Слайд 1Психолого-педагогические компетенции учителя
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №51» г. Курска Фёдорова Д.И.
Слайд 2Компетентный
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек. Отсюда часто
упоминаемое словосочетание «компетентный специалист».
Компетенция – это круг вопросов, в которых этот специалист хорошо осведомлен.
Слайд 3Психолого-педагогическая компетентность
определяется чаще всего как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных и
личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучаемых (воспитываемых).
Слайд 4Ключевые элементы психолого-педагогической компетентности
1) знания в области возрастной психологии и применение
этих знаний на практике;
2) социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения;
3) психологические знания о сильных сторонах и ограничениях собственной профессиональной деятельности, специфических особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.
Слайд 9Способность к сотрудничеству
Слайд 10Этапы профессионального становления
На первом этапе у начинающих педагогов (это, как правило,
те, кто только закончили высшие учебные заведения и работают не более двух лет) заметна ориентация на внешние правила и образцы поведения в конкретной школе. Объясняется это как небольшим практическим опытом при наличии приемлемой теоретической подготовки в сфере психологии, полученной в вузе, так и страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.
Слайд 11Этапы профессионального становления
На втором этапе (как правило, это молодые специалисты, успешно
прошедшие период адаптации к профессиональной деятельности, и отработавшие от двух до пяти лет по специальности) учителя все отчетливее испытывают трудности при разграничении главного в учебно-воспитательном процессе от второстепенного. Стремясь эффективно решать возникающие педагогические ситуации, они все настойчивее включают знания психологии при их анализе.
Слайд 12Этапы профессионального становления
На третьем этапе (а это уже от пяти до
десяти лет педагогического стажа) учителя, которых вполне обоснованно можно называть опытными, вступают в стадию «профессиональной компетентности», они способны самостоятельно, а главное – эффективно организовывать и планировать как собственную профессиональную деятельность, так и познавательную активность детей; и ключевой показатель – умение справляться с возникающими нестандартными педагогическими ситуациями.
Слайд 13Этапы профессионального становления
На четвертом этапе (от десяти до 20 лет педагогического
стажа) учитель становится профессионалом, для него характерно умение целостно и системно видеть педагогическую реальность, на уровне неосознаваемой компетентности включать психологические знания и накопленный опыт в решение любых педагогических задач.
Слайд 14Этапы профессионального становления
И наконец, на пятом этапе (свыше двадцати лет педагогического
стажа) – это уже не просто учитель, это эксперт, к которому обращаются за помощью молодые педагоги. За внешними проявлениями такой учитель способен увидеть глубокие, сущностные причины и, используя накопленный психолого-педагогический опыт, влиять на развитие ситуации.
Слайд 15Модель психолого-педагогических компетенций
1) Мотивационно-личностный, куда входят обоснование собственного педагогического стиля, осознание
смысла осуществляемой учителем профессиональной деятельности в контексте развития личности ребенка и саморазвития самого педагога, а также гуманистическая направленность личности учителя;
2) Содержательный, предполагающий наличие базовых знаний в области психологии (и прежде всего, возрастной психологии и психологии развития), а также умения и навыки использования психологических знаний в практике учителя;
3) Деятельностный, включающий в себя комплекс умений и навыков, необходимых для планирования, организации и успешного осуществления педагогической профессиональной деятельности; к таким умениям и навыкам мы относим прежде всего аналитические, прогностические, рефлексивные, диагностические, проективные.