Презентация, доклад Работа с семьями воспитанников с ОВЗ по формированию у детей социально-значимых компетенций

Содержание

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 1Работа с семьями воспитанников с ОВЗ по формированию у детей

социально-значимых компетенций

Козырева Ольга Викторовна- учитель-логопед

Работа с семьями воспитанников с ОВЗ по  формированию у детей социально-значимых компетенцийКозырева Ольга Викторовна- учитель-логопед

Слайд 2КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 3КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:
2020-2030 гг.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:2020-2030 гг.

Слайд 4Развитие жизненной компетентности

Развитие жизненной компетентности

Слайд 5Компонент «Жизненные компетенции»

Компонент «Жизненные компетенции»

Слайд 6Семья должна выполнять свое базовое предназначение – стать для ребенка с

ОВЗ своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.





Однако родители такого ребенка находятся в трудной жизненной ситуации и сами нуждаются в специальной помощи.
Семья должна выполнять свое базовое предназначение – стать для ребенка с ОВЗ своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию

Слайд 7Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей

(формы взаимодействия)


Анкетирование,
опросники

Индивидуальные
беседы

Включение родителей
в анализ
сформированности
навыков жизненной
компетентности
ребенка
(метод экспертной
группы)

Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей (формы взаимодействия)Анкетирование,   опросникиИндивидуальные

Слайд 8Анализ состояния сформированности навыков жизненной компетенции

Анализ состояния сформированности навыков жизненной компетенции

Слайд 9 Принятие, когда родители уже:
- относительно спокойно говорят

о проблемах ребенка;
- сохраняют равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности;
- способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткие и долгосрочные планы;
- имеют личные интересы, не связанные с ребенком;
- способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;
- не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.


Принятие, когда родители уже:  - относительно спокойно говорят о проблемах ребенка;  - сохраняют

Слайд 10Психолого-педагогическое просвещение (формы взаимодействия)
Обучение родителей методам коррекционной работы с

целью закрепления в домашних условиях полученных знаний и умений

Занятие «ребенок-родитель- педагог»
Очные индивидуальные и подгрупповые консультации
Стендовые консультации
Ведение индивидуальных папок деловых контактов «Педагог-родитель»
Буклеты-рекомендации


Психолого-педагогическое просвещение (формы взаимодействия)  Обучение родителей методам коррекционной работы с целью закрепления в домашних условиях полученных

Слайд 11 Папка «Деловые контакты»  

Папка «Деловые контакты»  

Слайд 12 Модель взаимодействия с семьей при формировании социально-значимых умений и навыков у

воспитанников с ОВЗ  
Модель взаимодействия с семьей при формировании социально-значимых умений и навыков у воспитанников с ОВЗ

Слайд 13Модель взаимодействия с семьей при формировании социально значимых умений и навыков

у воспитанников с ОВЗ
Модель взаимодействия с семьей при формировании социально значимых умений и навыков у воспитанников с ОВЗ

Слайд 14 Для эффективной работы специалист должен научиться вставать на позицию родителей

и определять совместно эффективные пути приобретения социального опыта
Для эффективной работы специалист должен научиться вставать на позицию родителей и определять совместно эффективные пути приобретения

Слайд 15Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы

Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы

Слайд 20 Взаимодействие специалистов с родителями
Для эффективной

работы специалист должен научиться вставать на позицию родителей.
От профессионалов родители ждут активного вмешательства, умения модифицировать поведение ребенка в сочетании с его эмоциональным принятием, а также специальной информации, которая должна отвечать на вопросы
«Что делать, если ребенок…?».
Важно учитывать эмоциональную
боль родителей, уважать их
психологические защиты,
объяснять им, что с ними
происходит
Взаимодействие специалистов с родителями    Для эффективной работы специалист должен научиться вставать на

Слайд 21 При этом основной акцент при консультировании родителей детей с

ОВЗ делается на их обучении правильным способам взаимодействия с ребенком, структурированию домашней среды, правильному выполнению домашних заданий и др.

При этом основной акцент при консультировании родителей детей с ОВЗ делается на их обучении правильным

Слайд 22 «Часто случается, что одна и та же фраза, сказанная

разным тоном, может оказать противоположное влияние. Так что дело не только в словах, но и в способе их произнесения».
Родители очень конкретно описывают слова, которые становятся поддержкой и вселяют надежду

«Ваш ребенок действительно имеет особенности, вместе с тем такие дети успешно интегрируются в общество и приобретают профессии. Давайте вместе разработаем план мероприятий для этого…».

«Давайте попробуем новый метод работы, который, возможно, даст лучший результат».
«Часто случается, что одна и та же фраза, сказанная разным тоном, может оказать противоположное влияние.

Слайд 23Существуют две полезные методики: «прямая» и «обратная последовательность».
Любое действие

можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов.
«Прямая последовательность» означает, что ребенка поощряют выполнить первый шаг в цепи и заканчивают действие сами. «Обратная последовательность» — когда ребенок заканчивает действие, которое начал взрослый.
Постепенно увеличивать участие ребенка, пока, наконец, он не начнет выполнять все действие целиком.
Существуют две полезные методики: «прямая» и «обратная последовательность».  Любое действие можно представить в виде цепи или

Слайд 24РАС проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами: проблемы взаимодействия с окружающим

миром, замкнутость, набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений, жестко ограниченных интересов и др.


РАС проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами: проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, набор определенных стереотипных действий

Слайд 25Правила организации взаимодействия с детьми с РАС
● Принимать ребенка таким,

какой он есть.
● Не воспринимать лично грубое или агрессивное поведение.
● Исходить из интересов ребенка. (!!!)
● Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
● Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
● Как можно чаще разговаривать с ребенком.
● Как можно чаще обращаться к нему по имени.
● Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)









Правила организации взаимодействия с детьми с РАС ● Принимать ребенка таким, какой он есть.● Не воспринимать лично

Слайд 26● Обязательно избегать переутомления ребенка.
● Использовать понятную недвусмысленную речь.
● Неприемлемое поведение

отмечать твердым, но нерезким словом.
● В ходе обучения избегать вопросов типа: «Зачем ты это сделал?», «Хочешь это сделать?» и т.п.

Общий принцип «идти за ребенком»: гибко подходить к построению и проведению каждого занятия; следовать за его интересами и стремлениями.
● Обязательно избегать переутомления ребенка.● Использовать понятную недвусмысленную речь.● Неприемлемое поведение отмечать твердым, но нерезким словом.● В

Слайд 27Говоря о помощи семье ребенка с РАС в его обучении и

воспитании, крайне важно понять:

- как складываются отношения близких с таким ребенком,
- какой положительный и отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним,
- как они сами оценивают свой опыт,
- каким им представляется динамика психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы.
Говоря о помощи семье ребенка с РАС в его обучении и воспитании, крайне важно понять:- как складываются

Слайд 28Для семей, имеющих ребенка с РАС, существуют следующие факторы повышенного стресса:
неопределенность

диагноза,
тяжесть и продолжительность расстройства,
трудности с соответствием общественным нормам и непредсказуемость поведения ребенка в присутствии других людей (неспособность ребенка с РАС взаимодействовать с окружающими людьми, защитное избегающее поведение),
ребенок часто не может донести до родителей свои потребности, что затрудняет его понимание.



Для семей, имеющих ребенка с РАС, существуют следующие факторы повышенного стресса:неопределенность диагноза, тяжесть и продолжительность расстройства, трудности

Слайд 29Реакция родителей на диагноз ребенка рассматривается как тяжелое травматическое переживание, сходное

с тем, которое испытывает человек в ситуации потери близких.



Реакция родителей на диагноз ребенка рассматривается как тяжелое травматическое переживание, сходное с тем, которое испытывает человек в

Слайд 30Психологическая реакция на травматическое событие включает пять временных фаз:
1.

Шок и отрицание – угнетение, либо наоборот, хаотичность, что приводит к дезорганизации деятельности. Отрицание диагноза на первых порах позволяет родителю «выжить», но не может защитить от реальности.
Родители не способны принимать детальную информацию о своем ребенке и способах помощи ему.
Это самый тяжелый кризисный период, когда родители особенно нуждаются в поддержке и сострадании. Основная задача на данном этапе – установление доверительных отношений и мотивация родителей на получение помощи.


Психологическая реакция на травматическое событие включает пять временных фаз:  1. Шок и отрицание – угнетение, либо

Слайд 31
2. Сделка – стремление родителей «излечить» ребенка,

полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное поведение» и «добрые дела». Надежда на чудесное исцеление, поиски «идеального» специалиста. Возможно обращение к религии как попытка повлиять на ситуацию.
На этом этапе важно учитывать чувство вины родителей и их ранимость. Они ищут виновного, могут обвинять себя или других, становятся чувствительными к замечаниям и критике, воспринимая их как нападки в свой адрес.

2. Сделка – стремление родителей «излечить» ребенка, полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное

Слайд 32 3. Гнев. Он может быть обращен на других людей

или специалистов, но чаще скрывается, что приводит к психосоматическим заболеваниям.
Неумение профессионала спокойно воспринимать гнев со стороны родителей, втягивание в конфликт с ними, возникновение обиды на «неблагодарность» могут привести к отчуждению и запуску новой травматической ситуации для семьи.
Важно не только уметь воспринимать гнев родителей, но и поощрять, а в некоторых случаях и обучать выражать его. Наиболее успешно эта задача решается в родительских терапевтических группах.


3. Гнев. Он может быть обращен на других людей или специалистов, но чаще скрывается, что

Слайд 33 4. Депрессия. Осознание тяжести состояния и диагноза ребенка приводит

к появлению у родителей депрессивных чувств.
В этот момент специалистам важно нормализовать данные чувства, показать, что они свойственны всем людям в этой ситуации. Если специалисты не готовы или боятся данных негативных переживаний, то родители могут начать избегать общения с ними.

4. Депрессия. Осознание тяжести состояния и диагноза ребенка приводит к появлению у родителей депрессивных чувств.

Слайд 34Работая с родителями детей с РАС необходимо помнить, что родительство динамично.

А это значит, что родители, как и дети могут меняться, развиваться, совершенствоваться

Работая с родителями детей с РАС необходимо помнить, что родительство динамично. А это значит, что родители, как

Слайд 35 Детско-родительские отношения в семье, имеющей ребенка с РАС

Очень часто встречается созависимость - форма симбиотических отношений, характеризующихся глубокой поглощенностью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека.
Для созависимости характерны контроль и протекция (защита)
Имеет место идентификация и слияние родителя (матери) с ребенком (употребление местоимения «мы» в ситуациях, когда речь идет только о ребенке).



Детско-родительские отношения в семье, имеющей ребенка с РАС  Очень часто встречается созависимость - форма

Слайд 36 Поскольку родители отрицают собственные потребности, что негативно сказывается на

их состоянии и отношениях с ребенком, необходима работа над осознанием и принятием ими своих потребностей и чувств.


Также важно чтобы родители могли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку в желании помочь своему ребенку.
Поскольку родители отрицают собственные потребности, что негативно сказывается на их состоянии и отношениях с ребенком,

Слайд 37 Важно помнить, что многих родителей очень ранят слова относительно будущего

их сына
или дочери, безапелляционно высказываемые людьми, к которым они обратились за помощью

«С этим ребенком все понятно: как бы вы ни старались, он уже не будет полноценным, рожайте второго».
«Он не умеет… – дальше перечень, – хотя уже давно должен…».
«Ваше будущее – интернат. Мой сын уже в три года читал, а ваш…».

Важно помнить, что многих родителей очень ранят слова относительно будущего их сына или дочери, безапелляционно высказываемые

Слайд 38 «Хочется, чтобы специалисты слушали родителей. И чтобы позитивные изменения

в поведении ребенка все же учитывались. Я за трезвый взгляд на проблему, но индивидуальный подход и оценка нужны. Мне и так очень сложно позитивно смотреть на мир. Хочется, чтобы за рядом очевидных проблем с поведением, за задержкой речи, за отставанием года на два от сверстников были видны и услышаны маленькие победы».

«У меня одно пожелание, причем ко всем без исключения специалистам: будьте людьми! Не говорите того, чего не хотели бы услышать сами. Это не значит, что нужно замалчивать правду. Но ведь об одной и той же вещи сказать можно по-разному. И не нужно относиться к нам снисходительно, не знаю, кого как, а лично меня это очень раздражает. В снисхождении не нуждаюсь, а вот об уважительном отношении к человеческому достоинству моему и ребенка напоминать иногда приходится. Побольше искренности и доброты!»
«Хочется, чтобы специалисты слушали родителей. И чтобы позитивные изменения в поведении ребенка все же учитывались.

Слайд 39Основные формы работы с родителями детей с РАС:
отдельные консультации со специалистом,

работающим с ребенком (первичная ориентация родителей на нужды и интересы ребенка);
совместные семейные консультации;
психологическое сопровождение (многократные консультации) специалиста, не работающего с ребенком;
обучающие программы;
поддерживающие группы встреч;
индивидуальная и групповая психотерапия.
Основные формы работы с родителями детей с РАС:отдельные консультации со специалистом, работающим с ребенком (первичная ориентация родителей

Слайд 40 В работе с родителями (матерями) ребенка с РАС выделяют 4

этапа:
1) привлечение к коррекционно-образовательному процессу, в который вовлечен ребенок
2) формирование интереса к процессу развития ребенка (демонстрация возможностей существования «маленьких», но очень важных для ребенка достижений)
3) развитие чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком
4) раскрытие перед родителями / матерью возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению их / ее ребенка

В работе с родителями (матерями) ребенка с РАС выделяют 4 этапа:1) привлечение к коррекционно-образовательному процессу, в

Слайд 41 Что нужно знать родителям ребенка с РАС

Заниматься с ребенком только когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у взрослого есть время, энергия и энтузиазм для занятий (не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что кто-то помешает).
● Начиная занятия с ребенком, исключить все источники постороннего шума.
● Очистить стол или пол от посторонних предметов. Положить перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставлять игрушки перед глазами у ребенка. В таком случае ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.


Что нужно знать родителям ребенка с РАС  ● Заниматься с ребенком только когда он

Слайд 42● Многим детям нравится иметь особое «рабочее место».
● Ребенку будет легче

осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами (не за один прием).
● Предлагать ребенку только такие задания, которые он в силах выполнить.
● Поощрять ребенка словесно, мимикой и жестами. По мере того, как он осваивает новый навык и привыкает к своему достижению,
похвалы должны
плавно сходить на нет.

● Многим детям нравится иметь особое «рабочее место».● Ребенку будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими

Слайд 43Для ребенка с РАС важно иметь:
● расписание / график дня;
● график

на ближайшие мероприятия;
● визуальную доску выбора, на которой располагаются карточки, обозначающие его любимые занятия, продукты, игрушки;
● макро расписания (обозначают самые основные периоды дня или недели );
● микро расписания (посвященные одному конкретному делу);
● предметы для мультимодальной сенсорной стимуляции (беруши, наушники, светящиеся игрушки, игрушки для сжимания)

Для ребенка с РАС важно иметь:● расписание / график дня;● график на ближайшие мероприятия;● визуальную доску выбора,

Слайд 44Макро расписание на день:
1. Встать.
2. Одеться.
3. Почистить зубы.
4. Пойти на кухню

и съесть завтрак.
5. Пойти на автобусную остановку.
6. Приехать в школу, пойти в класс.
7. Сесть в автобус, чтобы поехать домой.
8. Вернуться домой, перекусить.
9. Поиграть во дворе на качелях.
10. Сделать домашние задания.
11. Съесть ужин.
12. Посмотреть телевизор.
13. Принять ванну и надеть пижаму.
14. Лечь в постель, почитать книгу с папой.
15. Выключить свет.
Макро расписание на день:1. Встать.2. Одеться.3. Почистить зубы.4. Пойти на кухню и съесть завтрак.5. Пойти на автобусную

Слайд 45Микро расписание принятия ванны:
1. Намочить волосы.
2. Нанести шампунь на волосы.
3. Массировать

пальцами голову, чтобы нанести шампунь.
4. Смыть шампунь.
5. Взять кусок мыла и руками или мочалкой намылить:
— лицо
— руки
— ноги
— переднюю часть туловища
— заднюю часть туловища
6. Смыть мыло.
7. Промыть мочалку и повесить ее сушиться.
8. Выключить воду.
9. Вытереться полотенцем.
Микро расписание принятия ванны:1. Намочить волосы.2. Нанести шампунь на волосы.3. Массировать пальцами голову, чтобы нанести шампунь.4. Смыть

Слайд 46Социальная история
Это метод помощи детям с РАС, которые испытывают

сильный стресс, когда не знают, что их ждет.
Социальная история делает непонятную или новую ситуацию как можно более знакомой заранее, подготавливает детей с РАС к ней.
В социальной истории должны быть зрительные образы (как можно больше картинок – реалистичных фотографий с места – и меньше текста). Предложения должны быть короткими. Используется только первое лицо: «Я пойду в кино», «Мы сядем в зале», «Я буду вести себя хорошо».

Социальная история  Это метод помощи детям с РАС, которые испытывают сильный стресс, когда не знают, что

Слайд 47 Директивные предложения, т.е. инструкции о том, что надо или

не надо делать, в истории нужно свести к минимуму (например: «Даже если вокруг будет очень шумно, я постараюсь оставаться спокойным и не буду отходить от …»)
Большинство предложений должны быть описательными (что будет происходить: «Мы войдем в холл кинотеатра, там может быть много других детей и их родителей») и перспективными (как воспринимают ситуацию окружающие: «Если я буду вести себя тихо и спокойно, то все подумают, что я очень хорошо себя веду»).


Директивные предложения, т.е. инструкции о том, что надо или не надо делать, в истории нужно

Слайд 48Пример социальной истории «Я иду в кино!»

Пример социальной истории «Я иду в кино!»

Слайд 57Мы будем смотреть сказку про Золушку

Мы будем смотреть сказку про Золушку

Слайд 58Это злая мачеха. Она хотела помешать Золушке поехать на бал

Это злая мачеха. Она хотела помешать Золушке поехать на бал

Слайд 59Добрая фея-крестная помогла Золушке. Она подарила ей красивое платье, хрустальные туфельки

и наколдовала для нее золотую карету
Добрая фея-крестная помогла Золушке. Она подарила ей красивое платье, хрустальные туфельки и наколдовала для нее золотую карету

Слайд 64 Типичные ошибки родителей
детей с РАС
1. Идеализация инклюзии.
2.

Переложение на школу всего объема помощи, который необходим ребенку.
3. Установка: «вы должны подстроиться под моего ребенка, он особый».
4. Недоверие профессионализму педагогов и психологов, попытка заставить их делать только то, что сами считают правильным.
5. Гиперопека.
6. Сосредоточенность на академических успехах ребенка в ущерб развитию его эмоциональной сферы.


Типичные ошибки родителей детей с РАС 1. Идеализация инклюзии.2. Переложение на школу всего объема помощи,

Слайд 657. Иллюзия, что ребенок сам прекрасно со всем справляется.
8. Отсутствие у

родителей адекватного проекта будущего своего ребенка.


7. Иллюзия, что ребенок сам прекрасно со всем справляется.8. Отсутствие у родителей адекватного проекта будущего своего ребенка.

Слайд 66Последовательность шагов во взаимодействии с ребенком с РАС
1 шаг:

установление эмоционального контакта
2 шаг: наблюдение за деятельностью ребенка с целью выделения интересного для него предмета или действия для организации с ребенком совместной деятельности
3 шаг: проведение диагностики ребенка с РАС
4 шаг: определение необходимой психолого-педагогической помощи
5 шаг: продумывание индивидуально ориентированных мотивационных стимулов
6 шаг: четкое структурирование занятий


Последовательность шагов во взаимодействии с ребенком с РАС  1 шаг: установление эмоционального контакта  2 шаг:

Слайд 67Основные вопросы педагогов, обучающих детей с РАС
1. Организация поведения ребенка с

РАС (дискомфорт в новой, незнакомой обстановке, сенсорная гиперчувствительность)
Приемы: постараться минимизировать негативное воздействие; получить соответствующую информацию от родителей
2. Организация учебной деятельности
Приемы: четкое расписание и предварительное ознакомление с ним ребенка; схема урока; похвала; возможность исправлять ошибки; использование рабочих тетрадей; жесты и карточки, напоминающие о правилах поведения
Основные вопросы педагогов, обучающих детей с РАС1. Организация поведения ребенка с РАС (дискомфорт в новой, незнакомой обстановке,

Слайд 68 ● Не произносить лишних слов, иначе речь для ребенка с

РАС превращается в шум.
● Давать четкие, конкретные, последовательные инструкции, поскольку эти дети не понимают контекста, только буквальный смысл сказанного.

Желательно, чтобы в формулировках правил поведения не употреблялись слова
«не» / «нет».

● Не произносить лишних слов, иначе речь для ребенка с РАС превращается в шум. ● Давать

Слайд 69Не кричи так громко

Не кричи так громко

Слайд 70 Будем разговаривать тише

Будем разговаривать тише

Слайд 71Не рисуй на стене

Не рисуй на стене

Слайд 72 Рисуй на бумаге

Рисуй на бумаге

Слайд 73Нельзя так вести себя в школе и во время уроков

Нельзя так вести себя в школе и во время уроков

Слайд 74В школе нужно учиться, выполнять задания учителя

В школе нужно учиться, выполнять задания учителя

Слайд 75 ● Не прикасаться к ребенку без сильной необходимости, выдерживать

комфортную для ребенка дистанцию.
● Обращаться непосредственно к ребенку, можно использовать условный знак, который оговорен с ним, т.к. дети с РАС не понимают фронтальную инструкцию.
● Не стараться включать ребенка в совместную деятельность, ему достаточно просто находиться рядом, наблюдать, слушать.
● Не настаивать на том, чтобы ребенок брал за руки других детей, для него это может быть невыносимой нагрузкой и привести к эмоциональному взрыву.
● Не прикасаться к ребенку без сильной необходимости, выдерживать комфортную для ребенка дистанцию.  ●

Слайд 76
● Не настаивать на работе с клеем,

красками, т.к. запахи, тактильные ощущения могут быть слишком неприятными.

● Не настаивать на работе с клеем, красками, т.к. запахи, тактильные ощущения могут быть

Слайд 77Сравнивать ребенка только с ним самим, а не с другими детьми

Сравнивать ребенка только с ним самим, а не с другими детьми

Слайд 78Важно создавать у ребенка субъективное переживание успеха.





Фиксировать внимание на достижениях, а

не на неудачах.

Отношение к ошибкам: они бывают, и они нужны, чтобы на них учиться.
Важно создавать у ребенка субъективное переживание успеха.Фиксировать внимание на достижениях, а не на неудачах.Отношение к ошибкам: они

Слайд 79Приемы:
1) снятие страха («Ничего страшного…»);
2) скрытая инструкция («Ты же помнишь,

что…»);
3) авансирование («У тебя получится…», «Ты сможешь…»);
4) высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»; «Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»);
5) концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах («На прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас»).
Но говорить это нужно искренне и уверенно.
Приемы:1) снятие страха («Ничего страшного…»); 2) скрытая инструкция («Ты же помнишь,  что…»); 3) авансирование («У тебя

Слайд 80
3. Организация учебного пространства

Ребенку с РАС необходимы:
отдельная одноместная парта;


коврик, где ему можно полежать во время урока;
маленькая палатка или ширма, огораживающая его парту с трех сторон;
шумопоглощающие наушники или беруши;
темные очки или кепка (бейсболка) с козырьком;
мягкая игрушка или несколько мелких предметов или игрушек;
другие ценные для этого ребенка вещи, безопасные для него и для других детей класса
3. Организация учебного пространства Ребенку с РАС необходимы:отдельная одноместная парта; коврик, где ему можно полежать во

Слайд 814. Собственное поведение при взаимодействии с ребенком с РАС
Действия педагога: Не

нужно этого ученика пугаться, не нужно пытаться его переделать, не нужно сюсюкать и постоянно жалеть. Нужно спокойствие и терпение, стремление понять и принять
5. Оценивание учебной деятельности (дети с РАС могут быть некритичны к своей работе и сильно реагировать на негативную оценку)
Приемы: не снижать оценку за неаккуратность; не ставить плохую отметку, пояснив, что хорошую поставить невозможно, но работу можно исправить

4. Собственное поведение при взаимодействии с ребенком с РАСДействия педагога: Не нужно этого ученика пугаться, не нужно

Слайд 826. Методика работы
Приемы: опора на сильные стороны ребенка и учет его

индивидуальных особенностей; регулярное повторение пройденного материала; различные схематичные подсказки


Рис. Можно предложить ученикам картинку и спросить: «Какой знак «спрятался» в слове?»

6. Методика работыПриемы: опора на сильные стороны ребенка и учет его индивидуальных особенностей; регулярное повторение пройденного материала;

Слайд 83«Этот пример записан верно?» — «Верно».
«А как здесь найдем двойку»?


Решение примеров дается легче, чем решение задач

«Этот пример записан верно?» — «Верно». «А как здесь найдем двойку»? Решение примеров дается легче, чем решение

Слайд 84Чтобы было проще запомнить,
как подчеркивать подлежащее
и сказуемое, можно предложить


такую подсказку

При подчеркивании чертим столько черточек,
сколько слов в вопросе

Чтобы было проще запомнить, как подчеркивать подлежащее и сказуемое, можно предложить такую подсказку При подчеркивании чертим столько

Слайд 85Организация среды при обучении детей с РАС
Структурирование среды при

обучении детей с РАС предполагает:
четкую пространственно-временную организацию процесса,
зонирование помещения, в котором обучаются дети.
Надпись на двери в класс
Важно, чтобы на ней была информация, которая поможет ученику осознать свою принадлежность именно к этому помещению (например, «это мой класс»)

Организация среды при обучении детей с РАС  Структурирование среды при обучении детей с РАС предполагает:четкую пространственно-временную

Слайд 86 Зонирование пространства
● Учебная зона – парты.

Наиболее удобное расположение полукругом напротив доски.
● «Круг» – стулья, стоящие по кругу.
Работа в кругу осуществляется в нескольких направлениях:
1) ритуал начала урока;
2) беседа по теме урока.
● Игровая зона для сенсорной разгрузки учащихся на перемене.
● Стеллаж с несколькими полками, где располагаются материалы для разных занятий: книги, пластилин, паззлы, конструктор, игрушки, карандаши с надписями («я буду читать», «я буду лепить»)
Зонирование пространства  ● Учебная зона – парты. Наиболее удобное расположение полукругом напротив доски.

Слайд 87 ● Зона для мытья рук, где располагается раковина, а

также крючки для полотенец. Каждый крючок подписан именем ребенка. Над раковиной находится зеркало, на котором также лучше сделать надпись «это я». Также над раковиной необходимо разместить алгоритм мытья рук в виде последовательности понятных детям картинок, отображающих данный процесс.


● Зона для мытья рук, где располагается раковина, а также крючки для полотенец. Каждый крючок

Слайд 88● Стенд дежурств. Помимо имен детей и перечня обязанностей, на нем

размещены поощрения детей за выполненные поручения. Обязанности изображаются на табличках с картинками или фотографиями и записанными фразами от первого лица
● Стенд дежурств. Помимо имен детей и перечня обязанностей, на нем размещены поощрения детей за выполненные поручения.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть