Слайд 1Работа с семьями воспитанников с ОВЗ по формированию у детей
социально-значимых компетенций
Козырева Ольга Викторовна- учитель-логопед
Слайд 3КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:
2020-2030 гг.
Слайд 4Развитие жизненной компетентности
Слайд 5Компонент
«Жизненные компетенции»
Слайд 6Семья должна выполнять свое базовое предназначение – стать для ребенка с
ОВЗ своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.
Однако родители такого ребенка находятся в трудной жизненной ситуации и сами нуждаются в специальной помощи.
Слайд 7Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей
(формы взаимодействия)
Анкетирование,
опросники
Индивидуальные
беседы
Включение родителей
в анализ
сформированности
навыков жизненной
компетентности
ребенка
(метод экспертной
группы)
Слайд 8Анализ состояния сформированности навыков жизненной компетенции
Слайд 9 Принятие, когда родители уже:
- относительно спокойно говорят
о проблемах ребенка;
- сохраняют равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности;
- способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткие и долгосрочные планы;
- имеют личные интересы, не связанные с ребенком;
- способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;
- не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.
Слайд 10Психолого-педагогическое просвещение (формы взаимодействия)
Обучение родителей методам коррекционной работы с
целью закрепления в домашних условиях полученных знаний и умений
Занятие «ребенок-родитель- педагог»
Очные индивидуальные и подгрупповые консультации
Стендовые консультации
Ведение индивидуальных папок деловых контактов «Педагог-родитель»
Буклеты-рекомендации
Слайд 12
Модель взаимодействия с семьей при формировании социально-значимых умений и навыков у
воспитанников с ОВЗ
Слайд 13Модель взаимодействия с семьей при формировании социально значимых умений и навыков
у воспитанников с ОВЗ
Слайд 14 Для эффективной работы специалист должен научиться вставать на позицию родителей
и определять совместно эффективные пути приобретения социального опыта
Слайд 15Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы
Слайд 20 Взаимодействие специалистов с родителями
Для эффективной
работы специалист должен научиться вставать на позицию родителей.
От профессионалов родители ждут активного вмешательства, умения модифицировать поведение ребенка в сочетании с его эмоциональным принятием, а также специальной информации, которая должна отвечать на вопросы
«Что делать, если ребенок…?».
Важно учитывать эмоциональную
боль родителей, уважать их
психологические защиты,
объяснять им, что с ними
происходит
Слайд 21 При этом основной акцент при консультировании родителей детей с
ОВЗ делается на их обучении правильным способам взаимодействия с ребенком, структурированию домашней среды, правильному выполнению домашних заданий и др.
Слайд 22 «Часто случается, что одна и та же фраза, сказанная
разным тоном, может оказать противоположное влияние. Так что дело не только в словах, но и в способе их произнесения».
Родители очень конкретно описывают слова, которые становятся поддержкой и вселяют надежду
«Ваш ребенок действительно имеет особенности, вместе с тем такие дети успешно интегрируются в общество и приобретают профессии. Давайте вместе разработаем план мероприятий для этого…».
«Давайте попробуем новый метод работы, который, возможно, даст лучший результат».
Слайд 23Существуют две полезные методики: «прямая» и «обратная последовательность».
Любое действие
можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов.
«Прямая последовательность» означает, что ребенка поощряют выполнить первый шаг в цепи и заканчивают действие сами. «Обратная последовательность» — когда ребенок заканчивает действие, которое начал взрослый.
Постепенно увеличивать участие ребенка, пока, наконец, он не начнет выполнять все действие целиком.
Слайд 24РАС проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами: проблемы взаимодействия с окружающим
миром, замкнутость, набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений, жестко ограниченных интересов и др.
Слайд 25Правила организации взаимодействия с детьми с РАС
● Принимать ребенка таким,
какой он есть.
● Не воспринимать лично грубое или агрессивное поведение.
● Исходить из интересов ребенка. (!!!)
● Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
● Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
● Как можно чаще разговаривать с ребенком.
● Как можно чаще обращаться к нему по имени.
● Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Слайд 26● Обязательно избегать переутомления ребенка.
● Использовать понятную недвусмысленную речь.
● Неприемлемое поведение
отмечать твердым, но нерезким словом.
● В ходе обучения избегать вопросов типа: «Зачем ты это сделал?», «Хочешь это сделать?» и т.п.
Общий принцип «идти за ребенком»: гибко подходить к построению и проведению каждого занятия; следовать за его интересами и стремлениями.
Слайд 27Говоря о помощи семье ребенка с РАС в его обучении и
воспитании, крайне важно понять:
- как складываются отношения близких с таким ребенком,
- какой положительный и отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним,
- как они сами оценивают свой опыт,
- каким им представляется динамика психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы.
Слайд 28Для семей, имеющих ребенка с РАС, существуют следующие факторы повышенного стресса:
неопределенность
диагноза,
тяжесть и продолжительность расстройства,
трудности с соответствием общественным нормам и непредсказуемость поведения ребенка в присутствии других людей (неспособность ребенка с РАС взаимодействовать с окружающими людьми, защитное избегающее поведение),
ребенок часто не может донести до родителей свои потребности, что затрудняет его понимание.
Слайд 29Реакция родителей на диагноз ребенка рассматривается как тяжелое травматическое переживание, сходное
с тем, которое испытывает человек в ситуации потери близких.
Слайд 30Психологическая реакция на травматическое событие включает пять временных фаз:
1.
Шок и отрицание – угнетение, либо наоборот, хаотичность, что приводит к дезорганизации деятельности. Отрицание диагноза на первых порах позволяет родителю «выжить», но не может защитить от реальности.
Родители не способны принимать детальную информацию о своем ребенке и способах помощи ему.
Это самый тяжелый кризисный период, когда родители особенно нуждаются в поддержке и сострадании. Основная задача на данном этапе – установление доверительных отношений и мотивация родителей на получение помощи.
Слайд 31
2. Сделка – стремление родителей «излечить» ребенка,
полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное поведение» и «добрые дела». Надежда на чудесное исцеление, поиски «идеального» специалиста. Возможно обращение к религии как попытка повлиять на ситуацию.
На этом этапе важно учитывать чувство вины родителей и их ранимость. Они ищут виновного, могут обвинять себя или других, становятся чувствительными к замечаниям и критике, воспринимая их как нападки в свой адрес.
Слайд 32 3. Гнев. Он может быть обращен на других людей
или специалистов, но чаще скрывается, что приводит к психосоматическим заболеваниям.
Неумение профессионала спокойно воспринимать гнев со стороны родителей, втягивание в конфликт с ними, возникновение обиды на «неблагодарность» могут привести к отчуждению и запуску новой травматической ситуации для семьи.
Важно не только уметь воспринимать гнев родителей, но и поощрять, а в некоторых случаях и обучать выражать его. Наиболее успешно эта задача решается в родительских терапевтических группах.
Слайд 33 4. Депрессия. Осознание тяжести состояния и диагноза ребенка приводит
к появлению у родителей депрессивных чувств.
В этот момент специалистам важно нормализовать данные чувства, показать, что они свойственны всем людям в этой ситуации. Если специалисты не готовы или боятся данных негативных переживаний, то родители могут начать избегать общения с ними.
Слайд 34Работая с родителями детей с РАС необходимо помнить, что родительство динамично.
А это значит, что родители, как и дети могут меняться, развиваться, совершенствоваться
Слайд 35 Детско-родительские отношения в семье, имеющей ребенка с РАС
Очень часто встречается созависимость - форма симбиотических отношений, характеризующихся глубокой поглощенностью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека.
Для созависимости характерны контроль и протекция (защита)
Имеет место идентификация и слияние родителя (матери) с ребенком (употребление местоимения «мы» в ситуациях, когда речь идет только о ребенке).
Слайд 36 Поскольку родители отрицают собственные потребности, что негативно сказывается на
их состоянии и отношениях с ребенком, необходима работа над осознанием и принятием ими своих потребностей и чувств.
Также важно чтобы родители могли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку в желании помочь своему ребенку.
Слайд 37 Важно помнить, что многих родителей очень ранят слова относительно будущего
их сына
или дочери, безапелляционно высказываемые людьми, к которым они обратились за помощью
«С этим ребенком все понятно: как бы вы ни старались, он уже не будет полноценным, рожайте второго».
«Он не умеет… – дальше перечень, – хотя уже давно должен…».
«Ваше будущее – интернат. Мой сын уже в три года читал, а ваш…».
Слайд 38 «Хочется, чтобы специалисты слушали родителей. И чтобы позитивные изменения
в поведении ребенка все же учитывались. Я за трезвый взгляд на проблему, но индивидуальный подход и оценка нужны. Мне и так очень сложно позитивно смотреть на мир. Хочется, чтобы за рядом очевидных проблем с поведением, за задержкой речи, за отставанием года на два от сверстников были видны и услышаны маленькие победы».
«У меня одно пожелание, причем ко всем без исключения специалистам: будьте людьми! Не говорите того, чего не хотели бы услышать сами. Это не значит, что нужно замалчивать правду. Но ведь об одной и той же вещи сказать можно по-разному. И не нужно относиться к нам снисходительно, не знаю, кого как, а лично меня это очень раздражает. В снисхождении не нуждаюсь, а вот об уважительном отношении к человеческому достоинству моему и ребенка напоминать иногда приходится. Побольше искренности и доброты!»
Слайд 39Основные формы работы с родителями детей с РАС:
отдельные консультации со специалистом,
работающим с ребенком (первичная ориентация родителей на нужды и интересы ребенка);
совместные семейные консультации;
психологическое сопровождение (многократные консультации) специалиста, не работающего с ребенком;
обучающие программы;
поддерживающие группы встреч;
индивидуальная и групповая психотерапия.
Слайд 40 В работе с родителями (матерями) ребенка с РАС выделяют 4
этапа:
1) привлечение к коррекционно-образовательному процессу, в который вовлечен ребенок
2) формирование интереса к процессу развития ребенка (демонстрация возможностей существования «маленьких», но очень важных для ребенка достижений)
3) развитие чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком
4) раскрытие перед родителями / матерью возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению их / ее ребенка
Слайд 41 Что нужно знать родителям ребенка с РАС
●
Заниматься с ребенком только когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у взрослого есть время, энергия и энтузиазм для занятий (не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что кто-то помешает).
● Начиная занятия с ребенком, исключить все источники постороннего шума.
● Очистить стол или пол от посторонних предметов. Положить перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставлять игрушки перед глазами у ребенка. В таком случае ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.
Слайд 42● Многим детям нравится иметь особое «рабочее место».
● Ребенку будет легче
осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами (не за один прием).
● Предлагать ребенку только такие задания, которые он в силах выполнить.
● Поощрять ребенка словесно, мимикой и жестами. По мере того, как он осваивает новый навык и привыкает к своему достижению,
похвалы должны
плавно сходить на нет.
Слайд 43Для ребенка с РАС важно иметь:
● расписание / график дня;
● график
на ближайшие мероприятия;
● визуальную доску выбора, на которой располагаются карточки, обозначающие его любимые занятия, продукты, игрушки;
● макро расписания (обозначают самые основные периоды дня или недели );
● микро расписания (посвященные одному конкретному делу);
● предметы для мультимодальной сенсорной стимуляции (беруши, наушники, светящиеся игрушки, игрушки для сжимания)
Слайд 44Макро расписание на день:
1. Встать.
2. Одеться.
3. Почистить зубы.
4. Пойти на кухню
и съесть завтрак.
5. Пойти на автобусную остановку.
6. Приехать в школу, пойти в класс.
7. Сесть в автобус, чтобы поехать домой.
8. Вернуться домой, перекусить.
9. Поиграть во дворе на качелях.
10. Сделать домашние задания.
11. Съесть ужин.
12. Посмотреть телевизор.
13. Принять ванну и надеть пижаму.
14. Лечь в постель, почитать книгу с папой.
15. Выключить свет.
Слайд 45Микро расписание принятия ванны:
1. Намочить волосы.
2. Нанести шампунь на волосы.
3. Массировать
пальцами голову, чтобы нанести шампунь.
4. Смыть шампунь.
5. Взять кусок мыла и руками или мочалкой намылить:
— лицо
— руки
— ноги
— переднюю часть туловища
— заднюю часть туловища
6. Смыть мыло.
7. Промыть мочалку и повесить ее сушиться.
8. Выключить воду.
9. Вытереться полотенцем.
Слайд 46Социальная история
Это метод помощи детям с РАС, которые испытывают
сильный стресс, когда не знают, что их ждет.
Социальная история делает непонятную или новую ситуацию как можно более знакомой заранее, подготавливает детей с РАС к ней.
В социальной истории должны быть зрительные образы (как можно больше картинок – реалистичных фотографий с места – и меньше текста). Предложения должны быть короткими. Используется только первое лицо: «Я пойду в кино», «Мы сядем в зале», «Я буду вести себя хорошо».
Слайд 47 Директивные предложения, т.е. инструкции о том, что надо или
не надо делать, в истории нужно свести к минимуму (например: «Даже если вокруг будет очень шумно, я постараюсь оставаться спокойным и не буду отходить от …»)
Большинство предложений должны быть описательными (что будет происходить: «Мы войдем в холл кинотеатра, там может быть много других детей и их родителей») и перспективными (как воспринимают ситуацию окружающие: «Если я буду вести себя тихо и спокойно, то все подумают, что я очень хорошо себя веду»).
Слайд 48Пример социальной истории «Я иду в кино!»
Слайд 57Мы будем смотреть сказку про Золушку
Слайд 58Это злая мачеха. Она хотела помешать Золушке поехать на бал
Слайд 59Добрая фея-крестная помогла Золушке. Она подарила ей красивое платье, хрустальные туфельки
и наколдовала для нее золотую карету
Слайд 64 Типичные ошибки родителей
детей с РАС
1. Идеализация инклюзии.
2.
Переложение на школу всего объема помощи, который необходим ребенку.
3. Установка: «вы должны подстроиться под моего ребенка, он особый».
4. Недоверие профессионализму педагогов и психологов, попытка заставить их делать только то, что сами считают правильным.
5. Гиперопека.
6. Сосредоточенность на академических успехах ребенка в ущерб развитию его эмоциональной сферы.
Слайд 657. Иллюзия, что ребенок сам прекрасно со всем справляется.
8. Отсутствие у
родителей адекватного проекта будущего своего ребенка.
Слайд 66Последовательность шагов во взаимодействии с ребенком с РАС
1 шаг:
установление эмоционального контакта
2 шаг: наблюдение за деятельностью ребенка с целью выделения интересного для него предмета или действия для организации с ребенком совместной деятельности
3 шаг: проведение диагностики ребенка с РАС
4 шаг: определение необходимой психолого-педагогической помощи
5 шаг: продумывание индивидуально ориентированных мотивационных стимулов
6 шаг: четкое структурирование занятий
Слайд 67Основные вопросы педагогов, обучающих детей с РАС
1. Организация поведения ребенка с
РАС (дискомфорт в новой, незнакомой обстановке, сенсорная гиперчувствительность)
Приемы: постараться минимизировать негативное воздействие; получить соответствующую информацию от родителей
2. Организация учебной деятельности
Приемы: четкое расписание и предварительное ознакомление с ним ребенка; схема урока; похвала; возможность исправлять ошибки; использование рабочих тетрадей; жесты и карточки, напоминающие о правилах поведения
Слайд 68 ● Не произносить лишних слов, иначе речь для ребенка с
РАС превращается в шум.
● Давать четкие, конкретные, последовательные инструкции, поскольку эти дети не понимают контекста, только буквальный смысл сказанного.
Желательно, чтобы в формулировках правил поведения не употреблялись слова
«не» / «нет».
Слайд 73Нельзя так вести себя в школе и во время уроков
Слайд 74В школе нужно учиться, выполнять задания учителя
Слайд 75 ● Не прикасаться к ребенку без сильной необходимости, выдерживать
комфортную для ребенка дистанцию.
● Обращаться непосредственно к ребенку, можно использовать условный знак, который оговорен с ним, т.к. дети с РАС не понимают фронтальную инструкцию.
● Не стараться включать ребенка в совместную деятельность, ему достаточно просто находиться рядом, наблюдать, слушать.
● Не настаивать на том, чтобы ребенок брал за руки других детей, для него это может быть невыносимой нагрузкой и привести к эмоциональному взрыву.
Слайд 76
● Не настаивать на работе с клеем,
красками, т.к. запахи, тактильные ощущения могут быть слишком неприятными.
Слайд 77Сравнивать ребенка только с ним самим, а не с другими детьми
Слайд 78Важно создавать у ребенка субъективное переживание успеха.
Фиксировать внимание на достижениях, а
не на неудачах.
Отношение к ошибкам: они бывают, и они нужны, чтобы на них учиться.
Слайд 79Приемы:
1) снятие страха («Ничего страшного…»);
2) скрытая инструкция («Ты же помнишь,
что…»);
3) авансирование («У тебя получится…», «Ты сможешь…»);
4) высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»; «Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»);
5) концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах («На прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас»).
Но говорить это нужно искренне и уверенно.
Слайд 80
3. Организация учебного пространства
Ребенку с РАС необходимы:
отдельная одноместная парта;
коврик, где ему можно полежать во время урока;
маленькая палатка или ширма, огораживающая его парту с трех сторон;
шумопоглощающие наушники или беруши;
темные очки или кепка (бейсболка) с козырьком;
мягкая игрушка или несколько мелких предметов или игрушек;
другие ценные для этого ребенка вещи, безопасные для него и для других детей класса
Слайд 814. Собственное поведение при взаимодействии с ребенком с РАС
Действия педагога: Не
нужно этого ученика пугаться, не нужно пытаться его переделать, не нужно сюсюкать и постоянно жалеть. Нужно спокойствие и терпение, стремление понять и принять
5. Оценивание учебной деятельности (дети с РАС могут быть некритичны к своей работе и сильно реагировать на негативную оценку)
Приемы: не снижать оценку за неаккуратность; не ставить плохую отметку, пояснив, что хорошую поставить невозможно, но работу можно исправить
Слайд 826. Методика работы
Приемы: опора на сильные стороны ребенка и учет его
индивидуальных особенностей; регулярное повторение пройденного материала; различные схематичные подсказки
Рис. Можно предложить ученикам картинку и спросить: «Какой знак «спрятался» в слове?»
Слайд 83«Этот пример записан верно?» — «Верно».
«А как здесь найдем двойку»?
Решение примеров дается легче, чем решение задач
Слайд 84Чтобы было проще запомнить,
как подчеркивать подлежащее
и сказуемое, можно предложить
такую подсказку
При подчеркивании чертим столько черточек,
сколько слов в вопросе
Слайд 85Организация среды при обучении детей с РАС
Структурирование среды при
обучении детей с РАС предполагает:
четкую пространственно-временную организацию процесса,
зонирование помещения, в котором обучаются дети.
Надпись на двери в класс
Важно, чтобы на ней была информация, которая поможет ученику осознать свою принадлежность именно к этому помещению (например, «это мой класс»)
Слайд 86 Зонирование пространства
● Учебная зона – парты.
Наиболее удобное расположение полукругом напротив доски.
● «Круг» – стулья, стоящие по кругу.
Работа в кругу осуществляется в нескольких направлениях:
1) ритуал начала урока;
2) беседа по теме урока.
● Игровая зона для сенсорной разгрузки учащихся на перемене.
● Стеллаж с несколькими полками, где располагаются материалы для разных занятий: книги, пластилин, паззлы, конструктор, игрушки, карандаши с надписями («я буду читать», «я буду лепить»)
Слайд 87 ● Зона для мытья рук, где располагается раковина, а
также крючки для полотенец. Каждый крючок подписан именем ребенка. Над раковиной находится зеркало, на котором также лучше сделать надпись «это я». Также над раковиной необходимо разместить алгоритм мытья рук в виде последовательности понятных детям картинок, отображающих данный процесс.
Слайд 88● Стенд дежурств. Помимо имен детей и перечня обязанностей, на нем
размещены поощрения детей за выполненные поручения. Обязанности изображаются на табличках с картинками или фотографиями и записанными фразами от первого лица