Слайд 1«Психологическое сопровождение ФГОС ООО: итоги первого года работы по новым стандартам»
Подготовила: Лапшина О.Н.
МБОУ СШ г. Горбатов
Слайд 2Цель:
создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного
освоения основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи всем субъектам образовательного процесса в адаптационный период.
Слайд 3Задачи:
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся и динамики их психологического развития в
процессе школьного обучения.
Создание оптимальных социально-психологических условий личностного и интеллектуального развития обучающихся основной школы.
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию.
Снижение уровня тревожности учащихся, педагогов, родителей.
Слайд 4
Основной этап преемственности: адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено.
Особое
значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.
Слайд 5Задачи в период адаптации:
совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми
на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
создавать условия для снижения тревожности.
Слайд 6Виды работ психологического сопровождения:
Профилактика;
Диагностика;
Консультирование;
Развивающая работа;
Психологическое просвещение;
Экспертиза.
Слайд 7 Психологическая диагностика:
Диагностические опросники: «Чувства в школе», «Отношение к учебным
предметам», «Черты идеального учителя» (по Левченко);
методика«Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбург;
Социометрическая матрица;
«Методика исследования самооценки «Дембо – Рубинштейн»;
Методика Э.М Александровской;
Тест школьной тревожности Филлипса.
Слайд 8Результаты психодиагностического обследования позволяют:
определить преимущества и проблемные стороны готовности на
индивидуальном и групповом уровне;
определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;
выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;
провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
Слайд 9Консультативная деятельность:
по вопросам обучения и психологического развития; информирование о проблемах обучения,
методическая помощь в организации эффективного взаимодействия родителей с детьми.
• по вопроса, межличностного взаимодействия конкретных учащихся, для разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель- ученик; учитель- учитель; ученик- ученик и т. д.
• по вопросам разрешения конфликтных и сложных ситуаций в социальной среде и дома.
Слайд 10Коррекционно – развивающая работа:
тренинги, ролевые игры по адаптациии пятиклассников из начальной
школы в среднее звено;
занятия с учащимися с низким уровнем школьной мотивации и высоким показателем тревожности;
применение в работе методов арт –терапии.
Слайд 11Психологическое просвещение:
родительское собрание по теме: «Адаптация пятиклассников в школе»;
семинар для педагогов
«Психологическое общение»;
оформление тематических стендов школьной жизни с применением психологических знаний;
выступление на пед. совете: «Эффективность мониторинга внеурочной деятельности»;
выступление на ШМО: «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»;
выступление на РМО : «Использование методов психологической терапии в работе педагога – психолога образовательного учреждения».
Слайд 12Психологическая профилактика:
совместная работа с социальным педагогом, зам. директора по УВР, педагогами
школы с детьми и родителями группы риска;
индивидуальные консультации учеников с целью профилактики явлений школьной и социальной дезадаптации;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Слайд 13Организационно – методическая
работа:
Подбор материалов: для проведения консультаций учителей, учащихся, родителей;
для проведения диагностической работы;
для коррекционной и просветительской работы;
- Планирование совместных действий классных руководителей, администрации школы и психолога;
- Составление пакета методик для диагностики УУД ;
- Планирование диагностических мероприятий к совещаниям, ПМПК;
- Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации.
Слайд 14Психологическая эффективность:
субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
адекватная
самооценка;
сформированность Я – концепции личности;
оптимальное развитие его способностей, и, как следствие,
профессиональное самоопределение.
Слайд 15Результат:
уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом классе -более 80%;
положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий