Презентация, доклад Развитие фонематических процессов у дошкольников.

Содержание

I. История изучения. II. Терминология. III. Психофизиологические основы фонематических процессов. IV. Роль фонематических процессов в развитии речи. V. Проявление нарушений фонематического восприятия при чтении, на письме. VI. Развитие фонематических процессов на

Слайд 1Р А З В И Т И Е

П Р О Ц

Е С С О В

О

Н

Е

М

А

Т

Ф

И

Ч

Е

С

К

И

Х
























Р А З В И Т И ЕП Р О Ц Е С С О ВОНЕМАТФИЧЕСКИХ

Слайд 2 I. История изучения.

II. Терминология.

III. Психофизиологические основы

фонематических процессов.

IV. Роль фонематических процессов в развитии речи.

V. Проявление нарушений фонематического восприятия
при чтении, на письме.

VI. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.

VII. Этапы развития фонематического восприятия.

VIII. Применение артикуляционной гимнастики
и моделей артикуляции звуков.


I. История изучения.  II. Терминология.  III. Психофизиологические основы фонематических процессов.  IV. Роль фонематических

Слайд 3


Фонематические процессы
включают:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
СЛУХ

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Фонематические процессывключают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙСЛУХФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Слайд 4 Л.С. Выготский


ЗАКОН
ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–
закон восприятия
звучащей

стороны речи

доказал, что единицей развития детской речи является фонема

Л.С. Выготский ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речидоказал, что единицей развития детской

Слайд 5 Фонематический слух включает :

способность слышать есть данный звук

в слове или нет;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать

Слайд 6
Фонематическое восприятие
включает:

умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение

определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по

Слайд 7Фонемный анализ включает:

выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление

различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических
противопоставлений, свойственных
данному языку.
Фонемный анализ включает: выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных

Слайд 8Прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного

анализа
Прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа

Слайд 9Фонематический слух –

тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять
операции различения и узнавания

фонем,
составляющих звуковую оболочку слова



Фонематический слух – тонкий систематизированный слух,обладающий способностью осуществлятьоперации различения и узнавания фонем,составляющих звуковую оболочку слова

Слайд 10Фонематическое восприятие –

специальные умственные действия
по дифференциации фонем
и установлению звуковой структуры

слова
Фонематическое восприятие –специальные умственные действияпо дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Слайд 11Фонематический анализ –
умственные действия по анализу
звуковой структуры слова


разложение его на последовательный
ряд звуков, подсчет их количества,
классификация.

Фонематический синтез –
умственные действия по синтезу
звуковой структуры слова –
слияние отдельных звуков в слоги,
а слоги в слова.
Фонематический анализ –умственные действия по анализузвуковой  структуры   слова  –разложение его на последовательныйряд звуков,

Слайд 12Фонематические представления–

это сохранившиеся в сознании образы
звуковых оболочек слов,
которые образовались на основе
предшествовавших

им ранее
восприятий этих слов.
Фонематические представления–это сохранившиеся в сознании образызвуковых оболочек слов,которые образовались на основепредшествовавших  им  ранее восприятий этих

Слайд 13В 1874 году
Э. Вернике было установлено,
что в коре головного

мозга имеется зона
сенсорной речи.
В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи.

Слайд 14Эмбриональное развитие
закладывается способность
к восприятию звуков речи
2-4 недели
от момента рождения
ребёнок реагирует
на

любые звуки

7-11 месяцев
откликается на слово

1 год
Слово – орудие общения,
ребёнок реагирует
на звуковую оболочку слова

2 года
пользуется фонематическим
восприятием всех звуков
родного языка





Эмбриональное развитиезакладывается способностьк восприятию звуков речи2-4 неделиот момента рожденияребёнок реагирует на любые звуки7-11 месяцевоткликается на слово1 годСлово

Слайд 15Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от

рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,
то есть умение анализировать звуковой состав слова,

является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков

Слайд 16Нарушение
фонематического восприятия
мешает детям
овладеть в нужной степени:

словарным

запасом
грамматическим строем
тормозит развитие связной речи
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:  словарным запасом  грамматическим строем  тормозит

Слайд 17затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и

т.д.);
неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);неумение определить место, количество и последовательность

Слайд 18 При чтении типичны ошибки:
трудности слияния звуков в слоги и

слова;
взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих);
побуквенное чтение;
искажение слоговой структуры слов;
слишком медленный темп чтения;
нарушения понимания прочитанного.

При чтении типичны ошибки:трудности слияния звуков в слоги и слова;взаимные замены фонетически или  артикуляционно

Слайд 19К недостаткам письма относятся:

замены букв, пропуски гласных;

пропуски согласных в их стечении;
слияние слов на письме;
раздельное написание частей одного слова;
пропуски, перестановки слогов;
орфографические ошибки.
К недостаткам письма относятся:   замены букв, пропуски гласных;   пропуски согласных в их стечении;

Слайд 20 Этапы развития фонематического восприятия

Развитие неречевого слуха.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие

навыка элементарного
звукового анализа и синтеза.
Этапы развития фонематического восприятияРазвитие неречевого слуха.2. Развитие речевого слуха.3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Слайд 21
1. Развитие неречевого слуха

упражнения включают задания на распознание:

звучащих инструментов;
звучащих предметов;
действий предметов.

1. Развитие неречевого слухаупражнения включают задания на распознание:звучащих инструментов;звучащих предметов;действий предметов.

Слайд 22 2. Развитие речевого слуха

различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и

звуков по высоте, силе и тембру голоса;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем.

2. Развитие речевого слухаразличение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру

Слайд 233. Развитие навыка элементарного звукового
анализа и синтеза
определение количества слогов в

словах разной сложности;
выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
выделение из слога гласного, затем согласного звука;
выделение первого и последнего звука в слове;
выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
определение места, количества, последовательности звуков в слове;
творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтезаопределение количества слогов в словах разной сложности;выделение в звуковом потоке

Слайд 24Родители
Логопед
Учитель

РодителиЛогопедУчитель

Слайд 26Символы для обозначения моделей артикуляции звуков





- артикуляция губ
- движение языка вверх
-

работа голосовых складок

- вибрация кончика язычка

⬤ - положение кончика язычка

- подъём спинки языка

Символы для обозначения моделей артикуляции звуков- артикуляция губ- движение языка вверх- работа голосовых складок - вибрация кончика

Слайд 27МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ:
- участие или неучастие губ;

- вибрацию голосовых складок;
- свободный проход выдыхаемого воздуха через рот.

МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ:
- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
- способ артикуляции;
- место артикуляции;
- наличие или отсутствие дополнительного подъёма
спинки языка к твёрдому нёбу.
МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ:  - участие или неучастие губ;  - вибрацию голосовых складок;

Слайд 28Модели артикуляции звуков и артикуляционная гимнастика







расширяют возможности осознанного усвоения звуков

и помогают формировать полноценное звукоразличение
Модели артикуляции звуков и артикуляционная гимнастика расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть