формирование элементов творческого мышления.
Слайд 11Структура заданий для развития познавательных универсальных учебных действий
4 уровня сложности:
Разминка.
Представляет собой чередование вопросов из разных областей знаний. Основная задача этого упражнения - создание положительного эмоционального фона, подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции и чувство юмора, помогающие подготовить детей к активной познавательной деятельности. Вопросы задаются в быстром темпе, что стимулирует умственную деятельность учащихся и задаёт общий темп уроку.
Слайд 122. Развитие психических механизмов, лежащих в
основе познавательных способностей учащихся (памяти,
мышления, внимания, воображения).
Цель – формирование и усовершенствование организации управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся путем ввода рациональных приемов (в том числе алгоритмов).
Слайд 133. Выполнение развивающих частично-поисковых задач.
Содержит такие виды заданий, в
процессе решения которых учащиеся самостоятельно открывают для себя знания и способы их добывания. Виды конкретных частично-поисковых задач: задания на нахождение закономерности, нахождение принципа группировки, нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
Слайд 144. Решение творческих заданий.
Задания рассчитаны на неожиданные,
непривычные комбинации с целью воспитания умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно измененных условиях. Используются два типа заданий: 1) собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Требуют полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность. 2) задачи повышенной трудности интегративного характера. Задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно.
Слайд 15Материал для развития познавательных универсальных учебных действий:
Ребусы
Графические задачи
Задания по алгоритму
Задания-ассоциации
Логически-поисковые задания
Задания
на звуко-буквенный и слоговой анализ
Шарады
Анаграммы
Задания -аналогии
Слайд 16Результаты
Критериями эффективности педагогического опыта определены параметры речевого развития и уровень сформированности
познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с общим недоразвитием речи.
Слайд 17Мониторинг развития устной речи
обучающихся 2-х классов (средний результат)
за 2010-2012
Слайд 18Динамика процесса формирования познавательных универсальных учебных действий за 2010-2012 учебные годы
(%
учащихся)
Слайд 19Результаты обучения в логопедическом пункте МБОУ «СОШ № 6»за 2008-2012 учебные
годы ( в %)
Слайд 20Личностные результаты
Появилась потребность в самостоятельной творческой работе;
Повысился уровень развития произвольного, устойчивого
внимания, смысловой памяти;
Повысилась мотивация к учебной деятельности;
Все обучающиеся с общим недоразвитием речи принимают участие в создании информационно- познавательных и исследовательских проектов в классе;